Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды ответственности в менеджменте
Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман (1912-2006) подчеркивал, что роль бизнеса в обществе состоит в использовании энергии предпринимателей, менеджеров, других работников, а также ресурсов в деятельности, которая направлена на увеличение прибыли при условии выполнения правил игры (законодательных актов, честного слова и т.п.) и участия в открытой конкурентной борьбе без обмана и мошенничества. Кроме осуществления непосредственной производственно-хозяйственной деятельности, перед предпринимателями и менеджерами возникают проблемы ответственности перед обществом и этики. Каждая организация использует в своей деятельности материальные, финансовые и трудовые ресурсы государства и потому несет ответственность перед обществом. В менеджменте выделяют пять видов ответственности – юридическую, информационную, корпоративную, финансово-экономическую и социальную. Юридическая ответственность – это выполнения конкретных государственных законодательных актов, инструкций, норм и т.п., которые регламентируют границы и принципа деятельности организации. Информационная ответственность – это предоставления правдивой и честной информации средствам массовой информации, при осуществлении рекламной деятельности, при переговорах с партнерами и т.п. Корпоративная ответственность – это ответственность перед работниками и основателями предприятия относительно использования ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, энергетических, информационных и т.п.), распределения прибылей, выдвижение на руководящие должности и т.п. Финансово-экономическая ответственность – это использования «чистых» источников финансирования, своевременные выполнения договорных обязательств и выплата заработной платы, проводка обоснованного учета, экономического анализа и т.п. Социальная ответственность – это добровольная реакция на социальные проблемы общества со стороны организации. Признание предпринимателями и менеджерами социальной ответственности и их реагирование имеет свои преимущества и недостатки. Социальная ответственность создает такие преимущества: 1) обеспечивает долгосрочные перспективы; 2) меняет нужды общества; 3) помогает решать социальные проблемы, в том числе и своих работников; 4) формирует нормы морали в самой организации; 5) создает доброжелательные отношения между предпринимателями (менеджерами) и другими членами общества и т.п. Составляющей социальной ответственности организации есть социальное поведение, которое называют интеграционной стратегией завоевания общественного доверия. Если предприятие хочет завоевать доверие общества, то ему необходимое сознательное и активное поведение, которое ориентируется на общественные запросы, а именно ответственное, коммуникативное, инновационное поведение. Ответственное поведение (способность предприятия отвечать на запросы до тех пор, пока эту проблема не будет решено) базируется на таких аспектах: · ответственность за роль предприятия в обществе (ответственность за удовлетворения определенных нужд общества); · ответственность предприятия за способности (предприятие берет на себя ответственность относительно проблем, которые оно в возможности решить); · причинная ответственность (предприятие должно нести ответственность за те проблемы, причиной которых оно есть). Коммуникативное поведение. Если предприятие хочет взять на себя определенную ответственность, то об общественных нуждах оно может узнать с помощью диалога с общественностью. Коммуникативное поведение состоит в работе с общественностью («паблик рилейшнз»). Принципами такой работы есть: инновационное поведение – руководство предприятия должны находить оптимальные решения как для имеющихся, так и для возможных проблем, связанных с инновациями, которые бы положительно воспринимались обществом. Элементы реализации социально ответственного менеджмента: · виды деятельности (постоянный поиск новых видов деятельности в · сотрудничество (с партнерами, клиентами); · персонал (внимательное и чувствительное выполнения его запросов); · внешняя среда (формирование его стабильности); · общественная ориентация предприятия; · реакция на общественные проблемы. Недостатками признания социальной ответственности есть: 1) нарушение принципа максимизации прибыли; 2) рост себестоимости за счет увеличения расходов на социальные нужды; 3) невозможность обеспечения высокого уровня подотчетности обществу; 4) неумелое удовлетворение социальных нужд; 5) применение социальной ответственности только для рекламных целей. Социальная ответственность определенным чином базируется на нормах, ценностях, которые вытекают из этики менеджмента. Этика – это наука о моральных принципах и нормы поведения, а этическая ответственность – соблюдение этических норм во внутренней и внешней средах организации.
|