Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы информации






· Информация, основанная на знаниях, которая передается в вербальной форме (журналы, монографии, конференции, курсы, обсуждения в научных сообществах, беседы с коллегами, теле- и радиопередачи).

· Информация, основанная на умениях и навыках, которая передается через практическую деятельность, наблюдение или непосредственное участие (курсы, стажировки в организациях с новыми технологиями, приглашение квалифицированного персонала (или взаимообмен).

· Информация, основанная на оборудовании, которая передается через инновационную продукцию, данных о ней - публикуются в рекламе, в торговых журналах.

Источники информации:

Поскольку технология является преимущественно информацией, предназначенной для достижения какой-либо цели, или знанием о том, как сделать что-либо, то трансферт представляет собой фактически распространение технологий с помощью информационных каналов различного типа.

· Формальные информационные источники (целенаправленно, сознательно создаются и контролируются):

внешние - подписка на торговый журнал, участие в научном сообществе, членство в региональном технологическом центре, привлечение консультантов;

внутренние – собрания, информационные листки, движение персонала, обучение, переобучение, повышение квалификации.

Формальные информационные потоки легче контролировать решение о формальных потоках принимается сознательно и предоставляют информацию регулярно.

· Неформальные потоки информации – не планируемые, случайные (беседа за обедом, «переброска несколькими словами», возникновение случайных не планируемых групп на конференциях или при обучении и т.п.)

Неформальные информационные потоки ничуть не менее важны, но по самой их природе их намного сложнее контролировать, отслеживать, однако это очень важно делать для эффективного трансферта технологий. При этом важен индивидуальный подход к работникам при организации информационных потоков с целью реализации инноваций.

Индивидуальный подход к работникам при управлении трансфертом технологий предполагает различные ролевые функции разных работников в организации и регулировании информационных потоков о новых технологиях.

Условно основными ролевыми функциями работников в процессе трансфера технологий являются:

«Технологический вратарь» - много читают, благодаря своим широким интересам имеют интенсивные неформальные профессиональные контакты, обладают огромным объемом информации о новых технологиях, применяемых в различных организациях и сферах деятельности. «Технологический вратарь» помогает отследить и идентифицировать нужную технологию - «поймать ее».

«Отец» инновационного проекта выполняет свою роль на стадии разработки проекта, иногда в течение всего инновационного процесса, он осуществляет всестороннее осмысление новой технологии, информирование и убеждение других работников в ее ценности и перспективности.

«Чемпион» принимает от «отца» руководство организацией информационных потоков, координирует информационные потоки до реализации инновации. Его задача – достичь «финиша», при этом очень важны коммуникационные навыки межличностного общения.

В разных странах при решении задач управления трансфертом технологий используют различные подходы к организации сканирования и мониторинга.

В странах с централизованной плановой экономикой решающая роль отводится правительственным структурам и решения доводятся до организации как детерминанта.

В большинстве развитых стран существуют региональные консультационно-технологические центры, центры трансферта технологий и другие подобные правительственные агентства, где осуществляется подбор литературы с соответствующей технологической информацией, оказание консультационных услуг.

В развитых странах популярна организация специальных отделов мониторинга, подразделений и программ технологической разведки (специальные подслушивающие службы – «listening posts» в Японии). Технологическая разведка может являться частью программ коммерческой или деловой разведки, основными функциями, которой являются:

информационное обеспечение бизнеса, коммерческой (производственной) деятельности компании: обеспечение его стратегической, оперативной, тактической, информацией;

модернизация бизнес процессов и технологий в управленческой, технологической и научно-технической областях.

Поиск информации, касающейся модернизации бизнес-процессов и технологий, осуществляется в жёсткой и непосредственной привязке к намеченным стратегическим целям бизнеса компании. Предметный и чётко ориентированный сегмент поиска технологической информации, способствующей улучшению качества работы компании.

Система коммерческой разведки обязана предвидеть во-первых, варианты развития рынка, рыночного сегмента и рыночной конъюнктуры; во-вторых, варианты развития и изменения предпочтений потребителей и клиентов в отношении продукции собственной компании; в-третьих, варианты изменения (к указанному временному порогу) собственной компании и её деятельности и др.

Многие японские компании создают специальные зарубежные центры НИОКР, целью, которых является сбор и использование опыта местных специалистов, носителей новых знаний и идей.

Весьма распространено сегодня и объединение компаний для совместной разработки и осуществления программ технологической разведки, опасность такого объединения заключается в том, что оно может вызвать «атрофию» собственной программы технологической разведки компании.

Несмотря на большое внимание уделяемое многими зарубежными компаниями технологической разведке, огромную роль в развитии трансфера технологий играет государственная политика.

Идея широкого использования различных схем передачи технологий, разработанных в государственном секторе или при финансовой поддержке государства, промышленным предприятиям с целью повышения их конкурентоспособности получила к настоящему времени признание во многих индустриальных странах, но первыми на этот путь встали США. До 1980 г. результаты финансируемых из госбюджета научных исследований и разработок являлись федеральной собственностью, что не создавало у ученых, работающих в федеральных лабораториях или получающих финансовую поддержку от государства, особой заинтересованности в коммерческом применении полученных знаний. Обострение конкуренции на мировом рынке заставило конгресс пойти на изменение действующего законодательства. В 1980-х гг. был принят ряд законов, регулирующих процесс передачи технологий, в результате чего университеты, бесприбыльные организации и фирмы малого бизнеса получили право передавать лицензии промышленным компаниям на коммерческое использование изобретений сделанных в ходе исследований при финансовой поддержке федерального правительства. Это привело в дальнейшем к быстрому увеличению числа подразделений при университетах, которые начали оказывать консультационные услуги по оформлению лицензий и внедрению новых изобретений.

В конце 1980-х гг. принятые ранее законы были дополнены нормативными актами, определившими, в частности, порядок заключения соответствующих лицензионных соглашений и разделения роялти. Они обеспечили промышленным компаниям правовые гарантии на использование интеллектуальной собственности, возникающей в результате соглашений о кооперативных исследованиях с федеральными лабораториями, и дали последним право на роялти от практического применения их изобретений, созданных в рамках подобных соглашений. Таким образом, была предоставлена возможность для проведения совместных кооперативных НИОКР производственным фирмам и финансируемым из бюджета лабораториям.

В начале 1990-х гг. в США под руководством НАСА была сформирована Национальная сеть трансфера технологий, состоящая из головного Национального центра передачи технологий и шести расположенных в разных частях страны региональных Центров трансфера технологий. Кроме того, значительное число программ по трансферу технологий осуществляют федеральные министерства и ведомства, а также власти штатов и отдельные университеты.

Принятые меры способствовали активизации деятельности по трансферу технологий на всех уровнях и привели к увеличению поданных заявок на изобретения с участием федеральных лабораторий, количеству выданных на них патентов и увеличению расходов частного сектора на поддержку научных исследований в университетах.

Безусловным лидером среди стран ЕС является Великобритания, где большинство университетов имеют офисы трансфера технологий. Заметную роль в формировании системы трансфера технологий в Великобритании сыграли консорциумы (клубы) промышленных компаний, образовательных учреждений и научных лабораторий для проведения совместных исследований на доконкурентных стадиях НИОКР. На рубеже 1990-х гг. министерство торговли и промышленности оказывало поддержку более чем 100 подобным учреждениям в различных областях техники и новых технологий от квантовой электроники до биотехнологии.

Поскольку проводимые в клубах исследования не преследовали конкретных рыночных целей, проблем с правом интеллектуальной собственности на результаты НИОКР в данном случае не возникало. Основные задачи клубов — установление связей между университетами, научными лабораториями и заинтересованными промышленными компаниями, а также распространение информации о новых перспективных технологиях.

Крупнейшей структурой такого рода является Британская технологическая группа (BTG), созданная в 1981 г. как самоокупаемая государственная организация и приватизированная в 1992 г. Основная сфера деятельности BTG — это содействие передаче новых перспективных идей и разработок из университетов, политехникумов и различных исследовательских учреждений государственного сектора в промышленность на основе продажи лицензий.

Британская технологическая группа проводит экспертизу коммерческой значимости предложений ученых, а также финансирует на коммерческой основе некоторые положительно оцененные инновационные проекты. Еще одно направление ее деятельности — патентование за рубежом изобретений английских ученых и защита в Великобритании зарубежной интеллектуальной собственности.

Япония приступила к реорганизации системы трансфера технологий в 1998 г. после принятия законодательного акта о трансфере технологий, предусматривавшего, в частности, создание при университетах структур по трансферу технологий, одобренных правительством. После 1998 г. японское правительство профинансировало 27 вновь созданных центров трансфера технологий (ЦТТ), которые обеспечивают изобретателей университетов услугами по управлению и коммерциализации результатов исследований и разработок.

Как только создание ЦТТ было одобрено, Правительство Японии стало предоставлять две трети средств на эксплуатационные расходы (без возмещения расходов, связанных с услугами патентного поверенного и выплат патентных пошлин) в пределах суммы, эквивалентной 300 тыс. долл. США в год сроком на пять лет.

Созданные ЦТТ представляют собой офисы по лицензированию технологии, которые могут заниматься передачей патентных прав. Правительство Японии владеет патентными правами, а также результатами исследований и разработок, созданных в национальных университетах, межуниверситетских учреждениях, опытных и исследовательских организациях Японии и независимых административных учреждениях.

Некоторые японские ЦТТ, по заключению японских экспертов, пришли к выводу, что средств, предоставленных Правительством, недостаточно для того, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность. Эти организации создали новые ассоциированные коммерческие компании для оказания содействия по коммерциализации университетских результатов исследований и разработок, а также обратились к членам профессорско-преподавательского состава с просьбой инвестировать средства в эти компании.

Таким образом, несколько компаний, ассоциированные с университетскими ЦТТ, владельцами которых являются члены профессорско-преподавательского состава, оказывают содействие в коммерциализации университетских технологий. Изначально предполагалось, что ЦТТ станут самоокупаемыми и смогут перейти на самофинансирование из доходов, получаемых от коммерциализации университетских исследований и разработок. Когда стал очевидным тот факт, что самоокупаемость не может быть достигнута, правительство Японии приступило к формированию новой системы финансирования ЦТТ. В 2004 г. японское законодательство предоставило всем национальным университетам независимый юридический статус с тем, чтобы университеты могли принимать участие в инициативах, связанных с созданием ЦТТ.

Существует множество способов трансфера технологий на международном уровне, наиболее распространенными являются:

- Покупка технологий, осуществление прямых иностранных инвестиций.

- Реверсивное, обратное проектирование - демонтаж (разборка) инновационной продукции; изучение того, как она работает, как сделана; разработка улучшенных версий этой продукции и продажа под своим именем.

- Производство на базе подлинной, незаимствованной технологии – (в производстве бытовой электроники). Местная фирма производит - продукт согласно спецификации иностранной фирмы-заказчика которая продает продукцию под своим собственным именем.

- Создание заводов «под ключ» - внешний трансферт сложных, комплексных производственных технологий. При этом иностранная фирма несет ответственность за управление проектом, отбор поставщиков, обучение менеджеров и технического персонала завода.

В Республике Беларусь Республиканский центр трансфера технологий был создан в мае 2003 г. при содействии Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Программы развития ООН (ПРООН) и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Деятельность РЦТТ курируется ГКНТ и НАН Беларуси. В настоящее время он является не юридическим лицом, а подразделением некоммерческой организации - Инновационной ассоциации «Академтехнопарк». Параллельно с нами в рамках проекта ТАСИС подобная структура создавалась и в России под названием «Российская сеть трансфера технологий».

 

Литература: основная - 1, 2, 3; дополнительная – 1, 9, 6, 8.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал