Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 19. Социальная структура общества и ее изменение.






Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними. Под социальной общностью понимают реально существующую совокупность людей, характеризующихся какими-либо едиными, связанными с жизнью общества, признаками.

Для определения изменений в социальной структуре общества ученые выработали множество ориентиров и подходов. Наибольшую известность получила теория социальной стратификации.

Основными характеристиками социально-экономической стратификации могут считаться:

- занятость, ее мера и вид;

- особенности труда в плане тяжести, сложности, коммуникативности, риска, физических и моральных условий;

- профессия или занятие;

- отношение к организации и управлению производством и трудом;

- доходы, их мера и источники, легитимность;

- образование и квалификация, их уровень, профиль, престижность.

С учетом перечисленных оснований может быть выделено большое количество групп.

В зависимости от того, каковы в определенной общнос­ти различия между группами людей, связанных с трудом и трудовыми отношениями, можно выделить и изучить некоторые стратегические модели социально-экономических структур.

1 Межклассовая_модель. Наиболее существенные различия — это различия между несколькими очень большими группами-классами, носящие характер открытых противоречий. Люди сами легко осознают и выражают их. В то же время каждаяиз групп-классов сама по себе достаточно гомогенна, т.е. однородна, и характеризуется высоким индексом сплоченности.

2. Внутриклассовая модель. Между основными группами-классаминет различий, которые можно было бы считать существенными и рождающими противоречия в их взаимоотношениях.Эти группы-классы достаточно " интег­рировались в систему", приспособились друг к другу, бесконфликтно разделили и определили роли, условия труда и доходы. В то же время именно благодаря этомувозрослагетерогенность, т.е разнородность внутри их. Противоречивые различия между группами-классами оказались трансформированными во внутренние проблемы, в усиление дифференциации и даже конфликтности в них.

3. Надклассовая модель (различия и противоречия равномерно распределяются во внешних и внутренних отношениях основных групп).

 

Тема 20. Социально-демографическая политика государства.

Характеристика населения РФ и ЧР (численность, воспроизводство, поло-возрастная структура, плотность, этнические характеристики регионов и т.п.).

Социально-демографические группы и их социально-экономическое положение.

Влияние социальной политики на демографическую обстановку в государстве.

Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса, т.е. демография– наука изучающая население.

Население – группа людей проживающих на определенной территории и обладающей определенными характеристиками.

Основные демографические характеристики населения:

1)Численность (в мире – 6 млрд. человек 1999г., в России – 145, 1 млн. человек (данные переписи 2002 г., 143 млн. человек – в 2006г.)

2)Воспроизводство (2 основных типа: 1 тип – демографический кризис, 2 тип – демографический взрыв)

3)Поло-возрастная структура (характеристики населения по полу и по возрасту в странах с разными типами воспроизводства)

4)Плотность населения (количество человек, проживающих на площади в1 кв/км в различных регионах и государстве в целом)

5) Миграции (внешние – эмиграция, иммиграция и тд, внутренние – из сельской местности в города (урбанизация), из одного экономического района в другой и т.д.).

6)этнические характеристики (языковая семья, языковая группа, национальность)

Современность предъявляет сложные требования к информационному обеспечению, поэтому демографическая информация должна быть многосторонней, разнообразной и достоверной.

В настоящее время в России используется 3 основных источника демографической информации: переписи населения, текущий учет (например, в ЗАГСах) демографических явлений и выборочные обследования.

Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования. Очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовались данные демографических прогнозов.

Они позволяют не просто ограничиться определением будущих характеристик населения. Сравнивая полученные результаты можно выявить степень расхождения желаемых и действительных характеристик демографических процессов.

В краткосрочной перспективе будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости, как в городской, так и в сельской местностях. Здесь, по всей вероятности произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. Если естественный прирост населения не изменится, то в 2050г. население России составит всего 130 млн. человек, т.е. снизится на 17, 3 млн. человек. В этих условиях важно активизировать демографическую политику таким образом, чтобы не допустить дальнейшего перехода населения к малодетной семье.

Тенденции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения, что довольно проблематично, в связи с эмиграцией научных специалистов из России.

В перспективе будет расти территориальная подвижность населения, будет нарастать поток миграции из регионов Севера и Востока. Также будет продолжаться процесс эмиграции ученых из России и снижение интеллектуального уровня населения.

Следует сказать, что все негативные вышеперечисленные процессы и тенденции связаны с социально-политическим и экономическим положе- ем страны. В целом демографическая ситуация в стране очень разнообразна.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал