Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 23. Потребительский рынок и его структура. Проблемы защиты прав потребителей.
Осуществление сильной потребительской политики - необходимое условие успеха реформ, залог прочного положения потребителей на рынке товаров, работ, услуг. В свою очередь, реформирование экономики, насыщение потребительского рынка постепенно создают материальную базу для практической реализации государственной политики защиты прав потребителей. Современное положение российской экономики характеризуется неоднозначными оценками. Имеются положительные сдвиги по ряду направлений: восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение, начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культурных, туристических, финансовых, страховых услуг. Взаимоотношения предприятий все более формируются на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики, активно идет процесс приватизации и акционирования предприятий и др. Вместе с тем, новый экономический курс осуществляется в весьма сложных условиях. Дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, снижение покупательной способности рубля, нарушение производственно-хозяйственных связей, падение инвестиционной активности, сокращение объема производства товаров, работ и услуг, высокий уровень налогов ведут к снижению реального уровня доходов значительной части населения. Увеличивается материальное расслоение общества. Разрыв в уровне доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп населения достиг около 12 раз. Характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в условиях насыщения товарного рынка и сужением платежеспособных возможностей для их удовлетворения. Российский потребитель оказался неподготовленным к децентрализации импорта товаров. Ощущается острая потребность в наведении порядка в части достоверного и полного информирования населения о товарах, работах, услугах, их изготовителях, исполнителях, продавцах, в том числе зарубежных. Необходимо упорядочение государственной политики обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг. Резко обострились проблемы обеспечения населения услугами, в первую очередь бытовыми, и особенно сельских жителей, из-за спада производства в этой отрасли и роста тарифов. Значительные нарекания населения вызывает деятельность высокомонополизированных отраслей - транспорта и связи. В этих условиях вопросы формирования и эффективной реализации государственной политики защиты прав потребителей становятся весьма актуальными. Международные основы цивилизованной потребительской политики заложены в " Руководящих принципах для защиты интересов потребителей", принятых Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 39/248 от 9 апреля 1985 г.). Потребители имеют право на: - безопасность товаров; - информацию; - выбор товаров; - выражение своих интересов; - возмещение ущерба; - потребительское образование; - здоровую окружающую среду. Гарантия курса на конкурентную политику, создание условий для реализации прав граждан-потребителей закреплены в Конституции Российской Федерации. Свое развитие они получили в законодательстве по защите прав потребителей, в антимонопольном законодательстве и др. Практическая реализация экономических реформ, насыщение потребительского рынка, становление конкуренции заложили материальные основы для реализации государственной политики в данной области. В стране развернута конкретная работа по защите прав потребителей. Сотни тысяч граждан смогли обеспечить свои права, обращаясь за защитой в органы государственной исполнительной власти, органы по защите прав потребителей при местных организациях, в общественные объединения потребителей, к судебной власти. Закон " О защите прав потребителей" был принят в феврале 1992 г. Этот закон призван регулировать отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями. Он устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах и их изготовителях (продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Нормально функционирующая рыночная экономика немыслима без зашиты прав потребителей.
|