Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Александра I






Александр I (1801–1825), став самодержавным правителем огромной

империи, в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий

и дальновидный политический деятель, умеющий скрывать свои истинные

убеждения и пристрастия, крайне осмотрительный в своей реформаторской

деятельности.

Царствование Александра I историки условно делят на два периода –

реформаторский (1801 – 1812 гг.) и консервативный (1815 – 1825 гг.).

Главной характерной чертой правления Александра I стала борьба

либерального и консервативно-охранителного течений и лавирование

императора между ними.

Манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет

править «по законам и по сердцу» своей бабки Екатерины Великой.

Воспитанный в духе либеральных идей эпохи Просвещения новый царь

торжественно провозгласил, что его политика будет основана не на

капризной воле монарха, а на строгом соблюдении законов.

Уже 13–15 марта 1801 г. последовали указы об амнистии лиц,

подвергшихся гонениям при Павле I, о снятии ограничений на торговлю

с Англией. 31 марта был отменен запрет на деятельность частных

типографий и ввоз книг из-за границы. 2 апреля император подтвердил

Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. и упразднил

политическую полицию – Тайную экспедицию Сената.

В то же время Александр I, заручившись поддержкой гвардии, отверг

предложенные ему П. А. Паленом, П. А. Зубовым и другими участниками

заговора против Павла I проекты, ограничивавшие самодержавие дворянско-

олигархической конституцией. Вместо этого 30 марта 1801 г. появился указ

об учреждении Непременного совета – законосовещательного органа при

государе.

Вся основная работа по подготовке задуманных Александром I

преобразований сосредоточилась в Негласном комитете, существовавшем

с мая 1801 г. по ноябрь 1803 г. Он состоял из так называемых «молодых

друзей» Александра I: П. А. Строганова, А. А. Чарторижского, В. П. Кочубея

и Н. Н. Новосильцева. Основными вопросами, обсуждавшимися на

заседаниях Негласного комитета, стали укрепление государственного

аппарата, крестьянский вопрос и система образования. Программа реформ

так и не была выработана, однако уже само обсуждение в комитете

насущных проблем российской действительности имело большое значение

для будущих преобразований.

В 1802 г. была проведена реформа высших государственных

учреждений. Вместо коллегий были учреждены министерства. Министры

и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет

министров, статус которого как совещательного органа при императоре был

определен лишь в 1812 г. Создание министерств u1073 было призвано укрепить

единоначалие в государственном управлении, постепенно вытесняя

коллегиальность.

С осени 1803 г. Александр стал рассматривать важнейшие вопросы

государственного управления преимущественно в Комитете министров, роль

Негласного комитета стала ослабевать, его заседания проводились все реже.

Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые

люди, не столь тесно связанные с верхушкой российской знати и преданные

ему лично. В мае 1803 г. Александр I вызвал в Петербург и восстановил

в должности инспектора всей артиллерии А. А. Аракчеева, которому поручил

вопросы подготовки русской артиллерии к возможной войне

с наполеоновской Францией. Аракчеев довольно успешно справился с этой

задачей, начав крупные преобразования в этой области. Постепенно роль

Аракчеева возросла, и он превратился в доверенное лицо императора. В 1807 г.

он был назначен состоять при Александре I с правом издавать от его имени

указы. Однако основным направлением деятельности Аракчеева было

военно-полицейское, а для разработки плана дальнейших реформ необходим

был совсем другой человек. Им стал М. М. Сперанский, которого Александр I

приблизил к себе и сделал основным советником и помощником.

В конце 1809 г. Сперанский по поручению императора, с его ведома

и одобрения подготовил план государственных преобразований, в основу

которого легли идеи и намерения Александра I, а также разработки

политических реформ, над которыми Сперанский трудился с 1802 г. План

реформ был представлен в виде большого документа, носившего название

«Введение к уложению государственных законов».

Сперанский предлагал реформировать российскую государственность

на европейских началах, для этого ограничить самодержавие конституцией,

осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную

и судебную. По проекту Сперанского принцип разделения властей должен

был стать основой государственного устройства России. В качестве высшего

законодательного органа власти предполагалось создать выборную

Государственную думу, исполнительную власть сосредоточить в министерст-

вах, а Сенат превратить в высший орган судебной власти.

Государственная дума должна была ограничить самодержавную власть

таким образом, чтобы ни один закон не мог быть издан без ее одобрения.

Думе предлагалось поручить контроль деятельности министров, а также

представления верховной власти о нарушениях основных законов.

Вершиной государственной системы, связующим звеном между

императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный

совет – совещательный орган при государе (создан в 1810 г.). Члены Совета

назначались императором, кроме того, в него входили также министры

и другие высшие должностные лица. Император сохранял всю полноту

исполнительной власти, обладал исключительным правом законодательной

инициативы, утверждал новые u1079 законы, надзирал за исполнением законов

в судопроизводстве.

Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы

дальнейших преобразований Государственный совет фактически сам стал

противником реформ, затягивая их обсуждение. Значимость Государст-

венного совета еще более снизилась, когда в 1816 г. право доклада

императору по делам Совета было передано А. А. Аракчееву.

После отказа Государственного совета в начале 1811 г. утвердить

проект весьма умеренной реформы Сената стал очевиден провал всего плана

Сперанского. Дворянство отчетливо увидело угрозу уничтожения крепо-

стного права. Растущая оппозиция консерваторов, в лагере которых были

люди из ближайшего окружения царя, приобрела настолько угрожающий

характер, что Александр I вновь оказался перед опасностью дворянского

заговора.

В марте 1812 г. М. М. Сперанский был сослан под надзор полиции

в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Война с наполеоновской Францией временно отодвинула

внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания

войны вопрос о реформах вновь оказался в центре внимания общества

и самого императора.

Своего рода экспериментом по соединению самодержавия

с конституционными началами стало дарование Александром I конституции

Царству Польскому в составе Российской империи. Оставляя решающее

слово за самодержавной властью, она предусматривала создание

двухпалатного представительного органа (сейма), содержала положения об

ответственности правительства перед сеймом, гарантировала свободу печати,

равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности.

В апреле 1818 г. Александр I установил автономное самоуправление

в Бессарабии. Конституцию и четырехсословный сейм имела

присоединенная в 1808 г. к России Финляндия. Она существовала как

автономное государство в составе Российской империи со своей внутренней

законодательной системой.

В 1818 г. Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект

российской конституции. Проект был составлен, в целом одобрен государем,

но так и не стал законом.

В XIX в. остро встает крестьянский вопрос. Уже в начале царствования

Александр I заявил о прекращении раздачи государственных крестьян

в частные руки. 12 декабря 1801 г. был издан указ, предоставивший право

владеть землей купцам и мещанам, которые отныне могли покупать

ненаселенные земли.

По предложению графа С. Румянцева 20 февраля 1803 г. император

издал указ «О вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам

освобождать крепостных крестьян с землей, как отдельными семействами,

так и целыми селениями по обоюдной договоренности. Крестьяне,

освобожденные от крепостной зависимости, получали статус «вольных

хлебопашцев», землей которых казна уже не могла распоряжаться. Всего за

время действия указа (до 1858 г.) выкупили свободу 152 тыс. человек.

Главное значение этого указа заключалось не столько в количестве крестьян,

освобожденных от крепостной зависимости, сколько в утверждении

в обществе самой идеи освобождения крестьян с землей за выкуп.

Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков: указы

1808–1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления

в газетах о продаже дворовых людей, отменялось право помещиков ссылать

по своей прихоти крепостных в Сибирь. В 1816–1819 гг. по инициативе

дворян приняты законы об отмене крепостного права в Эстляндии,

Курляндии и Лифляндии, причем вся земля осталась за помещиками.

Крестьяне получили личную свободу, но должны были попасть в полную

экономическую зависимость от помещиков. Крестьяне могли брать землю

в аренду, а в перспективе и выкупать ее. Таким образом, Александр I

положил начало процесса отмены крепостного права.

Важной стороной в деятельности правительства Александра I были

мероприятия в области просвещения. Уровень грамотности населения и даже

дворянства не соответствовал растущей сложности задач по управлению

государством. Улучшение системы просвещения становилось объективной

необходимостью. Уже в первые годы правления Александра I было принято

решение о создании единой системы просвещения от низшей школы до

университетов, на что было выделено значительно больше средств, чем

в предшествующие годы.

Все учебные заведения разделились на четыре ступени: приходские

одноклассные школы при церкви, в которых обучали чтению, письму

и Закону Божьему – для низших слоев населения; уездные училища

(двухклассные) – для горожан, купцов, мещан; губернские

(четырехклассные) гимназии – для дворян; университеты. Руководство

системой образования осуществляло созданное в 1803 г. Министерство

народного просвещения. По первоначальному замыслу предполагалась

преемственность в программах учебных заведений, бессословность обучения

на низших ступенях.

В 1802–1804 гг. были открыты Казанский, Харьковский, Виленский

и Дерптский университеты. В Петербурге основан Главный педагогический

институт, преобразованный в 1819 г. в университет. На правах университетов

открыты Царскосельский лицей и Демидовский лицей в Ярославле. Созданы

специальные высшие школы – Московское коммерческое училище и Институт

путей сообщения, Гимназия высших наук им. А. А. Безбородко в Нежине.

Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам

значительную автономию: выборность ректора и профессоров, собственный

суд, невмешательство административных властей и полиции в дела

университетов.

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано

в Министерство Духовных дел и народного просвещения. Это ведомство

стало проводить реакционный курс в образовании. Началась работа по

пересмотру всех курсов и учебных пособий и проведению ревизии личного

состава преподавателей. Ряд профессоров (Осиновский, Шад, Раунах,

Арсеньев, Галич и др.) были удалены из университетов. В Петербургском

университете преследование профессоров началось в 1821 г. и было

прекращено только в 1827 г. приказом императора Николая I,

восстановившего гонимых профессоров в их правах.

К концу царствования реформаторские намерения Александра I

сменяются откровенно реакционным курсом. Эта перемена была обусловлена

прежде всего оппозиционными настроениями дворянства, не желавшего

расстаться со своими правами. Режим, который существовал в стране

с 1815 по 1825 г., получил название «аракчеевщина».

С 1815 г. Аракчеев фактически руководил Государственным советом,

Комитетом министров и собственной Его Императорского Величества

канцелярией. Имя Аракчеева неразрывно связано с историей военных

поселений, которые он организовал по заданию императора. С 1822 г.

А. А. Аракчеев стал единственным докладчиком императора по

государственным делам.

Последние годы царствования Александра I были мрачными для

страны и тягостными для самого императора. Крушение его реформаторских

надежд, нарастающее недовольство общества – все это обратило его сначала

к религии, а затем к мистицизму.

В ноябре 1825 г. бездетный император неожиданно скончался

в Таганроге, оставив открытым вопрос о престолонаследии.

Согласно закону 1797 г. преемником Александра I считался следующий

по старшинству сын Павла I Константин. Но еще в 1822 г. Константин,

никогда не имевший притязаний на царство, вручил Александру

официальный отказ от прав на престол. В 1823 г. император составил особый

манифест о назначении своим наследником третьего брата – Николая,

но не обнародовал его, сохранив в тайне даже от самого Николая. Манифест

хранился в Успенском соборе Кремля, и о нем знал крайне ограниченный

круг лиц, что и стало причиной возникновения в декабре 1825 г. ситуации

междуцарствия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал