Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Екатерина II и ее реформы.






Вступив на престол, Екатерина II не скрывала, что ее правление будет самодержавным. Немецкая принцесса, ставшая супругой наследника российского престола, пришедшая к власти при помощи дворцовой гвардии, Екатерина II вписала яркие страницы в историю России. Уже для современников ее время стало " екатерининской" эпохой.

В первое время пребывания на троне Екатерина II как бы присматривалась, прислушивалась к окружающей действительности. После того, как в 1764 году подпоручик В. Я. Мирович попытался освободить из заключения и провозгласить императором Ивана VI Антоновича (этого сделать не удалось, т. к. Иван Антонович по приказу Екатерины II был убит охраной, а Мирович арестован и казнен), Екатерина II поняла, что придти к власти легче, чем удержать ее. В то же время, представители русской знати выступали за преобразования, которые должны были усилить влияние бюрократической элиты на ход государственного управления, ограничив абсолютную монархию. Н. И. Панин предложил Екатерине II учредить Императорский совет – " государственное верховное место законодавца", разделив власть " между некоторым малым числом избранных к тому единственно персон". Панин считал, что царица будет управлять страной, опираясь на мнение Совета. Но Екатерина II не хотела делиться властью ни с кем, поэтому отвергла проект Панина. Она обладала незаурядным умом, сильной волей, большим личным обаянием, что помогло ей быстро завоевать доверие общества.

Кроме всего прочего, Екатерина обладала огромной работоспособностью. В. О. Ключевский писал: " Когда наступали важные внешние или внутренние дела, она обнаруживала усиленную деятельность, по её выражению, суетилась, не двигаясь с места, работала, как осёл, с 6 часов утра до 10 вечера, до подушки, да и во сне приходит на мысль всё, что надо было бы сказать, написать или сделать". Сам Фридрих II удивлялся такой работоспособности и неутомимости и с некоторой досадой спрашивал русского посла: " Неужели императрица в самом деле так много занимается, как говорят? Мне сказывали, что она работает больше меня".

Внутренняя политика Екатерины II получила название " просвещенного абсолютизма", характерными чертами которого явились восприятие властью в какой-то мере идеологии Просвещения и применение ее в практике государственного управления. Французские мыслители XVIII в. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др. остро критиковали сохранившиеся в европейском обществе средневековые институты, деспотизм монархов.

Ш. Монтескье развил концепцию разделения властей, в которой важнейшей гарантией свободы граждан считалось наличие в государстве трех независимых друг от друга властных структур – законодательной, исполнительной и судебной. Философы – просветители не призывали к революции. Они поддерживали контакты с представителями власти и с монархами, рассчитывая на их содействие перестроить общество на началах разума. Идеи Просвещения были широко распространены в Европе, воспринимались в определенной степени и монархами.

Практически идеи " просвещенного абсолютизма" приобрели международный характер. Монархи Австрии, Пруссии и ряда других стран использовали их для модернизации социально-экономических и политических структур в соответствии с " духом времени".

Что касается России, то элементы политики " просвещенного абсолютизма" обозначились еще во времена Елизаветы Петровны. Екатерина II еще до вступления на престол, познакомилась с идеями французских философов, она переписывалась с Вольтером, Дидро, что создало о ней соответствующее впечатление в европейском обществе.

Прекрасно понимая, как она пришла к власти, сознавая свое неустойчивое положение у власти, она стремилась завоевать доверие общества, народа. Она хотела изменить законы России, создать правовое государство, отменить крепостное право. Все эти устремления закончатся с восстанием Пугачева.

Вступив на престол, Екатерина II заявила себя преемницей Петра I и сразу продемонстрировала, что ее правление будет самодержавным, но будучи довольно умной женщиной, понимала, что править открыто самовластно, как Петр I, в 60-е годы уже нельзя. Поэтому свою продворянскую, крепостническую политику императрица стала проводить в форме " просвещенного абсолютизма", который был характерен для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Екатерина II проводит реформу государственных органов, в первую очередь – Сената, который был разделен на шесть департаментов и, соответственно, потерял свои законодательные права и стал административным органом (остались функции контроля и высшего судебного органа). Таким образом, Екатерина II сосредоточила в своих руках всю законодательную и большую часть распорядительной власти.

Главным историческим документом, в котором изложена политическая доктрина Екатерины II, стал " Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения". " Наказ" был написан ею лично в 1764 – 1766 гг. Это была довольно талантливая переработка трудов Ш. Монтескье, других философов и правоведов. Об этом писала и сама императрица: " На пользу моей империи я обобрала президента Монтескье". Действительно из 507 страниц " Наказа" 408 дословно были заимствованы у Монтескье и других философов и правоведов. В " Наказе" говорилось, что огромные пространства России требуют только самодержавного правления, т. к. любая другая форма власти может привести страну к гибели. Монарх устанавливает законы и соответственно им правит. Все граждане равны перед законом. Что касается экономической политики, Екатерина II выступала за свободу торгово-промышленной деятельности, за отмену монополий. В отношении крепостнических порядков в " Наказе" признавалась необходимость издания законов, способных помешать дворянам злоупотреблять своей властью над крестьянами. Заявляя в " Наказе" о своем стремлении превратить Россию в страну, где правят мудрые законы, уважаемые всеми, включая монарха, Екатерина взялась за пересмотр и упорядочение действующего законодательства. В России законы в то время опирались на Соборное Уложение 1649 г., и не соответствовали современным условиям.

" Наказ" был написан для комиссии, которая должна была выработать новое Уложение. Комиссия была создана и начала свою работу в июле 1767 г. 45 % депутатов были потомственными или личными дворянами, что определяло характер деятельности Комиссии. Кроме того, депутаты Уложенной Комиссии были слабо подготовлены для законодательной работы. В ее составе были депутаты, избранные по сословно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири. В ходе работы Комиссии стали очевидны противоречия представителей разных социальных, региональных и национальных групп. Преодолеть их не удалось. В декабре 1768 г. под предлогом войны с Турцией вышел указ императрицы о роспуске Уложенной Комиссии. В итоге Екатерина II сама издавала именные указы и манифесты, заменив целую комиссию.

Несмотря на то, что попытка Екатерины II создать новое " Уложение" кончилась неудачей, в 1785 г. появились два правительственных акта, которым предназначалась в известном отношении роль " фундаментальных" законов Российской империи – " Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" (жалованная грамота дворянству) и " Грамоты на права и выгоды городам Российской империи" (жалованная грамота городам). Оба этих закона юридически оформили организацию русского общества на сословных принципах.

Жалованная грамота дворянству завершила процесс превращения его в первое, доминирующее сословие Российской империи. Согласно Грамоте дворяне освобождались от обязательной службы, телесных наказаний, подтверждалась незыблемость прав дворян на наследственные и приобретаемые владения (причем, первые из них вообще не могли быть конфискованы) и т. п. Дворяне получили право каждые три года проводить дворянское собрание в уезде и губернии, избирать губернских и уездных предводителей дворянства, возглавляющих местное дворянское общество, а также должностных лиц в судебные и административные учреждения. Дворянское общество могло обращаться с ходатайством о своих нуждах перед губернскими властями и даже перед Сенатом и монархом. В каждой губернии велся учет дворянства. Для этого составлялись " дворянские книги".

Жалованная грамота городам вводила городское самоуправление. Главную роль играло городское собрание, на котором избирали городского голову и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения: дворяне и духовенство; купцов трех гильдий; цеховые ремесленники; постоянно жившие в городе иностранцы; именитые граждане; посадские, которые жили промыслами и работой. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т. п. только с ведома городничего, назначенного правительством.

Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.

Принципы " просвещенного абсолютизма", которые Екатерина II провозгласила в " Наказе" нашли свое отражение в Указах 1762 – 1763 гг. В них наносится удар по монополии в торговле и промышленности. Например, Указ от 23 октября 1763 г. повелевал, " чтоб отныне и впредь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы…строить и размножать". 17 апреля 1767 г. было предписано " никакое ремесло и рукоделие, каким городские жители безгрешное пропитание себе промышлять могут, не запрещать", т. е. объявлялась свобода городских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право " заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний".

Но не могло быть подлинной свободы хозяйственной жизни при крепостном праве. Противоречия " Наказа" проявились в крестьянском вопросе. С одной стороны, Екатерина II не пошла на поводу аристократии в том, чтобы разделить все казенные земли с крестьянами между помещиками, сохранив сословие государственных крестьян. Она ограничилась пожалованиями " свободных сельских обывателей" частным владельцам (в основном в бывших польских имениях).

Но, с другой стороны, дворяне получили почти безграничные права в отношении своих крепостных. В 1763 г. было установлено, что крепостные крестьяне, которые решились " на многие своевольства и продерзости", должны " сверх подлежащего за их вины наказания" оплачивать все расходы, связанные с высылкой воинских команд на их усмирение. В 1765 г. помещики получили право ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. В августе 1767 г. был издан указ, по которому любая жалоба крестьян на своих помещиков объявлялась государственным преступлением, а те, кто составлял и подавал жалобу, подвергался жестокому наказанию. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей, и его действия в отношении крестьян никем не контролировались и не ограничивались.

В целях усиления абсолютизма были пересмотрены органы центральной власти. Считая, что Сенат обладает слишком большой властью, Екатерина II реформировала его. В 1764 г. вышел указ, по которому Сенат был поделен на 6 департаментов (4 в Петербурге, 2 – в Москве). Каждый департамент был самостоятельным подразделением со своей канцелярией и своими делами. Такое разделение Сената ослабляло его роль. Но очень возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 года сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе. Создание Совета еще раз продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.

Реформирование местного управления также усиливало власть монарха. Местное управление было централизовано: увеличилось количество губерний (с 23 до 50), что усиливало надзор за населением со стороны местной администрации, а, в целом – создавались более благоприятные условия для эффективной работы правительственного аппарата. Губернии делились на уезды (промежуточная территориальная единица – провинция, упразднялась). Население губернии было от 300 до 400 тыс. ревизских душ, а уезда – от 20 до 30 тыс. Во главе губернии стоял наместник (генерал-губернатор), имевший широкие полномочия и отвечавший за свои действия только перед верховной властью. Наместник назначался для управления сразу несколькими губерниями. При губернаторе был специальный коллегиальный орган – губернское правление. Финансово-хозяйственными делами занималась казенная палата во главе с вице-губернатором.

Влияние идей Просвещения проявилось в реформе 1775 г.: в каждой губернии было создано новое (не имевшее в прошлом аналогов) учреждение – Приказ общественного призрения, который заведовал школами, медицинскими и благотворительными учреждениями (больницами, богадельнями, сиротскими домами и пр.), " работными" и " смирительными" домами. Приказ общественного призрения состоял из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян.

Екатерина II также попыталась (исходя из учения Монтескье о разделении власти) реформировать судебную систему, отделить на местах суд от администрации при помощи создания особой системы судебных учреждений. Судами высшей инстанции в губерниях являлись палаты уголовного и гражданского суда. Ниже – верхний земский суд (для дворян), губернский магистрат (для горожан), верхняя расправа (для крестьян, ямщиков и однодворцев). Члены судов избирались соответствующими сословиями. Также в губерниях создавались совестные суды: рассмотрение различных тяжб с целью примирения сторон, а также дел о колдовстве, в которых Екатерина II в духе века Просвещения видела лишь " глупость, обман и невежество". Но эти суды не сыграли сколько-нибудь заметной роли. Соответствующие юридические нормы плохо работали в условиях самодержавно-бюрократического строя, а на политической арене не было крупных общественных сил, способных контролировать деятельность государственной машины.

Екатерина II придавала большое значение образованию в стране, воспитанию подданных в духе идеалов Просвещения. В 60 – 70-е годы XVIII века она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким попыталась создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе идеи был приоритет воспитания над образованием. Екатерина II и И. И. Бецкой решили создать " новую породу людей". В Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса. С одной стороны, взгляды Бецкого имели прогрессивный для того времени характер – гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организация женского образования. Но, с другой стороны, тепличные условия, изолированность от реальной жизни, влияния семьи и общества, делали попытки Бецкого создать " нового человека" утопическими.

В то же время генеральная линия развития просвещения в России была направлена на создание системы общеобразовательной школы. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. В уездных городах открывались двухлетние малые народные училища, а в губернских – четырехлетние главные народные училища. В школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы. Таким образом, была создана система образовательных и воспитательных учреждений. К концу века в России было 550 учебных заведений с общим числом 60 – 70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование имело сословный характер. Несмотря на определенные успехи в просвещении, элементарная грамотность оставалась недоступной роскошью для большинства населения России.

Абсолютная монархия, царившие в государстве порядки никоим образом не соответствовали принципам гуманности и справедливости, о которых говорила императрица. Произвол, коррупция, фаворитизм процветали, как и прежде. Крепостничество при Екатерине II приняло наиболее грубые и уродливые формы.

Во второй половине XVIII в. в России активизировались массовые социальные движения. Причиной крестьянских выступлений было повышение феодальной ренты (в связи с развитием товарно-денежных отношений), усиление феодальной эксплуатации помещичьих крестьян.

Наиболее сильными были выступления на Украине, борьба приписных крестьян Уральских и Олонецких заводов, Чумной бунт в Москве (1771).

Самое сильное выступление народных масс – крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал