Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истоки зарождения социальной работыСтр 1 из 18Следующая ⇒
Принято, что во всех цивилизованных странах становление профессии начинается с главного ее основания — подготовки квалифицированных кадров, т. е. профессионального обучения, образования человека в той или иной области будущей работы. Вместе с тем важными в профессиональной подготовке выступают различные предпосылки, условия, определяющие необходимость становления и развития этого вида деятельности (работы): социально-экономические, общественно-политические, демографические, национально-этические, культурно-религиозные, психологические, юридические и т. д. Эта профессия обществом востребована в силу потребностей и условий дальнейшего совершенствования жизни и деятельности людей, их положения, состояния и возможностей... Истоки зарождения социальной работы как профессии и ее развития мы находим в опыте зарубежных стран (США, стран Европы) конца XIX — начала XX в., и связаны они с именами Мэри Ричмонд, Алисы Соломон, Елизаветы Фрай, Джейн Адамс, Жаннет Шверин и др. В начале 1890-х гг. М. Ричмонд (1861-1928), тогда директор Baltimore Charity Organization, организовала первые в США курсы обучения социальных работником. В ряде книг М. Ричмонд («Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях”, “Социальные диагнозы”, “Что такое социальная индивидуальная работа”) были рассмотрены методы, технология социальной работы, в частности непосредственный (прямое воздействие на клиента при помощи предложений, советов, уговоров, рациональных дискуссий) и косвенный методы (воздействие на окружающую среду). Одной из первых книг М. Ричмонд является “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях”, где рассматриваются помощь и поддержка нуждающимся как дружеская акция. В этом плане остаются актуальными некоторые принципы (требования) “ментальной гигиены”, которые впоследствии будут приняты за основу этического кодекса социального работника. Они просты и запоминаемы: 1. Симпатизировать клиенту. 2. Отдавать ему предпочтение. 3. Поощрять его. 4. Совместно с ним строить ясные планы действий и др. Теория социальной работы, в зарубежных странах (США, Германия, Франция, Великобритания, Швеция и др.) начинаются с открытием профессиональных школ, факультетов, курсов в начале XX в. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете. Первый учебный курс по новой дисциплине был предложен здесь в 1898 г., а в 1998 г. в США отмечали столетний юбилей начала профессиональной деятельности социальных работников. Сегодня эта дата считается началом профессионализации социальной работы во всем мире. Социальная работа вызвана к жизни потребностями современного общества в компетентных специалистах, профессионалах, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями, профессиональными умениями (компетенциями) и гуманистическими личностными качествами. Наше общество сегодня остро нуждается в специалистах, способных совершенствовать социальную политику, систему социальной защиты и оказывать реальную эффективную социальную поддержку нуждающимся людям. Первыми подготовку кадров в области социальной работы и социальной педагогики на научной основе начали осуществлять в Германии в 1893 г., когда А. Соломон и Ж. Шверин организовали набор на курсы “Группы девушек и женщин в помощь социальной работе”. Центральное место принадлежит А. Соломон, которая еще в 1899 г. возглавила первые годичные женские курсы по подготовке специалистов для социальной работы в сфере социального обслуживания. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. К 1914 г. насчитывалось уже 12 подобных школ, а к 1926 г. их количество увеличилось до тридцати шести. В социальных школах девушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 г. было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. В 1925 г. А. Соломон и ее соратницы организуют Немецкую академию женской социальной и педагогической работы. За рубежом истоками возникновения социальной работы как профессии и теории были идеи об общество вообще и гражданском обществе в частности, о правовом государство, человеке и личности, сходстве и различии биологического и социального организмов, социальной справедливости - несправедливости, социальном равенстве — неравенстве и др. Выразителями этих идей были О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс и др. Различные аспекты социальной помощи (экономические, психологические, медицинские, педагогические и др.) рассматривались в работах ученых Европы и Америки (конец XIX — начало XX в.), в частности 3. Фрейда, Б. Ф. Скиннера, К. Левина, Ж. Пиаже, А. Ч. Кули, Ф. Хайдера, Д. Хауманса, А. Зандера, Р. Мертона, М. Залда, Р. Кантера и др. Особую роль в теоретическом обобщении и анализе практики социальной работы сыграли труды женщин-ученых — Д. Ш. Лоуэлл, М. Ричмонд, Д. Адамс, Б. Рейнолдс. В 90-е гг. XIX в. в Великобритании организуются лекции, проводится практическая работа, связанная с деятельностью лондонского благотворительного общества; в 1899 г. в Амстердаме создается институт подготовки социальных работников; в начале XX в. в Европе и Америке действуют уже 14 школ социальной работы. “ Социальная работа ” — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако только в XX в. социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки. В настоящий период о социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. По-прежнему остается высоким уровень бедности: до 30% населения России не имеют прожиточного минимума. Смертность превысила рождаемость на большей территории России. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигает 19% по стране. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4, 5 млн человек, растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершаемых подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях — подростки. Как свидетельствует практика, люди часто сталкиваются с проблемами, которые сами не могут решить. Для этого требуется помощь специалистов-профессионалов. Выход в начале 1990-х гг. социальной работы на профессиональный уровень явление уникальное. Исследуя социальные проблемы, социальная работа анализирует необходимые связи и явления, обусловливающие характер и результативность политического, экономического, психологического воздействия на поведение социальных групп и личностей. Это было началом институционализации социальной деятельности. Постепенно она стан смц3йовится неотъемлемым атрибутом общественной жизни все большего числа стран, объединяя практическую, научную и учебную деятельность.
|