Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.






В России первой половины XIX в. широко распространялись мелкие,

преимущественно крестьянские, промыслы, накапливались капиталы,

готовились кадры обученных рабочих, выделялись представители торгово-

промышленной буржуазии. Династии известных фабрикантов Морозовых,

Гучковых, Рябушинских, Гарелиных вышли из крепостных крестьян-

кустарей. Количество промышленных предприятий (без горных заводов)

возросло с 2094 в 1799 г. до 9994 в 1854 г. Доля наемных рабочих на них

также выросла – с 40, 1 до 81 %. Однако наемный труд применялся главным

образом в обрабатывающей промышленности. Тяжелая промышленность,

в основном горнодобывающая и работавшая на казну, использовала

преимущественно крепостной труд.

Появление классов промышленников и наемных рабочих

сопровождалось нарастанием антагонизма их интересов. Власть берет на

себя роль арбитра в этих отношениях. В 1835–1845 гг. появились первые

законы, регулирующие отношения между предпринимателями и рабочими.

В 30-е гг. в бумагопрядильной, суконной, писчебумажной, сахарной

отраслях начинается промышленный переворот, который, в свою очередь,

стимулировал не только увеличение импорта машин, но и строительство

отечественных машиностроительных заводов в Петербурге, Москве, Нижнем

Новгороде, в Прибалтике. В 1851 г. в стране насчитывалось 19 машино-

строительных предприятий.

Транспорт в своем развитии значительно отставал от потребностей

промышленности и торговли. Более успешно шла организация пароходного

сообщения. К 1850 г. оно существовало уже на Волге, Днепре, Волхове, Неве

и на важнейших озерах.

В 1837 г. открылась первая в России железная дорога из Петербурга

в Царское Село. В 1851 г. было открыто железнодорожное сообщение между

Москвой и Петербургом. В 1856 г. протяженность железных дорог составила

980 верст.

Сельское хозяйство оставалось главной отраслью экономики. На рынок

поступало около 20 % производимого зерна. При низком уровне технической

оснащенности сельского хозяйства в целом в ряде районов (Прибалтика, юг

Украины, Заволжье) развивалось интенсивное земледелие с применением

машин. В помещичьих имениях возрастала переработка излишков зерна

и сахарной свеклы. Объем винокуренного производства вырос в 1826–1850 гг.

в 3 раза, количество сахарных заводов – в 8 раз. Однако в целом сельское

хозяйство продолжало носить экстенсивный характер, за полвека посевная

площадь увеличилась на 53 %, а урожайность осталась на прежнем уровне.

Некоторые помещики стремились повысить доходность своих имений,

применяя новые методы ведения хозяйства: вводили многопольный

севооборот, приглашали из-за границы специалистов-фермеров, выписывали

сельскохозяйственные машины, удобрения, улучшенные сорта семян,

породистый скот и пр. Но все это было по плечу крупным помещикам, да

и то многие рационализаторские опыты терпели неудачу, разоряя

помещиков-«новаторов». Практика показала, что попытка ввести новую

агротехнику при сохранении феодальных основ хозяйствования была

бесперспективной. А для крестьян это «новаторство» оборачивалось

усилением феодальной эксплуатации.

Дальнейшее развитие помещичьего хозяйства на крепостной основе

становилось уже невозможным. Кроме того, с каждым десятилетием росло

число крестьянских выступлений и бунтов. Таким образом, к середине XIX в.

в России сложились основные экономические и социальные предпосылки,

заставившие в конечном счете правительство и помещиков пойти на отмену

крепостного права.

В связи с ростом промышленности и углублением хозяйственной

специализации регионов страны развивался и внутренний рынок. Основными

товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были продукция сельского

хозяйства и изделия крестьянских промыслов. В то же время постепенно все

больший удельный вес стала занимать продукция крупной обрабатывающей

промышленности, ориентирующейся на массовый спрос.

Расширялись и внешнеторговые связи. Страны Европы покупали

в России хлеб и сырье; русская промышленность нуждалась в машинах,

инструментах, хлопке, красках и пр. В Россию ввозились также «ко-

лониальные» товары и предметы роскоши для состоятельных слоев

населения. Для внешней торговли России был характерен активный торговый

баланс. На долю европейских стран приходилось 9/10 внешнеторгового

оборота России. Главным торговым партнером России была Англия: свыше

1/3 российского экспорта и импорта приходилось на эту страну. Для

азиатских стран (Китай, Иран, Турция, среднеазиатские ханства) Россия была

поставщиком промышленной продукции, главным образом тканей и метал-

лических изделий. Из этих стран в Россию ввозились чай, шелк, хлопок,

шерсть, кожа.

Кризис феодализма в России в последние десятилетия перед реформой

1861 г. нельзя рассматривать как проявление упадка и регресса.

Регрессировала система хозяйства, базировавшаяся на крепостном труде.

В целом же и в экономике, и в социальных отношениях были несомненны

важные прогрессивные сдвиги, но они происходили на базе не крепостного,

а мелкотоварного и капиталистического хозяйства. Однако экономическое

развитие страны шло медленно: его сдерживало крепостничество.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал