Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика в менеджменте






Этика — это нормы поведения, совокупность общепринятых юридических и моральных правил, требования, которые человек ставит перед собой или которые требует общество в определенной среде и социальной группе.

Под этическим поведением необходимо понимать совокупность поступков и действий людей, которые отвечают тем нормам морали, сознания или порядка, которые сложились в обществе или к которым оно направляется. В процессе предпринимательской и управленческой деятельности встречаются случаи большего или меньшего отклонения от общественных норм, что собственное и является неэтичным поведением.

Причинами неэтичной деятельности могут быть:

1) конкурентная борьба;

2) желание иметь большие прибыли;

3) неумелое стимулирование руководителей за этическое поведение;

4) уменьшение значения этики в обществе;

5) желание достичь цели и выполнить миссию организации любой ценой;

6) неэтичное поведение партнеров;

7) возникновение конфликтных, стрессовых и других подобных явлениях в организации;

8) неудачный подбор и неумелое применение стилей руководства;

9) слишком сложная система разработки и принятия решений в организации и т.п.

На современном этапе большинство отечественных и иностранных фирм понимают, что от соблюдения их работниками этических норм зависит деловая репутация компаний. Довольно часто перед организациями возникает дилемма: действовать этично, но недополучить потенциальные прибыли, достигать ли установленных целей, несмотря на средства, то есть работать по принципу Макиавелли «Цель оправдывает средства».

Исследование показали, что если фирма планирует осуществлять свою деятельность в краткосрочном периоде, не ориентируясь на перспективное развитие, то второй вариант поведения для нее есть целиком оправданный. Если же компания хочет завоевать стабильное положение на рынке, установить взаимовыгодные и честные отношения со своими партнерами, обеспечить успешное и прибыльное ведения бизнеса в долгосрочном периоде, то все действия и поступки ее работников должны базироваться на неуклонном соблюдении этических норм, делового этикета.

Стратегия этического поведения иногда заставляет предприятия отказываться от довольно привлекательных предложений, но твердость и принципиальность в таких вопросах создают организации репутацию надежного делового партнера, то есть инвестиции в этику скупаются.

Степень овладения системы этических принципов и правил формирует этический уровень менеджера. В современном менеджменте важного значения приобретает служебный этикет, который означает установленный порядок и формы обращения на службе, в отношениях между работниками, он включает: внешний вид; манеру разговаривать; приветствие сотрудников; форму общения менеджера и подчиненного; форму отдачи распоряжений; этику поощрения и наказание.

Нередко с целью этического воспитания работников в организациях разрабатываются этические кодексы, которые определяют моральные и социальные ценности компании, принципы делового этикета, правила поведения работников; создаются специальные структурные подразделы (например, комитет по этике) специальные ли должности (например, уполномоченный по этическим вопросам).

Итак, современный менеджмент предлагает такие меры для обеспечения этического поведения: внедрение этических норм, которые отображают систему общих ценностей, общественных вкусов и правил этики работников организации; введение комитетов по этике; проводка социальных ревизий, назначение которых оценивать влияние социальных факторов на организацию; организация обучения этическому поведению руководителей и подчиненных; постоянное информирование работников о случаях высоко этичного поведения через печать, радио, телевидение и т.п.; проводка совещаний, конференций, симпозиумов и т.п. из проблем этического поведения и т.п.

Правила этического поведения базируются на таких моральных категориях, как вежливость, тактичность, корректность, порядочность, доброжелательность и т.п., их усвоение и неуклонное соблюдение содействует развитию чувства такта, умение говорить и действовать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей собеседников, развивает способность достойно вести себя в сложных ситуациях (в том числе конфликтных, стрессовых), формирует собственный авторитет работников и имидж организации в общем, создает благоприятный психологический климат делового общения, которое содействует развитию деловых контактов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал