Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационный диагноз
Диагностика существования организационных проблем необходима для проведения планируемых организационных изменений. Практически в любой организации существуют отделы, которые долгое время находились без изменений. Организационная диагностика как раз и нужна для выявления таких случаев, она предусматривает следующие действия: - признание и объяснение проблем и оценку потребности в изменениях; - определение готовности и способности организации к проведению изменений; - определение требуемых управленческих и других ресурсов для изменений; - определение целей и выработку стратегии изменений. Для большей убедительности в необходимости организационных изменений информация, нужная для организационного диагноза, собирается с помощью анкет, вопросников, интервью, наблюдений и документов организации. Изменение является частью организационной и управленческой жизни. Пока организация «жива», в ней существуют изменения, и если менеджер не будет управлять ими, то изменения будут происходить помимо него. Организации никогда не бывают статичными: в них всегда что-то меняется – культура, структура, процедуры и пр. Вместе с тем следует отметить, что изменения в организации встречают сопротивление. Поэтому менеджеру важно уметь управлять изменениями, т.е. выбрать момент начала изменений, построить программу изменений, убедиться, что изменение прошло успешно. Как отмечает П. Друкер, все организации живут и работают в двух временных периодах – настоящем и будущем. Будущее формируется сегодня, и во многих случаях это необратимо. Менеджер преуспевающей организации, управляя изменениями, должен уметь использовать возможности и снижать вероятность угроз. Для менеджера важно не только определить, когда изменение желательно или неизбежно, но и помочь другим людям стать соавторами изменения. Если другие люди не осознают наличие проблемы, то, скорее всего, они не воспримут решение и займут оборонительную позицию по отношению к навязанному им изменению. Для успешного проведения изменений необходимо установить следующее: - основную причину изменений; - подход к изменению; - уровень производимых изменений. 1. Определение основной причины изменения. Изменение должно рассматриваться как возможность для развития организации. Рассматривая изменение как компонент развития необходимо определить: - объекты развития – что развивается; - предметы развития – какое свойство развивается; - законы развития – как развивается. Любая организация существует и функционирует в определенной внешней среде, которая создает благоприятные или угрожающие условия. Активную позитивную обстановку нужно умело использовать, а при противодействующих факторах нужно принимать меры по их компенсации. Для успешного проведения изменений необходимо также проанализировать все имеющиеся организационные, ресурсные, социально-психологические условия. Для этого внутренняя среда анализируется с точки зрения выделения сильных и слабых сторон организации, внешняя среда – с точки зрения возможностей и угроз для организации извне. 2. Выбор подхода к проведению изменения. Существуют следующие подходы к генерированию внутренних факторов, вызывающих изменения в организации: - «сверху - вниз» (изменения проводятся с позиций власти); - «снизу - вверх», (изменение происходит по инициативе коллектива работников); - экспертный (использование специалистов для оценки предполагаемых изменений); - тотального качества (акцент на качество продукции или услуг и процессов). 3. Выбор уровня проводимых изменений. Изменения могут происходить на различных уровнях: индивидуальном, командном, групповом и организационном. Определив уровни изменения, можно оценить, сколько времени займет его осуществление, насколько сложным и трудным оно может быть. Изменениям должна предшествовать тщательная диагностика проблем и возможностей их разрешения. Проблемы – это сложные теоретические вопросы или практические ситуации, характеризующиеся несоответствием фактического и желаемого положения вещей. Для дальнейшего диагностирования и управления изменениями, необходимо выявить особенности реальной работы организации.
|