Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и основные задачи политики перестройки.






" Перестройка" - комплекс политических, социальных и экономических преобразований в отечественной истории, идеологию которой разработала либеральная интеллигенция, ориентированная на западную модель развития, и осуществила демократическая часть партийно – государственной бюрократии. По своим масштабам он сравним с революцией.

Необходимость реформирования всех сторон жизни СССР была обусловлена внутренними и внешними причинами. Инициатива " перестройки" принадлежала М. С. Горбачеву, избранному в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. В своей книге " Перестройка и новое мышление" он формулировал свою позицию следующим образом: " Разумеется, Советскую власть мы менять не собираемся, от ее принципиальных основ отступать не будем. Но изменения необходимы, причем такие, которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее".

В политическом перестройке страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом " больше социализма". В это время начались значительные изменения в коммунистической партии, особенно после XXVI Съезда КПСС (февраль 1986 г.), который принял решение о развитии гласности в СССР, предполагавшей: смягчение цензуры над средствами массовой информации, публикацию запрещенных прежде книг и документов, массовую реабилитацию жертв политических репрессий.

Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями, сменялись дискредитировавшие себя партийные руководители на местах. За 1985-1986 гг. было заменено свыше 60% секретарей райкомов и обкомов. К руководству КПСС пришли представители новой номенклатурной элиты: Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев и др., понимающие необходимость проведения кардинальных политических и экономических преобразований. Началось переосмысление реального положения общества, переоценка исторического пути, пройденного страной, КПСС взяла на себя ответственность за деформации предыдущих этапов. Началась массовая реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства, представителей интеллигенции, переосмысление их роли в истории страны. Вместе с тем политическая система общества оставалась неизменной, руководящая роль КПСС как единственной политической партии, авангарда всего народа, сомнению не подвергалась.

Уже в этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному.

Первый удар по авторитету М. С. Горбачева нанес секретарь Московского горкома партии Б. Н. Ельцин. В сентябре 1987 г. он выступил на Пленуме ЦК КПСС, с резко критической речью. Б. Н. Ельцин говорил о медлительности в осуществлении перестройки, критиковал политику секретариата партии и заявил о своем выходе из Политбюро.

Участники пленума осудили Б. Н. Ельцина и он был снят с поста секретаря Московского горкома. Но, как показало время, это выступление было важным политическим шагом. Видя, что экономика страны вступает в полосу потрясений, Б. Н. Ельцин обозначил свою особую позицию, отмежевавшись от М. С. Горбачева. Тем самым, один из представителей партийной номенклатуры превратился в лидера радикальных сторонников преобразований, приобрел ореол народного героя и борца с бюрократией.

Лидером другого направления в партии стал Е. К. Лигачев. Он занимал пост второго секретаря КПСС, также говорил о необходимости перестройки, ратовал за борьбу с коррупцией, за наведение порядка, дисциплины, но при этом выступал за сохранение основных параметров социалистической экономики, за сохранение в руках КПСС рычагов управления страной.

Е. К. Лигачев выступал в защиту социализма, против очернения исторического прошлого страны. По мере углубления преобразований он все более и более становился в оппозицию политике М. С. Горбачева.

Следующий этап, 1987-1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом " больше демократии", в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием, в июне - июле 1988Г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней.

Конференция предложила проект нового закона о выборах, который был принят в декабре 1988 г. Выборы впервые в истории советского общества стали альтернативными (из нескольких кандидатур). Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты (ранее соблюдалось пропорциональное представительство всех классов). Вместе с тем решения конференции носили половинчатый характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась от общественных организаций - КПСС, профсоюзов, комсомола и др.; пре­дусматривалось совмещение постов Председателей Советов всех уровней и соответствующих партийных руководителей, при условии избрания их в эти советы). Выборы прошли в марте 1989 г. и открыли новый этап размежевания в лагере перестройки (1989 – 91 гг.)

На выборах потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов партии, работники партаппарата, в то же время были избраны ряд деятелей, находившихся в оппозиции к режиму.

Высшим законодательным органом страны стал Съезд народных депутатов, впервые собравшийся в июне 1989 г. Он избрал из своего состава постоянно действующий Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат – Совет Союза и Совет национальностей. Председателем Верховного Совета СССР был избран М. С. Горбачев.

На съезде начала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая " межрегиональная группа", куда вошли Б. Н. Ельцин, триумфально выигравший выборы в Москве, А. Д. Сахаров, Т. Х. Гдлян, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, Н. И. Травкин, С. Н. Станкевич. Т. А. Заславская и др. Данная группа сформулировала принципы, на основе которых развернула свою деятельность против консервативного крыла КПСС за углубление " перестройки": децентрализация, демонополизация, деидеологизация, демократизация.

В 1989 г. прошли выборы в Верховные Советы республик и местные Советы. На этих выборах депутаты от общественных организации уже не избирались. В ходе выборов стали создаваться политические партии и течения, противостоящие КПСС. В большинстве регионов они одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г. Х. Попов, Ленинградский - А. А. Собчак. В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики. Его председателем стал Б. Н. Ельцин.

В марте 1990 г. III внеочередной Съезд народных депутатов СССР при­нял решение о переходе к президентской системе правления. Съезд избрал президентом страны М. С. Горбачева. Было принято решение об отмене Ст. 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества. Тем самым окончательно завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов. В октябре 1990г. был принят закон СССР " Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации – Крестьянская, Аграрная, Народная партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ. Многие партии признавали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования.

В июне 1990 г. состоялся XXVIII (последний) Съезд КПСС, на котором партия фактически раскололась. Было создано несколько партий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играла Коммунистическая партия РСФСР – КПРФ и Российская партия коммунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). Все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономической жизни.

Начали действовать партии социально-демократической направленности. За возрождение национального самосознания и сильного государства выступали партии и движения национально – патриотической ориентации.

В феврале 1986 г. на XXVII Съезде КПСС была предложена концепция " ускорения социально-экономического развития страны". Казалось, что все беды экономики происходят из-за распыления средств, от недостаточно продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь, в машиностроение. В него планировалось вложить в 1, 8 раз больше средств, чем в предшествующую пятилетку, и на этой основе в кратчайший срок построить новые заводы, реконструировать старые, обеспечить техническое перевооружение отрасли, осуществить электронизацию, компьютеризацию, освоение самых передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих.

Программа технического перевооружения сразу же натолкнулась на инерцию системы. Перевод на 2-3-х сменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений, поэтому и не был осуществлен в сколько-либо крупных масштабах. В условиях всеобщего дефицита и монополизма производителя лозунг улучшения качества выглядел просто нелепо - брали любую продукцию. Меры же, направленные на укрепление дисциплины, были настолько непродуманными, что кроме вреда ничего не принесли.

Курс на ускорение развития индустрии был ошибочным, хотя к концу 1986 г. темп роста промышленности вырос на 4, 1%, но в последующие годы он неуклонно снижался.

В виду сложившегося положения для подъема производства было принято решение начать формирование частного сектора в промышленности и сфере услуг. С 1986 г. разрешалась организация кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья. Закон " Об индивидуальной трудовой деятельности" предоставил возможность создания кооперативов для производства некоторых видов товаров и оказанию услуг населению. Закон " О кооперации в СССР" 1988 г. разрешал создавать кооперативы при предприятиях и местных Советах. В январе 1987 г. министерствам, предприятиям и местным Советам разрешалось создание совместных предприятий и устанавливать торговые связи с зарубежными партнерами, что привело в 1990 г. к отмене государственной монополии на внешнюю торговлю.

Широкими правами наделялись предприятия. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии (объединении), согласно положению которого предприятия переводились на самоокупаемость и самофинансирование. Изменялась система распределения прибыли предприятия: в государственный бюджет – около 30% (ранее – 56%), на развитие предприятия – 51% (вместо прежних – 40%). Резко сократился перечень планируемых видов продукции, входящих в госзаказ.

В 1989 г. на I Съезде народных депутатов было принято постановление о переходе к новой модели экономического развития, предусматривающее сокращение государственного вмешательства в работу предприятий и начало становления рынка, а поэтапное введение рынка рассматривалось в постановлении Верховного Совета СССР в 1990 г.

В мае 1991 г. принимается Закон " Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий". Все перечисленные меры фактически ликвидировали советскую хозяйственную систему промышленности.

В сельском хозяйстве началась реорганизация колхозов и совхозов. Закон 1989 г. разрешал переходить на арендный подряд с правом распоряжения полученной продукцией. Однако к лету 1991 г. на условиях аренды обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% скота. Появились фермерские хозяйства, но они производили только 1% всей продукции.

Попытки создания в 1985 г. Госагропрома СССР для единого централизованного управления сельским хозяйством и связанных с ним отраслями промышленности положительного результата не дала – Агропром в 1989 г. ликвидировали.

Сокращение сельскохозяйственного производства привело к невиданному дефициту продовольственных товаров и нормированному их распределению. В целом, несмотря на все попытки правительства стимулировать экономику, наблюдалось падение производства почти по всем показателям и темп роста промышленности впервые в истории советской власти в 1990 г. составил - 1, 2%. Это привело к повышению цен, снижению реальных доходов населения, инфляции и росту внешнего долга.

Для выхода из сложной ситуации был разработан ряд антикризисных программ, которые представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. одной из них была программа С. Шаталина и Г. Явлинского. Она предусматривала в качестве первого шага приватизацию экономики как путем бесплатной передачи, так и путем про­дажи. Приватизация позволила бы связать денежные накопления населения, привела бы к демонополизации, к созданию конкуренции предприятий. Следующим шагом должна была стать либерализация цен, переход к свободному ценообразованию. Это привело бы к скачку цен, но в условиях конкуренции производителей и жесткой дефляционной политики правительства, ограничивающей количество денег в обращении, скачок, по мнению авторов, был бы кратковременным - цены должны были стабилизироваться и начать снижаться. Все эти меры должны были сопро­вождаться твердой социальной политикой (повышением пенсий, стипендий студентам, индексации доходов). Вся программа была рассчитана на 1, 5 года и получила название " 500 дней".

Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработанный группой под руководством директора Института экономики РАН СССР Л. И. Абалкиным, который предлагал сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором. эта программа не была реализована.

Политика реформирования экономики имела значительные социально - экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызвало различные формы социального протеста. забастовки начались на шахтах Кузбасса и Донбасса.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения – это члены кооператива и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, сформировался социальный слой граждан, владеющий значительными финансами – банкиры.

Таким образом, основная задача, заявленная перестройкой – обновление социализма путем демократических преобразований, в реальности привела к сокращению производства, дефициту товаров и росту инфляции. Новый курс государства на формирование рыночных отношений способствовал углублению экономического кризиса и росту социальной напряженности в обществе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал