Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
В России первой половины XIX в. широко распространялись мелкие, преимущественно крестьянские, промыслы, накапливались капиталы, готовились кадры обученных рабочих, выделялись представители торгово- промышленной буржуазии. Династии известных фабрикантов Морозовых, Гучковых, Рябушинских, Гарелиных вышли из крепостных крестьян- кустарей. Количество промышленных предприятий (без горных заводов) возросло с 2094 в 1799 г. до 9994 в 1854 г. Доля наемных рабочих на них также выросла – с 40, 1 до 81 %. Однако наемный труд применялся главным образом в обрабатывающей промышленности. Тяжелая промышленность, в основном горнодобывающая и работавшая на казну, использовала преимущественно крепостной труд. Появление классов промышленников и наемных рабочих сопровождалось нарастанием антагонизма их интересов. Власть берет на себя роль арбитра в этих отношениях. В 1835–1845 гг. появились первые законы, регулирующие отношения между предпринимателями и рабочими. В 30-е гг. в бумагопрядильной, суконной, писчебумажной, сахарной отраслях начинается промышленный переворот, который, в свою очередь, стимулировал не только увеличение импорта машин, но и строительство отечественных машиностроительных заводов в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, в Прибалтике. В 1851 г. в стране насчитывалось 19 машино- строительных предприятий. Транспорт в своем развитии значительно отставал от потребностей промышленности и торговли. Более успешно шла организация пароходного сообщения. К 1850 г. оно существовало уже на Волге, Днепре, Волхове, Неве и на важнейших озерах. В 1837 г. открылась первая в России железная дорога из Петербурга в Царское Село. В 1851 г. было открыто железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом. В 1856 г. протяженность железных дорог составила 980 верст. Сельское хозяйство оставалось главной отраслью экономики. На рынок поступало около 20 % производимого зерна. При низком уровне технической оснащенности сельского хозяйства в целом в ряде районов (Прибалтика, юг Украины, Заволжье) развивалось интенсивное земледелие с применением машин. В помещичьих имениях возрастала переработка излишков зерна и сахарной свеклы. Объем винокуренного производства вырос в 1826–1850 гг. в 3 раза, количество сахарных заводов – в 8 раз. Однако в целом сельское хозяйство продолжало носить экстенсивный характер, за полвека посевная площадь увеличилась на 53 %, а урожайность осталась на прежнем уровне. Некоторые помещики стремились повысить доходность своих имений, применяя новые методы ведения хозяйства: вводили многопольный севооборот, приглашали из-за границы специалистов-фермеров, выписывали сельскохозяйственные машины, удобрения, улучшенные сорта семян, породистый скот и пр. Но все это было по плечу крупным помещикам, да и то многие рационализаторские опыты терпели неудачу, разоряя помещиков-«новаторов». Практика показала, что попытка ввести новую агротехнику при сохранении феодальных основ хозяйствования была бесперспективной. А для крестьян это «новаторство» оборачивалось усилением феодальной эксплуатации. Дальнейшее развитие помещичьего хозяйства на крепостной основе становилось уже невозможным. Кроме того, с каждым десятилетием росло число крестьянских выступлений и бунтов. Таким образом, к середине XIX в. в России сложились основные экономические и социальные предпосылки, заставившие в конечном счете правительство и помещиков пойти на отмену крепостного права. В связи с ростом промышленности и углублением хозяйственной специализации регионов страны развивался и внутренний рынок. Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были продукция сельского хозяйства и изделия крестьянских промыслов. В то же время постепенно все больший удельный вес стала занимать продукция крупной обрабатывающей промышленности, ориентирующейся на массовый спрос. Расширялись и внешнеторговые связи. Страны Европы покупали в России хлеб и сырье; русская промышленность нуждалась в машинах, инструментах, хлопке, красках и пр. В Россию ввозились также «ко- лониальные» товары и предметы роскоши для состоятельных слоев населения. Для внешней торговли России был характерен активный торговый баланс. На долю европейских стран приходилось 9/10 внешнеторгового оборота России. Главным торговым партнером России была Англия: свыше 1/3 российского экспорта и импорта приходилось на эту страну. Для азиатских стран (Китай, Иран, Турция, среднеазиатские ханства) Россия была поставщиком промышленной продукции, главным образом тканей и метал- лических изделий. Из этих стран в Россию ввозились чай, шелк, хлопок, шерсть, кожа. Кризис феодализма в России в последние десятилетия перед реформой 1861 г. нельзя рассматривать как проявление упадка и регресса. Регрессировала система хозяйства, базировавшаяся на крепостном труде. В целом же и в экономике, и в социальных отношениях были несомненны важные прогрессивные сдвиги, но они происходили на базе не крепостного, а мелкотоварного и капиталистического хозяйства. Однако экономическое развитие страны шло медленно: его сдерживало крепостничество.
|