Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, руководство СССР вместо усиления интеграционных процессов стало на путь передачи республикам части полномочий центра.






Ситуация осложнилась, а противоречия еще более обострились после обсуждения различных вариантов экономической программы выхода из кризиса. Б.Н. Ельцин заявил, что РСФСР будет самостоятельно проводить радикальные рыночные преобразования на основе на основе раздела союзного и местного бюджета, собственности, вооружений и т.д. Началась «война законов», которая парализовала намечавшиеся элементы конструктивной деятельности. Политическое и правовое противостояние между Москвой и союзными республиками стало приобретать перманентный характер.

В январе 1991 года правительство В.С. Павлова начало проводить денежную реформу, которая еще больше обострила противоречия. Страну охватила всеобщая паника. В апреле 1991 года правительство повысило розничные цены на продовольственные и промышленные товары в 2-5 раз, а заработная плата увеличилась только на 20-30%. Недовольство людей существующей властью достигла апогея.

Необходимо указать и на значительные усилия по ликвидации Союза со стороны Запада. Чтобы избежать обвинений во вмешательстве во внутренние дела СССР, были созданы многочисленные «фонды, центры, советы, ассоциации», которые официально считались частными, но фактически находились под влиянием спецслужб.

В результате обострения кризиса происходит резкая поляризация политических сил. В стране сформировались два противостоящие течения, которые публицисты того времени назвали «демократами» и «партократами».

14 августа 1991 года был напечатан текст нового Союзного договора, который носил противоречивый характер. Подписание договора должно было состояться 20 августа 1991 года.

Распад СССР ускорили события, которые произошли с 18 по 21 августа 1991 года. Во время отпуска М.С. Горбачева и нахождения его в Крыму, группа высших государственных лиц создали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), объявили о болезне М.С. Горбачева и переходе всей власти к ГКЧП.

Исторический документ. М.С. Горбачев писал: «…Августовские события подтолкнули процессы дезинтеграции страны, которые и без того набрали к тому времени большую скорость…»

Августовские события положили начало распаду СССР. До конца августа парламенты Эстонии, Латвии, Украины, Молдовы, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана приняли постановления о государственной независимости этих республик.

8 декабря 1991 года Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич подписали в Вискулях (в Беловежской пуще) Соглашение об образовании Содружества Независимых государств (СНГ), которое должно было стать принципиально новым объединением республик. В Соглашении констатировалось, что Советский Союз как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Содружество объявлялось открытым для присоединения других республик. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М.Горбачев ушел в отставку.

Для координации деятельности Содружества были созданы руководящие органы. Совместной сферой деятельности государств – членов СНГ объявлялись:

- координация внешней политики;

- экономическое сотрудничество;

-охрана окружающей среды;

- вопросы миграционной политики;

- борьба с организованной преступностью[3].

Таким образом, в рамках СНГ не удалось решить интеграционные проблемы, преодолеть существующие национальные противоречия и даже конфликты. СНГ представляет на современном этапе полезный форум для координации практических задач.

2. Основные тенденции общественно-политического развития Республики Беларусь.

Становление и развитие суверенного государства связано с переходом от тоталитарной политической системы к демократической, что предполагает формирование правового государства, гражданского общества, свободы совести, превращение личности из средства для государства в его основную цель, их взаимоответственность.

 

? Какие признаки демократического общества Вы можете еще назвать?

 

Важное значение в общественно-политической жизни имели процессы, связанные с восстановлением политической справедливости в отношении ранее репрессированных граждан, которые стали жертвами сталинского режима. Такая работа была начата в СССР еще в 1954 году, но в середине 60-х годов была свернута и вновь возобновилась лишь в конце 80-х годов. В Республике Беларусь работа по реабилитации жертв сталинских репрессий интенсивно начала проводиться в 90-х годах. В 1994 году принято Постановление Верховного Совета БССР «О порядке реабилитации жертв политических репрессий в Беларуси». В 1997 году принят Указ Президента «О продлении срока реабилитации жертв политических репрессий».

По мнению ряда ученых, с мнением которых согласны и специалисты представительства ООН в Беларуси, жертвами сталинских репрессий стали 600-700 тысяч жителей нашей страны. Всего было пересмотрено152 399 дел, которые касались 252 552 человек. Активно занимается темой репрессий на территории Беларуси писатель Леонид Моряков. Он издал книгу «Репрессированные деятели белорусской культуры». В ней – 3тыс.биографий. Подготовлено еще два тома, посвященных репрессированным священникам (2 тыс. биографий), учителям и преподавателям вузов (4 тыс. биографий).

Государством принимаются меры по обеспечению прав реабилитированных граждан и их родных, компенсации нанесенных материальных затрат. Во всех регионах созданы комиссии по оказанию содействия в обеспечении прав жертв политических репрессий 20-х – 80-х годов и увековечения их памяти.

Среди основных тенденций развития общественно-политической жизни республики Беларусь необходимо указать на развитие многопартийности, открытой формы политического плюрализма. Возникновению новых партий, общественных организаций и движений способствовал Закон «Об общественных объединениях», который вступил в действие с 1 января 1991 года. В нем определен порядок создания и деятельности партий и общественных объединений. В настоящее время эти процессы регулируются Конституцией Республики Беларусь (ст.4 и ст.5), Законом «О политических партиях», (1994г.), Законом «Об общественных объединениях»(1994г.), Законом от 19.07.2005 г. «О политических партиях». Запрещается создание и деятельность политических партий и общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Методическая рекомендация. Преподаватель может дать студенту задание, связанное с подготовкой краткого сообщения по одному из вышеперечисленных законов.

В начале 2009 года в Республике Беларусь функционировало 36 профсоюзов, 15 политических партий и 2255 общественных объединений. Это свидетельствует о устойчивом доминировании демократических тенденций в общественно-политической жизни современного белорусского общества. *(Более подробно см.: Политические партии: Беларусь и современный мир. Мн.: 2002).

Значительные изменения произошли в профсоюзном движении. В октябре 1990 года состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). Это самое крупное общественное объединение страны. На волне забастовочного движения возникают независимое профсоюзное движение. В ноябре 1991 года состоялся учредительный съезд Свободных профсоюзов Беларуси, которые объявили себя конкурентами ФПБ.

Молодому, независимому государству требовалась поддержка и высокая созидательная активность молодежи. Это стало возможным благодаря последовательному подходу к реализации Государственной молодежной политики, созданию БРСМ.

Задание. Подготовить сообщение о деятельности первичной организации БРСМ Белорусско-Российского университета.

В июле 1994 года состоялись выборы Президента Республики Беларусь. На этот пост претендовало шесть кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 года стал Александр Григорьевич Лукашенко. За него проголосовало 81% участвующих в выборах граждан. Предвыборная программа А.Г. Лукашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономической и политической стабильности и безопасности, проведение курса на реформирование общества, улучшение материального положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью.

В условиях политической конфронтации с оппозицией А.Г. Лукашенко в соответствии с Конституцией Республики Беларусь инициировал проведение референдума, на который были вынесены следующие вопросы:

«Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?». Положительно ответило 83% избирателей, принявших участие в референдуме;

за поддержку предложения Президента об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь проголосовало 75, 1%;

за одобрение действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией проголосовало 83, 3% избирателей.

Вывод. В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референдума была введена новая государственная символика. Постепенно сняты искусственные ограничения в использовании русского языка, более интенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.

Летом – осенью 1996 года обострился конфликт из-за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом. Каждая из сторон предложила вынести на референдум свой вариант поправок к Конституции 1994 года. На референдум был вынесен вопрос о переносе Дня независимости республики с 27 июля на 3 июля – День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом высказалось 70, 45% граждан от общего количества избирателей, за перенос Дня независимости- 88, 18% избирателей, принявших участие в референдуме.

В соответствии с дополнениями и изменениями в Конституции руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Был сформирован двухпалатный парламент-Национальное Собрание Республики Беларусь, состоявшее из Палаты представителей (110 депутатов, избираемые народом) и Совета Республики (по 8 человек избирается от каждой области и г. Минска и 8 человек назначается Президентом.

Знаменательным событием в общественно-политической жизни Республики Беларусь стали выборы Президента, состоявшиеся 9 сентября 20001 года и 19 марта 2006 года. Они прошли в присутствии международных наблюдателей, при высочайшей активности избирателей. За А.Г. Лукашенко в 20001 году проголосовало 75, 65% от принявших участие в голосовании, а в 20006 году – 82, 6%. Итоги выборов говорят о социально - политическом оптимизме белорусского народа, его стремлении к экономической и политической стабильности, вере в последовательность и обязательность власти.

Участие А.Г. Лукашенко в президентских выборах 2006 года стало возможным благодаря результатам референдума, состоявшегося 17 октября 2004 года, на который был вынесен вопрос в следующей формулировке: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента…» Республиканский референдум был совмещен с выборами депутатов Палаты представителей.

Основательного реформирования требовала избирательная система. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны еще в 1988 году, в связи с принятием Закона «О выборах народных депутатов». В соответствии с ним не стала ограничиваться количество кандидатов, претендующих для избрания на одно депутатское место. Впервые вводится право выдвигать кандидатов в народные депутаты от собраний выборщиков по месту жительства. В марте 1989 год в Беларуси как и во всей стране в целом в обстановке открытой напряженной борьбы прошли выборы народных депутатов. Это были первые за многие годы свободные, незарегламентированные выборы. Но избирательная система продолжает оставаться несовершенной. Например, на выборах в Верховный Совет БССР в марте 1990 года из 310 депутатов в первом туре было избрано только 98. Избирательная компания превратилась в некий марафон, продолжающийся до декабря 1991 года, однако 11 мест оставалось вакантными. По городу Минску пустовало в силу указанных причин 100 мест депутатов городского и районного Советов. Все это свидетельствовала, что избирательная система требует дальнейшего совершенствования.

Прогрессивные изменения в этом направлении связаны с принятием Национальным собранием в 2000 году Избирательного кодекса Республики Беларусь. В нем детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. В его основу был положен исторический опыт проведения выборов в Беларуси, учтены мировая избирательная практика, а также предложения, внесенные в свое время консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ. Избирательный кодекс получил высокую оценку международных экспертов.

Избирательный кодекс является необходимой правовой базой для полной реализации волеизъявления белорусских граждан. Помимо Избирательного кодекса правовую основу избирательной системы составляют Конституция Республики Беларусь, а также постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь выборы являются: свободным, всеобщими, равными, прямыми, тайн ыми. При проведении выборов могут участвовать как отечественные, так и зарубежные наблюдатели.

Вывод. Основные тенденции общественно-политического развития свидетельствуют, что в XXI столетие Беларусь вошла с твердым намерением жить в мире и согласии со всеми народами, без социальных потрясений и революционных экспериментов, обеспечить мощь и процветание страны и благополучие народа.

3. Конституция 1994 года. Законодательно-правовое оформление государственного суверенитета.

Необходимо обратить внимание студентов на понятие суверенитета и гарантии его обеспечения. Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства. Суверенитет Республики Беларусь проявляется:

- в верховенстве, единстве и независимости государственной власти;

- государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику;

- наличие своей территории (ст.9 Конституции);

- собственные вооруженные силы;

- наличие своего гражданства (ст.10 Конституции);

- наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы;

- самостоятельность в вопросах науки, культуры и других сфер;

- наличие государственной символики.

В Республике Беларусь созданы гарантии суверенитета, под которыми понимаются материальные, организационные и правовые условия, делающие реальностью независимость государства.

Задание. Приведите конкретные примеры по данной проблеме.

27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Она провозгласила верховенство на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов. Провал августовского путча 1991 года создал благоприятные условия для продолжения данного процесса. 25 августа 1991 года был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР». На этой сессии Верховного Совета было принято Постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР». В собственность республики были переданы предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, которые располагались на ее территории.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал