Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте понятийную характеристику социальной работы с точки зрения зарубежных исследователей






Социальная работа, считают шведские ученые, является и наукой о действиях. Это означает, что данный феномен нужда­ется в развитии теории действия. Анализ и действия должны быть связаны между собой и интегрированы в теорию. В тех же случаях, когда теория и методы разделяются, возникает риск того, что методы, техника начинают жить собственной жизнью и превращаются в своего рода инженерное искусство.

Шведские исследователи, как и многие зарубежные ученые, в понятие “социальная работа” включают и социально-психологический аспект. Социально-психологический блок ставит целью осуществлять изменения среди людей с отклонениями от обще­принятой нормы или сломленных жизнью. Это работа, в которой необходимо уметь определять проблемы и потребности на различ­ных уровнях: индивидуальном, межличностном и структурном.

Заслуживает внимания точка зрения Ш. Рамона и Т. Ша­нина, которые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтру­изме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством. Если представители диагностической школы ставили акцент на диагнозе (причем оценка личности приобре­тала большее значение, нежели оценка социальной ситуации, окружения, среды), то представители функциональной школы выделяли процесс оказания помощи, считая, что человек внут­ренне всегда стремится к чему-то позитивному и находится в состоянии роста и развития, подчеркивая при этом значение со­циального окружения, культурных и экономических факторов, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Вме­сте с тем представители функциональной школы уверены в том, что невозможно напрямую познать “Я” другого человека, для этого следует создать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. С этой целью от социального работника тре­буется хорошее знание самого себя. Поэтому подготовка соци­ального работника должна заключаться в “тотальном (полном) вживании”, которое способствует саморазвитию, самопознанию.

Итак, зарубежные исследователи считают целью социаль­ной работы содействие людям в успешном разрешении их про­блем при активном участии самого человека. Средства дости­жения этой цели — высвобождение и развитие ресурсов чело­века и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.

 

9.Различные точки зрения отечественных исследователей на понятие “социальная работа”

По определению Н. С. Данакина, “социальная работа — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения”. И далее он уточняет, что смысл соци­альной работы заключается “в формировании и развитии уме­ний человека эффективно решать жизненные проблемы с опо­рой на собственные ресурсы”.

Е. И. Холостова дает следующее определение социальной работы —- это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществле­ния соответствующих перемен, высвобождения и развития ре­сурсов человека и его социального окружения.

Терминология выражает в данном случае некоторую общ­ность в подходах к человеку. Более того, есть такие области ме­дицины, которые с полным основанием можно отнести и к соци­альной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина “патронаж”, то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом. В публикациях начала 90-х гг. прошлого столетия со­циальная работа отечественными учеными (И. А. Зимняя, В. А. Луков, В. А. Иванников и др.) рассматривается как про­фессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановле­ния их способности к социальному функционированию и созда­нию общественных условий, способствующих реализации этой цели. Сторонники данного подхода видят основную цель соци­альной работы в создании и сохранении условий для правового, достойного, комфортного существования человека как обще­ственного субъекта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал