Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом, права человека являются противовесом государственной власти в направлении ее ограничения. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Целесообразно обратить внимание студентов на Конституционные принципы внешней политики. В ст.8 указывается, что Республика Беларусь «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». В ст.18 Конституции говорится, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств». В ст.9 закреплен принцип не отчуждаемости территории Республики Беларусь. Это означает, что никто, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории. Не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем. Территория нашего государства охраняется в соответствии с Законом «О государственной границе». Вывод. В настоящее время перед Республикой Беларусь, в которой белорусский народ впервые за свою многовековую историю обрел полный, неограниченный суверенитет, стоит задача создания надежных гарантий государственной самостоятельности. Эта задача приобретает особую актуальность в контексте кардинальным образом изменившейся геополитической ситуации в мире, разворачивающейся промышленно-техногенной, финансовой и информационной глобализации.
4. Разработка национальной стратегии устойчивого развития страны. В 1990 году начался переход экономической системы Беларуси к рынку. В октябре 1990 года Верховный Совет принял Постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Оно предусматривало: - стабилизацию экономики, снижение инфляции, сокращение расходов на содержание государственного аппарата; - развитие предпринимательства и конкуренции. Объявлялись равными все формы собственности; - ставилась задача по налаживанию государственного регулирования экономикой. Оно должно было осуществляться через банковскую систему и систему налогообложения. Планировалось поэтапное введение свободного ценообразования; - ставилась задача по созданию рыночной инфроструктуры и механизма ее деятельности. Например, должны были действовать биржи рабочей силы, жилья, рынки средств производства; - программа предусматривала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация. Верховный Совет принимает ряд Законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде». Но реализовать эти планы помешал ряд причин и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. На это необходимо обратить особое внимание студентов, так как это дает студентом возможность представить исходный уровень экономического развития в начале 90-х годов и сопоставить его с социально-экономическими достижениями нашего государства на современном этапе. Кризис экономики в первой половине 90-х годов проявился в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной капитал, падении жизненного уровня населения, росте инфляции, безработице. С 1991 по 1995 гг. внутренний валовой продукт сократился на 35% по отношению к 1990 году, сельскохозяйственное производство – на 26%, заработная плата снизилась в 2 раза. В 1995 году за чертой бедности оказалось более 60% населения. Внешняя задолженность составила половину валового продукта в денежном выражении1. В 1994 году с избранием А.Г. Лукашенко Президентом, была принята «Программа неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса». Выполнение этой Программы позволило снизить в 1995 году падение основных производственных показателей. Новая ситуация потребовала разработки Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 20010 года. На 1-м Всебелорусском собрании в октябре 1996 года бали обсуждены и утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000гг.». Целью этой программы стало построение социально-ориентированной экономики. Ее основными приоритетами являлись: экспорт, жилье, продукты питания. Впервые за период существования Беларуси как самостоятельного государства уже в 1996 году происходит прирост, в сравнении с 1995 годом, ВВП – на 3%, производство промышленной продукции – на 4%, потребительских товаров – на 9%, ввод жилья на 35%. Значительные успехи были достигнуты в выполнении Программы 1996-2000гг. В 2000 году на 10% превзойден уровень 1990г. по производству товаров народного потребления, ВВП увеличился за пятилетку на 36%, выпуск продукции промышленности – на 65%, ввод жилья - на 81%. Необходимо обратить внимание студентов, что по индексу развития человеческого потенциала (0, 804) в 2001 г. Беларусь, по данным ПРООН, находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ. Задание. На семинарском занятии целесообразно заслушать реферативное сообщение студента о результатах выполнения Программы социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000гг. Вывод. Во второй половине 90-х годов начался процесс постепенного преодоления кризисного падения экономики. Республика Беларусь начала накапливать достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию. В прикладном плане модель устойчивого развития - это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию. Она определяет: - конкретные направления преобразований; - виды деятельности по достижению стратегических целей; - необходимые для этого ресурсы и механизмы; - системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях; Переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на XXI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН, в конкретных условиях Беларуси. Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации - благосостояние». Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния. Основополагающие принципы перехода к устойчивому развитию: • человек - цель прогресса, а уровень человеческого развития - мера зрелости общества и государства; • повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления; • приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры -важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства; • улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений; • переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики; • усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем; • рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов; • развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем; • экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей; • ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений; • повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества. Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития. Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе в настоящее время завершается создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, безопасности страны, модернизации производственного аппарата, что по прежнему требует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями развития респкблики в этот период стало: - развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; - инновационное развитие национальной экономики; - наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств; - развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.1 Второй этап Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси (2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. Вывод. Белорусская модель социально-экономического развития- это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан.
4. Республика Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском и евразийском пространствах в условиях глобализации.
С принятием 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете республика начала постепенно переходить к самостоятельному осуществлению внешнеполитической деятельности. Формироваться многовекторная система международных связей, хотя первоначально Беларусь ориентировалась на бывшие республики СССР и, прежде всего, на Россию. Подтверждением тому стало подписание ряда Договоров с РСФСР, Украиной, Казахстаном. В декабре 1991 года по решению руководителей стран СНГ Минск стал официальным местом, где начали работу координирующие органы Содружества. Важной вехой в интеграционных процессах Республики Беларусь и СНГ стало подписание в Минске 14 февраля 1992 года Декларации: - о сотрудничестве в рамках этого государственного объединения; - о согласовании действий в проведении экономических реформ; - соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам, если они были вывезены без их согласия. 22 декабря 1993 года на заседании Совета глав государств СНГ в Минске был обсужден и принят Устав СНГ. 29 марта 1996 года в Москве президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии. России были подписаны документы, нацеленные на дальнейшее укрепление интеграции. По конкретным направлениям интеграционного сотрудничества в этот период подписывается более 50 межправительственных соглашений. Лидеры всех стран СНГ придают большое значение экономической интеграции. В 2003 году в Ялте по инициативе президентов четырех стран появился новый проект интеграции «Формирование Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России, Украины». В сентябре 2003 года были подписаны между этими государствами Соглашение и Концепция о формировании Единого экономического пространства. Заметным шагом на пути интеграционных процессов стала встреча лидеров СНГ в Астане в 2004 году. Здесь было подписано около 30 документов, которые закрепляли введение Единого экономического пространства. В рамках данного ЕЭП к 2012 году предполагается ввести и единую экономическую валюту, поскольку одной из важнейших проблем взаимоотношений остается проблема взаимных расчетов. Ее решение является важнейшим условием формирования устойчивого экономического союза. Этот процесс может осуществляться поэтапно: первоначально в рамках Союзного государства, а следующий шаг – в рамках ЕЭП, или ЕврАзЭС. Важное значение в интеграционных процессах Беларуси и СНГ придается таможенному союзу. Это не означает, что на границе между странами исчезнут таможенные посты и товары свободно начнут перемещаться во всех направлениях. Необходимо обратить внимание студентов, что речь идет о единой таможенной политике, унифицированных правилах доставки и досмотра грузов, их учета, взаимных расчетах и совместных мерах по борьбе с контрабандой. Для углубления торговых отношений страны СНГ приняли Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Продвижение по пути создание единого таможенного союза стало более эффективным в связи с подписанием в октябре 2000 года Договора о создании Евразийского экономического сообщества. Но к созданию реального Таможенного союза государства-участники ЕврАзЭС приступили с 2007 года. В рамках этого объединения рассматриваются вопросы координации действий по преодолению мирового финансового кризиса, начиная с 2008 года. Для эффективной деятельности этой организации создан Межгосударственный Совет, Антикризисный фонд, Центр высоких технологий, подписано Соглашение о создании информационной системы и т.д. На современном этапе прорабатывается проблема вступления Республики Беларусь в ВТО вместе с Казахстаном, Россией в качестве единой таможенной территории. Поэтому дальнейшее углубление интеграционных процессов сегодня приобретает особую актуальность и в связи с данной перспективой. В военной области интеграция предполагает обеспечение общей безопасности, формирование единых принципов строительства, планирования и использования вооруженных сил, их участия в миротворческих операциях, а также использование элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством. Для укрепления безопасности на постсоветском пространстве Беларусь является участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая начала функционировать с 18 сентября 2003 года. Республика Беларусь рассматривает эту организацию в качестве ключевого элемента обеспечения национальной безопасности и определенного противовеса блоку НАТО. В рамках интеграционных процессов важной проблемой является заключение соглашений о едином гражданстве для всех граждан СНГ. В этом направлении есть серьезные подвижки. Республика Беларусь подписала с рядом стран СНГ договора о свободе выбора и упрощенном порядке получения гражданства. Продолжается развитие сотрудничества Беларуси и СНГ в сфере борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, торговлей людьми. В современных условиях четко обозначилось место Беларуси в многоярусной структуре интеграционных процессов. 1. Беларусь, Россия – наиболее глубокая форма Сообщества с общими национальными, в том числе, политическими структурами управления. 2. Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия – углубленная, прежде всего, экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платежном союзах. 3. Страны –участницы СНГ, сложившегося после распада СССР межгосударственного объединения. 4. СНГ и государства Балтии – территория бывшего Советского Союза. Особое значение Республика Беларусь придает отношениям с Россией. Следует обратить внимание студентов на следующие исторические вехи: - февраль 1995- подписан Договор одружбе, добрососедстве и сотрудничестве; - апрель 1996 года – подписан Договор о Сообществе суверенных государств; - апрель1997 года – Договор о Союзе Беларуси и России; - декабрь 1999 года – подписан Договор о создании Союзного государства. Основными принципами Союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав человека, сотрудничество и взаимопомощь. Создана система органов Союзного государства, ежегодно разрабатывается и утверждается бюджет Союзного государства.1 Среди стран СНГ Россия представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров. Около 40% внешнеторгового оборота Беларуси приходится на Россию. Она является основным источником сырья и энергоресурсов, комплектующих изделий. В свою очередь Беларусь для России является поставщиком качественных высокотехнологических товаров, сельскохозяйственной продукции, важнейший транзитный коридор. Задание. По материалам периодической печати к семинарскому занятию целесообразно подготовить сообщение о достижениях и проблемах сотрудничества двух государств на определенном современном этапе. Таким образом, интеграционные процессы Беларуси и СНГ проходят в различных моделях формирования рыночных экономик, в условиях не всегда совместимых стратегий и моделей развития, что осложняет создание конвергенционной системы на подобии Европы. Вступление Беларуси в Программу «Восточное партнерство» и сотрудничеств с СНГ подтверждает многовекторность нашей внешнеполитической доктрины.
1 При подготовке к семинарскому занятию студенты смогут найти подробный материал по данной проблеме в следующей литературе: Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мн.: 1997. Т. 4, с. 90; Беларуская дзяржаунасць у 20-м стагоддзi. Вучэбна-метадычныя рэкамендацыi па беларусазнауству для студэнтау ММI. Магилеу 1997, с.37-38.)
[1] История Советской Конституции. 1917-1956гг. М.: 1957, с.265-266). [2] Более подробно о проблемах укрупнения республики см.: Казлоў Л., Цітоў А. Беларусь на сями рубяжах. Мн.: 1993, с. 47-58.).
[3] К семинарскому занятию по данной проблеме целесообразно подготовить реферативное сообщение по следующему материалу: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. М.: 2008, с.441-448).
1 Более подробно о государственной символике см.: Герб, сцяг i гiмн Беларусскай дзяржаунасцi. Мн.: 2004; Государственный герб и государственный флаг Республики Беларусь. Мн.: 1997).
1 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн.: 2004. 2 Необходимый материал по этим проблемам студенты смогут найти в следующей литературе: Идеология белорусского государства. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения. Могилев, 2006, с. 14-16. 1 Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік. Пад рэд. В.І. Галубовіча, Ю.М. Бохана. МН.: 2005, с.544-547. 1 Боле подробно см.: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 20006-2010 годы. Мн.: 2006, с.14-42. 1 Материал о Союзе Беларуси и России изложен в методической разработке: основы идеологии белорусского государства. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов. Могилев, 2004, с.17-22.
|