Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Александра II






Правление императора Александра II (1855–1881) вошло в историю как

эпоха Великих реформ. Центральным событием царствования Александра II

стала отмена крепостного права.

Впервые о необходимости отмены крепостного права официально было

заявлено Александром II в его речи перед представителями московского

дворянства 30 марта 1856 г. Указывая на опасность дальнейшего сохранения

крепостного права, он сказал, что «лучше отменить его сверху, чем ждать,

когда оно само будет отменено снизу», и призвал помещиков самим проявить

в этом деле инициативу. Вскоре в высших правительственных сферах

началась подготовка реформы.

19 февраля 1861 г. «Положения о крестьянах, выходящих из

крепостной зависимости» (они включали в себя 17 законодательных актов)

были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день был подписан

и Манифест об освобождении крестьян. Подписание этих актов было

приурочено к 6-й годовщине вступления Александра II на престол.

«Положения 19 февраля 1861 г.» распространялись на 45 губерний

Европейской России, в которых насчитывалось 112 тыс. помещичьих имений

с 22, 6 млн. крестьян обоего пола.

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу,

имущественные и гражданские права. Отныне бывший крепостной получал

возможность свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак без

согласия помещика, от своего имени заключать имущественные

и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения,

переходить в другие сословия. «Положение» вводило выборное крестьянское

самоуправление – сельские и волостные сходы во главе с сельскими

старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право

самим распределять между собой данную им в надел землю, раскладывать

повинности, определять очередность в отбывании рекрутской повинности,

давать разрешения на выход из общины и прием в нее.

Еще при разработке реформы были отвергнуты все проекты,

предусматривавшие освобождение крестьян без земли. Такое освобождение

крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой. По

условиям реформы крестьяне обязаны были взять наделы. Однако наделение

их достаточным количеством земли, которое ставило бы крестьянское

хозяйство в независимое положение от помещичьего, было невыгодно

помещику. Поэтому крестьянам предоставляли землю u1074 в таком размере, чтобы

они были привязаны к своему наделу, а вследствие недостаточности

последнего – к помещичьему хозяйству.

Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение

феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Однако

фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь

в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму. В основу

ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так

что выкупная цена оказалась в полтора раза выше рыночной. Разумеется,

крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Дело

выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам

ценными бумагами основную часть (75–80 %) выкупной суммы, а затем уже

взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок выплаты

выкупных платежей был установлен в 49 лет.

Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность

и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом

прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному

росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам гражданских прав

благоприятствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного

предпринимательства.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость

проведения и других реформ: в области местного управления, суда,

образования, печати, финансов, в военном деле. Разработка этих реформ

началась практически одновременно с подготовкой крестьянской реформы.

Однако проведение их затянулось на полтора десятилетия. Поэтому далеко

не все, что ранее проектировалось, получило свое воплощение в законах.

1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и уездных

земских учреждениях», вводившее всесословные выборные органы местного

самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний

срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских

земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избира-

тельных съездах по куриям:

1) уездных землевладельцев;

2) городских избирателей, обладавших определенным законом имуще-

ственным цензом;

3) выборных от сельских обществ.

Депутаты земских собраний назывались гласными (имевшими право

голоса). Гласные земских собраний созывались ежегодно на сессии для

рассмотрения годовых отчетов земских управ, утверждения плана земского

хозяйства, сметы доходов и расходов. Никакого вознаграждения за службу

они не получали. Земские управы действовали постоянно и члены управ

получали определенное жалованье. Кроме того, земства имели право

содержать на своем жалованье по найму земских врачей, ветеринаров,

учителей, статистиков и прочих земских служащих, которые составляли так

называемый «третий элемент» в земстве (первым считались u1075 гласные земских

собраний, вторым – члены земских управ). На содержание земских

учреждений и служащих собирались земские сборы с населения.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их сфера

деятельности ограничивалась исключительно вопросами местного значения.

В ведение земству отдавались устройство и содержание местных путей

сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов,

«попечение» о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба,

взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка

церквей, содержание местных тюрем и домов для душевнобольных. Несмотря

на свою ограниченную компетенцию, земства сыграли важную роль

в решении местных хозяйственных и культурных вопросов.

16 июня 1870 г. было издано новое «Городовое положение», по

которому вводилось городское выборное самоуправление – городские думы,

избираемые на четыре года. Компетенция городского самоуправления, как

и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов:

благоустройство городов, устройство рынков и базаров, попечение о местной

торговле и промышленности, о здравоохранении и образовании, принятие

санитарных и противопожарных мер.

Наиболее последовательный характер носила судебная реформа.

Обнародованные 20 ноября 1864 г. «Судебные уставы» вводили всесос-

ловный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой,

состязательностью сторон и несменяемостью судей. Учреждались две

судебные инстанции – окружной суд (обычно в пределах губернии,

составлявшей судебный округ) и судебная палата, объединявшая несколько

судебных округов. Решения, принятые окружным судом с участием

присяжных заседателей, считались окончательными, без их участия – могли

быть обжалованы в судебной палате. Высшей судебной инстанцией был

Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб.

в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством.

Состав мировых судов избирался на уездных земских собраниях. Судебные

уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру,

а также институт судебных следователей.

В 1863–1865 гг. проведен ряд реформ в сфере просвещения и печати.

Был издан новый университетский устав, который предоставлял

университетам довольно широкую автономию, и утвержден устав гимназий.

Последний вводил принцип формального равенства в получении среднего

образования для людей всех сословий, но из-за высокой платы за обучение

гимназическое образование оказалось доступным лишь детям состоятельных

родителей.

В 1861–1874 гг. проведена военная реформа. В 1861 г. во главе

Военного министерства был поставлен высокообразованный и прогрес-

сивный деятель Д. А. Милютин. Под его руководством проведена отмена

телесных наказаний в армии, реорганизована система военного управления.

Страна разделена на 15 военных округов. В 1867 г. принят военно-судебный

устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. Проведена

реформа военно-учебных заведений: создавались военные гимназии

и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, учреждались

новые военные академии для среднего и высшего командного состава.

Численность армии сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс.

Устав о воинской повинности (1 января 1874 г.) изменил принцип

комплектования армии: отменил рекрутскую повинность и ввел всеобщую

воинскую повинность лиц мужского пола, достигших возраста 21 года. Для

сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы

и 9 лет пребывания в запасе, для флота – 7 лет действительной службы

и 3 года – в запасе. Для получивших начальное образование срок

действительной службы сокращался до 4 лет, для окончивших городскую

школу – до 3 лет, для окончивших гимназию – 1, 5 года, для имевших высшее

образование –до полугода, а для поступивших на службу добровольно

(вольноопределяющимися) сроки действительной службы уменьшались еще

в два раза. Призыву не подлежали: единственный сын у родителей,

единственный кормилец в семье, а также призывник, у которого старший

брат отбывает или отбыл срок службы.

Проведено перевооружение армии. Гладкоствольное оружие было

заменено нарезным и скорострельным, а парусный военный флот заменен

паровым.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал