Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 9 экспертное исследование транспортных средств
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Возникновение многих ДТП обусловлено техническими неисправностями, конструктивными и производственно-технологическими недостатками транспортных средств. Наиболее часто причинами ДТП являются: в тормозных системах — утечка тормозной жидкости или воздуха из магистрали, разрыв шлангов, манжет и диафрагм тормозных камер, изнашивание или замасливание фрикционных накладок, бортовая неравномерность тормозных сил, в рулевом управлении — увеличенный свободный ход рулевого колеса, разъединение тяг рулевого привода из-за поломки шаровых пальцев, заклинивание рулевого механизма, ослабление крепления деталей; в системе освещения — перегорание ламп, неправильная установка фар; в ходовой части — проколы и разрывы шин, чрезмерное изнашивание протектора, нарушение герметичности шины из-за ослабления ее посадки на ободе, срезание шпилек В дорожном движении участвует большое число неисправных автомобилей, угрожающих безопасности. Из проверенных ВНИИ МВД СССР 300 грузовых автомобилей только 6 отвечали требованиям Правил дорожного движения. Остальные имели одну или несколько неисправностей в системах, агрегатах и узлах, влияющих на безопасность. В табл. 9.1 приведены данные о доле неисправных грузовых автомобилей в общем числе проверенных автомобилей той же марки. Обследование 900 легковых автомобилей выявило также значительное число неисправных (табл. 9.2). Подавляющее число водителей обследованных автомобилей знало о существовании неисправностей еще до наезда на линию. Много неисправностей обнаружено у автомобилей, недавно выпущенных предприятием-изготовителем (пробег менее 10 тыс км). Выявленные неисправности характерны как для автомобилей индивидуальных владельцев, так и для автомобилей, принадлежащих министерствам и ведомствам. Таблица 9.1. Причины технической неисправности грузовых автомобилей
Таблица 9.2. Причины техническое неисправности легковых автомобилей
Расследование и судебное разбирательство уголовных дел, связанных с ДТП и фактами нарушения требований Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации транспортных средств, требуют обязательного исследования технического состояния элементов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения. Техническое состояние автомобиля определяют в большинстве случаев на месте ДТП работники Госавтоинспекции, иногда с участием следователя. Результаты фиксируют в Протоколе осмотра и проверки технического состояния транспортного средства. К сожалению, опыт производства судебных экспертиз показал, что случаи, когда этот Протокол заполнялся правильно и содержал обоснованные и исчерпывающие сведения о техническом состоянии транспортного средства, весьма редки. Без указания конкретных значений параметров, на основании которых сделан вывод о состоянии какого-нибудь элемента, и сведений о размерах повреждений и их дислокации этот документ не содержит объективной технической информации. Поэтому в процессе предварительного расследования ДТП и производства экспертизы часто возникает необходимость дополнительно осмотреть транспортное средство и проверить его техническое состояние с замером основных параметров. Применительно к задачам, стоящим перед экспертом-автотехником, проверить техническое состояние автомобиля — это значит определить работоспособность систем, влияющих на безопасность движения. На местах ДТП такая проверка осуществляется путем проведения технического экспресс-диагностирования. Техническое диагностирование транспортного средства — это процесс определения и оценки технического состояния систем без их разборки, по совокупности обнаруженных диагностических параметров. К основным системам автомобилей, влияющим на безопасность движения, относятся тормозные (рабочая, запасная, стояночная и вспомогательная), рулевого управления, внешней сигнализации и освещения, а также трансмиссия и ходовая часть.
|