Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Веснин Александр Анатольевич






На правах рукописи

 

Веснин Александр Анатольевич

 

 

Мотив «бегущего человека» в авторском кинематографе

второй половины ХХ века

 

 

Специальность 24.00.01. – теория и история культуры

 

 

Диссертация

на соискание учёной степени

кандидата культурологии

 

Научный руководитель –

доктор культурологии, профессор

Едошина И.А.

 

 

Кострома

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Авторский кинематограф как специфическое искусство ХХ века 14

1.1. Социокультурный феномен шестидесятых годов ХХ века 14

 

1.2. Авторский кинематограф в культурном контексте второй половины ХХ века. 26

 

1.3. Философско-психологические аспекты содержания авторского кинематографа. 52

 

ГЛАВА II. Семантическо-структурная функция мотива «бегущего человека» в авторском кинематографе «шестидесятых». 86

 

2.1. «Бегущий человек» в авторском кинематографе «шестидесятых». 86

2.2.1. «Бег» и бегство»: символический аспект 86

2.1.2. «Тетралогия бегства»: нарративный аспект. 99

 

2.2. Семантика мотива «бегущего человека»: «движение по кругу». 110

 

2.3. Мотив «бегущего человека» в интертекстуальном аспекте. 124

2.4. Деактуализация мотива «бегущего человека» в авторском кинематографе. 154

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 171

ФИЛЬМОГРАФИЯ 187

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования.

Авторский кинематограф как важнейший пласт культуры ХХ века не теряет своей актуальности в начале ХXI столетия. Наметившееся в конце девяностых годов прошлого века возрождение авторского подхода к созданию кинопроизведений заставляет по-новому взглянуть на некоторые вехи в истории кино. В этом контексте особой важностью обладает исследование кинематографа 50 – 70 годов ХХ века, так как именно в этот период родилось в киноведении само понятие – «авторское кино». Кроме того, в это же время на экраны вышло большинство шедевров киноискусства, влияние которых ясно прочитывается и в современном кинопроцессе.

Исследуемый в данной работе мотив «бегущего человека» является ключевым для проникновения в сущность авторского кино периода 1950 – 1970 годов, периода его расцвета. Эту эпоху определяют как эпоху «шестидесятых», «длинных шестидесятых», приходящуюся примерно на три десятилетия. Однако мотив «бегущего человека» не утрачивает своей значимости в контексте культурно-исторического процесса середины ХХ века в целом. По мнению автора данного исследования, изучение и осмысление мотива «бегущего человека» обладает исключительной актуальностью, так как позволяет не только уточнить сущностные характеристики искусства эпохи «шестидесятых» (с которым неразрывно связан исследуемый мотив), но и в определенном смысле является отправной точкой в генезисе «ситуации постмодернизма» как доминирующей культурологической концепции конца ХХ – начала ХXI века.

 

Проблема исследования заключается в том, чтобы выявить, как в образном мотиве «бегущего человека» преломляется и модифицируется содержание духовных и художественных исканий мастеров авторского кинематографа, уточняется логика общекультурного процесса середины ХХ века.

 

Цель исследования.

В процессе изучения семантики мотива «бегущего человека» как образной доминанты художественного сознания в авторском кинематографе 50 – 60 годов ХХ века определить специфические характеристики данного феномена.

 

Задачи исследования:

– выявить предпосылки и закономерности реализации принципа авторства в искусстве середины ХХ века (1950 – 1960 годов);

– обобщить художественно-критическую и теоретическую рефлексию середины ХХ века в аспекте реализации принципа авторства в кинематографе (прежде всего, в работах круга теоретиков, сплотившихся вокруг журнала «Кайе дю синема» – А. Базена, Ф. Трюффо и др.), раскрыть основные черты авторского кинематографа;

– идентифицировать феномен авторского кинематографа середины ХХ века в связи с двумя сущностными аспектами кинозрелища, выявленными кинотеоретиками Ф. Гуаттари, Ж. Делезом, С. Лангер: феноменами сновидения и фрагментарного сознания, которые можно определить как ключевые в культурной парадигматике «шестидесятых»;

– установить момент зарождения и проследить эволюцию мотива «бегущего человека» в авторском кино;

– определить семантический модус мотива «бегущего человека»;

– выявить интертекстуальные связи кинематографа в аспекте исследуемого мотива с произведениями других видов искусств (литературы, изобразительного искусства);

– обозначить причины структурно-семантических изменений в мотиве «бегущего человека» авторского кинематографа конца 60 – начала 70 годов ХХ века.

 

Материал исследования.

Художественная практика авторского кино (фильмы режиссеров А. Вайды, Ж.-Л. Годара, О. Иоселиани, Х. Накаты, П.П. Пазолини, Г. Реджо, Л. фон Трира, О. Уэллса, Р.В. Фассбиндера, Ф. Феллини, В. Херцога, А. Хичкока и других); близкие этой практике по времени создания произведения в других видах искусства (литературы – Дж. Керуак, Дж.Д. Сэлинджер, А. Камю; изобразительного искусства – С. Дали).

 

Объект исследования.

Семантика авторского кинематографа середины ХХ века.

 

Предмет исследования.

Мотив «бегущего человека» в авторском кинематографе периода его расцвета (50 – 70 годы ХХ века) в сопоставлениями с изобразительной и литературной традициями.

 

Ключевые концепты исследования.

Авторское кино – понятие, ставшее основой реальной художественной практики кинотеории, нашедшей выражение в работах кинокритиков французского журнала «Кайе дю синема» А. Базена и Ф. Трюффо и позиционирующей режиссера как единоличного творца кинопроизведения, по аналогии с писателем или художником.

Бег – определяется в контексте философского (Э. Фромм) и литературного (Дж. Апдайк) понимания бегства, но актуализируется, согласно иконологической концепции кинематографа, исходящей из одного из значений слова κ ι ν έ ω (бег, бегство), как мотив, прежде всего, физического движения (бега), которое получает визуальную интерпретацию, и только при этом условии обретает мотивный смысл.

Движение, идея движения – ключевая понятийная характеристика природы киноискусства, предложенная французским кинокритиком А. Базеном. Эта характеристика базируется на тех оттенках исходного слова κ ι ν έ ω, которые передают семантику движения.

Камера-перо – термин, введенный французским киноведом А. Астрюком и обозначающий приравнивание кинокамеры, как инструмента художественного творчества, к писательскому перу. Данный термин напрямую инспирировал появление теории «авторского кино».

Коллективное бессознательное – феномен, осмысленный в работах психолога и философа К.Г. Юнга; сфера бессознательного, присущая не отдельной личности, но всему человечеству, и являющаяся значимым фактором в культурно-исторических процессах.

«Новая волна» – движение молодых кинематографистов Франции конца 1950 – начала 1960 годов, тесно связанное с понятием «авторское кино» и характеризующееся установкой на искреннее творческое самовыражение в противовес зрелищным и сценарным изысканиям коммерческого кино.

Смерть автора – одна из ключевых концепций понятийного аппарата постмодернизма, в которой отразилось недоверие постмодернистской и поструктуралистской критики к метанарративному дискурсу нового времени с его безоговорочным авторитетом автора-творца.

Сновиденческий модус – характеристика как кинематографического, так и сновиденческого пространства, на основе которой американская исследовательница С. Лангер пришла к выводу об идентичности опытов кинозрителя и сновидца.

Теория мизансцены – оппозиционная по отношению к «теории монтажа» концепция, разработанная в статьях французского киноведа А. Базена. В противовес субъективному способу прочтения кинотекста, исходящему из монтажного принципа, утверждает приоритет «глубокой мизансцены» с ее имманентным многообразием смыслов.

Теория монтажа – концепция, получившая развитие в советской кинематографии 1920 годов в теоретических и практических работах Д. Вертова, Л. Кулешова, В. Пудовкина, С. Эйзенштейна. Последователи «теории монтажа» рассматривали монтажное сопоставление кадров как принцип создания художественного произведения, присущий исключительно кинематографу и являющийся его специфическим признаком.

Фрагментированное сознание – категория постмодернистской теории, представленная в исследованиях Ф. Гуаттари и Ж. Делеза и рассматривающая художественное творчество как проявление «позитивной шизофрении» с установкой на фрагментированные, раздробленные множественности.

«Шестидесятые» – особый культурно-исторический феномен, содержащий специфические характеристики в сознании и мироощущении, свойственные художественной культуре конца 40 – начала 70годов ХХ века и нашедшие свое отражение в идее революционного переустройства действительности на основе глубинного преобразования отдельно взятой человеческой личности.

Шизофреническое – по Ф. Гуаттари и Ж. Делезу, одно из проявлений бессознательного, противопоставленное не психическому здоровью, но «параноическому» состоянию личности. Предстает как в негативном (психическая болезнь), так и в позитивном виде (процесс обретения максимальной свободы через опыт фрагментированного сознания).

 

Гипотеза исследования.

Предполагается, что в художественном мышлении мастеров авторского кинематографа середины ХХ века преломляется коллективное бессознательное, чье отражение в образах авторского кинематографа, подчиняется специфической природе кино, один из аспектов которой – имманентная для кинематографа «идея движения» (См. концепт Движение). «Бегущий человек» является сущностным кинематографическим мотивом, аккумулирующим в себе идеи и процессы, ярко раскрывшиеся в авторском кино «шестидесятых».

 

Методология исследования.

Методология исследования опирается на теоретический фундамент современной культурологической науки, на синтез методов и приемов гуманитарных наук, в том числе философии, искусствоведения, литературоведения, киноведения. Значимыми для данной работы являются идеи и концепции герменевтики (Г.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер), аналитические подходы персоналистской теории искусства (А. Базен, Э. Мунье) и экзистенциальной философии (А. Камю, Ж.-П. Сартр), интертекстуальный анализ произведений (М. Бахтин, Ю. Кристева, М. Ямпольский), тесно связанный с понятийным аппаратом структурализма и постструктурализма (Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Лакан, М. Фуко) и нарратологическим анализом (А.Ж. Греймас, Р. Якобсон), а также иконологический подход к изучению истории искусств (Р. Даргнет, Э. Панофски). Кроме того, данное исследование опирается на методы и приемы семиотики (Ю. Лотман, П.П. Пазолини, У. Эко), а также методологический инструментарий современного киноведения (О. Аронсон, Ж.-Л. Годар, С. Даней, П. Кейл, Н. Клейман, С. Кудрявцев, Д. Лэвери, А. Плахов, К. Разлогов).

 

Степень изученности проблемы.

Специальному научному анализу основная проблема диссертации не подвергалась. Центральные для данного исследования концепты нашли отражение в работах следующих исследователей:

– Теория «авторского кинематографа» была обозначена и получила дальнейшую интерпретацию в работах таких французских исследователей кино, как А. Астрюк, А. Базен, Ж.Л. Годар, Ж. Дониоль-Валькроз, П. Каст, Р. Леенхардт, Ж. Ривет, Э. Ромер, Ф. Трюффо, впоследствии подверглась критическому переосмыслению в трудах американских исследователей П. Кейл, Дж. Монако, Э. Сарриса.

– Феномен «коллективного бессознательного», прежде всего, связан с психоаналитической теорией К.Г. Юнга. Значимые для диссертационного исследования аспекты связей кинематографической практики и теории психоанализа изложены в работах З. Кракауэра, С. Лангер, Х. Мауэрхофера.

– Постмодернистские теории, во многом определившие инструментарий данной работы, развиты в трудах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерриды, Ж.Ф. Лиотара. Проблема «фрагментированного сознания» наиболее полно исследована Ф. Гуаттари и Ж. Делезом.

 

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

– обобщены результаты осмысления проблемы авторства в искусстве ХХ века, прежде всего в аспекте раскрытия проблематики авторского кинематографа в мировой киноведческой мысли;

– в контексте теорий К.Г. Юнга и С. Лангер авторский кинематограф середины ХХ века впервые рассматривается в непосредственной связи с феноменом коллективного бессознательного как пространство для «коллективных сновидений», в которых находят отражение основные процессы мировой культуры;

– произведен детальный анализ реализации мотива «бегущий человек» в авторском кинематографе середины ХХ века (в частности в фильмах А. Вайды, Ж.-Л. Годара, П.П. Пазолини, Ф. Трюффо, Ф. Феллини, В. Херцога);

– вводится специальное понятие «тетралогия бегства», включающее четыре произведения авторского кино периода конца 1950 – начала 1960 годов («400 ударов» Трюффо, «На последнем дыхании» Годара, «Пепел и алмаз» Вайды, «Аккатоне» Пазолини), в которых исследуемый мотив проходит определенные фазы развития: от зарождения и расцвета до утраты актуальности;

– в структуре мотива «бегущего человека» впервые выделяется контр-мотив коллективного движения «по кругу», играющий ключевую роль в генезисе исследуемого мотива и реализуемый в названных фильмах, а также в работах В. Херцога, представляющих заключительную фазу развития изучаемого мотива.

– впервые устанавливаются принципиальные генеалогические связи между занимающим центральное место в эволюции исследуемого мотива кинематографом французской «новой волны» и литературой «разбитого поколения» США (А. Гинзберг, Дж. Керуак).

– осмысляется особое положение мотива «бегущего человека» в контексте феномена эпохи «шестидесятых» как символа революции в единственном числе.

 

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что впервые социокультурный феномен «шестидесятых» рассматривается сквозь призму мотива «бегущего человека», помещенного в контекст искусства кинематографии, которое в ХХ веке стало своеобразным «окном» в коллективное бессознательное, чьи образы-сновидения нашли отражение в обозначенном мотиве, свойственном художественной практике авторского кино.

Магистральный для «шестидесятых» мотив «бегущего человека» осмысливается в аспекте имманентно присущей кинематографу символики движения. Вводятся в научный оборот такие понятия, как «тетралогия бегства», «векторное сознание», «коллективное движение по кругу», которые позволяют создать более полную картину анализируемого периода в истории кино. Кроме того, намечаются перспективы исследования последующих этапов в истории авторского кино.

 

Практическая значимость исследования определяется тем, что в данной работе авторский кинематограф рассматривается в контексте его связей с феноменом «коллективного бессознательного» на примере отдельного периода в истории культуры, что может послужить основой для дальнейшего изучения взаимовлияний кино и общекультурного процесса.

Содержащиеся в исследовании материалы могут быть использованы в высших и средних учебных заведениях для создания специальных курсов по изучению культуры ХХ века сквозь призму авторского кинематографа.

 

Личный вклад диссертанта заключается в рассмотрении кинематографического мотива «бегущего человека» как целостного культурного феномена.

 

 

На защиту выносятся следующие положения:

– Авторский кинематограф, как особое и в то же время значимое явление искусства ХХ века, неразрывно связан с феноменом «коллективного бессознательного», являясь, по сути, ареной для «коллективных сновидений», в которых находят символическое отражение глобальные процессы культуры.

– Символика движения, исконно присущая кинематографу, является определяющей в процессе перенесения на киноэкран образов «коллективного бессознательного».

– Мотив «бегущего человека» определяется как ключевой для понимания «феномена шестидесятых» с его пафосом «динамической свободы» и ориентацией на революционное переустройство действительности в аспекте преобразования отдельно взятой личности.

– Такие важнейшие для «феномена шестидесятых» культурные явления, как литература «разбитого поколения» в США и французская «Новая волна» авторского кинематографа обнаруживают общий символический знаменатель в мотиве «бегущего человека».

– Важным смысловым элементом семантической структуры мотива «бегущего человека» является контр-мотив «движения по кругу», символизирующий коллективную реакцию на индивидуальный динамизм, присущий героям программных для «шестидесятых» кинопроизведений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал