Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды ответственности в менеджменте






Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман (1912-2006) подчеркивал, что роль бизнеса в обществе состоит в использовании энергии предпринимателей, менеджеров, других работников, а также ресурсов в деятельности, которая направлена на увеличение прибыли при условии выполнения правил игры (законодательных актов, честного слова и т.п.) и участия в открытой конкурентной борьбе без обмана и мошенничества.

Кроме осуществления непосредственной производственно-хозяйственной деятельности, перед предпринимателями и менеджерами возникают проблемы ответственности перед обществом и этики. Каждая организация использует в своей деятельности материальные, финансовые и трудовые ресурсы государства и потому несет ответственность перед обществом.

В менеджменте выделяют пять видов ответственности юридическую, информационную, корпоративную, финансово-экономическую и социальную.

Юридическая ответственность – это выполнения конкретных государственных законодательных актов, инструкций, норм и т.п., которые регламентируют границы и принципа деятельности организации.

Информационная ответственность – это предоставления правдивой и честной информации средствам массовой информации, при осуществлении рекламной деятельности, при переговорах с партнерами и т.п.

Корпоративная ответственность – это ответственность перед работниками и основателями предприятия относительно использования ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, энергетических, информационных и т.п.), распределения прибылей, выдвижение на руководящие должности и т.п.

Финансово-экономическая ответственность – это использования «чистых» источников финансирования, своевременные выполнения договорных обязательств и выплата заработной платы, проводка обоснованного учета, экономического анализа и т.п.

Социальная ответственность – это добровольная реакция на социальные проблемы общества со стороны организации.

Признание предпринимателями и менеджерами социальной ответственности и их реагирование имеет свои преимущества и недостатки. Социальная ответственность создает такие преимущества:

1) обеспечивает долгосрочные перспективы;

2) меняет нужды общества;

3) помогает решать социальные проблемы, в том числе и своих работников;

4) формирует нормы морали в самой организации;

5) создает доброжелательные отношения между предпринимателями (менеджерами) и другими членами общества и т.п.

Составляющей социальной ответственности организации есть социальное поведение, которое называют интеграционной стратегией завоевания общественного доверия. Если предприятие хочет завоевать доверие общества, то ему необходимое сознательное и активное поведение, которое ориентируется на общественные запросы, а именно ответственное, коммуникативное, инновационное поведение.

Ответственное поведение (способность предприятия отвечать на запросы до тех пор, пока эту проблема не будет решено) базируется на таких аспектах:

· ответственность за роль предприятия в обществе (ответственность за удовлетворения определенных нужд общества);

· ответственность предприятия за способности (предприятие берет на себя ответственность относительно проблем, которые оно в возможности решить);

· причинная ответственность (предприятие должно нести ответственность за те проблемы, причиной которых оно есть).

Коммуникативное поведение. Если предприятие хочет взять на себя определенную ответственность, то об общественных нуждах оно может узнать с помощью диалога с общественностью. Коммуникативное поведение состоит в работе с общественностью («паблик рилейшнз»). Принципами такой работы есть: инновационное поведение – руководство предприятия должны находить оптимальные решения как для имеющихся, так и для возможных проблем, связанных с инновациями, которые бы положительно воспринимались обществом.

Элементы реализации социально ответственного менеджмента:

· виды деятельности (постоянный поиск новых видов деятельности в
интересах общества);

· сотрудничество (с партнерами, клиентами);

· персонал (внимательное и чувствительное выполнения его запросов);

· внешняя среда (формирование его стабильности);

· общественная ориентация предприятия;

· реакция на общественные проблемы.

Недостатками признания социальной ответственности есть:

1) нарушение принципа максимизации прибыли;

2) рост себестоимости за счет увеличения расходов на социальные нужды;

3) невозможность обеспечения высокого уровня подотчетности обществу;

4) неумелое удовлетворение социальных нужд;

5) применение социальной ответственности только для рекламных целей.

Социальная ответственность определенным чином базируется на нормах, ценностях, которые вытекают из этики менеджмента. Этика – это наука о моральных принципах и нормы поведения, а этическая ответственность – соблюдение этических норм во внутренней и внешней средах организации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал