Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 23. Потребительский рынок и его структура. Проблемы защиты прав потребителей.






Осуществление сильной потребительской политики - необходимое условие успеха реформ, залог прочного положения потребителей на рынке товаров, работ, услуг. В свою очередь, реформирование экономики, насыщение потребительского рынка постепенно создают материаль­ную базу для практической реализации государственной политики защиты прав потребителей.

Современное положение российской экономики характеризуется неоднозначными оценками. Имеются положительные сдвиги по ряду направлений: восстана­вливается и начинает активно функционировать потреби­тельский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение, начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культурных, туристических, финансо­вых, страховых услуг. Взаимоотношения предприятий все более формируются на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики, активно идет процесс приватизации и акционирования предприятий и др.

Вместе с тем, новый экономический курс осу­ществляется в весьма сложных условиях. Дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, снижение покупательной способности руб­ля, нарушение производственно-хозяйственных связей, падение инвестиционной активности, сокращение объема производства товаров, работ и услуг, высокий уровень налогов ведут к снижению реального уровня доходов зна­чительной части населения. Увеличивается материальное расслоение общества. Разрыв в уровне доходов 10% наи­более обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп населения достиг около 12 раз.

Характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в усло­виях насыщения товарного рынка и сужением платеже­способных возможностей для их удовлетворения. Рос­сийский потребитель оказался неподготовленным к де­централизации импорта товаров.

Ощущается острая потребность в наведении поряд­ка в части достоверного и полного информирования на­селения о товарах, работах, услугах, их изготовителях, исполнителях, продавцах, в том числе зарубежных.

Необходимо упорядочение государственной поли­тики обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг. Резко обострились проблемы обеспечения населе­ния услугами, в первую очередь бытовыми, и особенно сельских жителей, из-за спада производства в этой отрас­ли и роста тарифов. Значительные нарекания населения вызывает деятельность высокомонополизированных от­раслей - транспорта и связи. В этих условиях вопросы формирования и эффективной реализации государствен­ной политики защиты прав потребителей становятся весьма актуальными.

Международные основы цивилизованной потреби­тельской политики заложены в " Руководящих принципах для защиты интересов потребителей", принятых Гене­ральной Ассамблеей ООН (резолюция 39/248 от 9 апреля 1985 г.). Потребители имеют право на:

- безопасность товаров;

- информацию;

- выбор товаров;

- выражение своих интересов;

- возмещение ущерба;

- потребительское образование;

- здоровую окружающую среду.

Гарантия курса на конкурентную политику, созда­ние условий для реализации прав граждан-потребителей закреплены в Конституции Российской Федерации. Свое развитие они получили в законодательстве по защи­те прав потребителей, в антимонопольном законодательстве и др. Практическая реализация экономических реформ, насыщение потребительского рынка, становле­ние конкуренции заложили материальные основы для реализации государственной политики в данной области. В стране развернута конкретная работа по защите прав потребителей. Сотни тысяч граждан смогли обеспечить свои права, обращаясь за защитой в органы государ­ственной исполнительной власти, органы по защите прав потребителей при местных организациях, в обще­ственные объединения потребителей, к судебной власти.

Закон " О защите прав потребителей" был принят в феврале 1992 г. Этот закон призван регулировать отноше­ния, возникающие между потребителями и предпринима­телями. Он устанавливает права потребителей на приоб­ретение товаров надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах и их изготовителях (продавцах), просвещение потребите­лей, государственную и общественную защиту их инте­ресов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Нормально функцио­нирующая рыночная экономика немыслима без зашиты прав потребителей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал