Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Созревание условных рефлексов в раннем онтогенезе






Развитие ВНД ребенка находится в тесной связи с формированием структуры коры больших полушарий и в целом системы анализаторов. Образование условных рефлексов начинается с первых дней или недель после рождения, т.е. в тот период, когда происходит наиболее интенсивное развитие корковых структур и формируются отдельные корковые поля, связанные с соответствующими рецепторами. Однако на протяжении первых 2-3 недель жизни у ребенка возникает очень ограниченное количество условных рефлексов. Основным в формировании рефлекса в первое время является пищевая доминанта. Вначале возникает рефлекс – «положение при кормлении грудью», когда ребенок успокаивается, если плачущего взять на руки. Ранними условными рефлексами у ребенка являются натуральные пищевые в виде сосательных движений; образуются они впервые на 8-15 день на сложный комплекс тактильных, проприоцептивных и лабиринтных раздражителей. В конце 1-ого месяца вырабатываются условные рефлексы на запахи, образуются условные оборонительные рефлексы на звуковые сигналы.

Затем возникает определенный ритм деятельности. В начале условные рефлексы формируются с трудом. Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-ого и начала 3-его месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. На 3-4-м месяце анализаторная функция коры головного мозга быстро совершенствуется, что позволяет вырабатывать более прочные и тонкие дифференцировки, формируется дифференцированное торможение. А к концу первого года жизни вырабатываются все виды внутреннего торможения.

В грудном возрасте (1-12 месяцев) в связи со созреванием ЦНС и анализаторов, а также воздействием окружающей среды, ВНД ребенка бурно развивается: быстро вырабатываются и становятся прочными условные рефлексы, появляются эмоции, после 6-ти месяцев начинает развиваться речь.

К концу 1-ого года, когда ребенок делает первые шаги, начинается познание окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы и даже пробуя их на вкус, ребенок овладевает чувством трехмерности пространства, дополняются зрительные и слуховые раздражители. На этом этапе моторное развитие связано с речевым: чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью.

У ребенка 2-х лет вырабатывается огромное количество условных рефлексов, которые отличаются особой прочностью, и большинство из них сохраняет свое значение в течение всей последующей жизни человека. Существует мнение, что в этот период происходит, так называемое, первичное обучение, т.е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

В ясельный период (от 1 года до 3 лет) условно-рефлекторная деятельность характеризуется формированием динамических стереотипов. В этом возрасте ребенок, как правило, общителен, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, редко испытывает чувство страха. Ведущая роль в поведении ребенка принадлежит руке. Ребенок тянется к каждому предмету и старается его ощупать, толкает и пробует его поднять. Такая активность рук и мышц является предпосылкой активизации корковых центров. Если действия ребенка с предметами ограничить, то его познавательная деятельность оказывается обедненной и при этом может задерживаться в своем развитии в дальнейшем и мышление.

В возрасте 3-5 лет совершенствование условно-рефлекторной деятельности ребенка выражается в увеличении числа динамических стереотипов, ярко выражена игровая деятельность, что способствует развитию интеллекта.

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, снижении генерации возбуждения. Дети уже способны управлять своим поведением на основе предварительной словесной инструкции. Они могут удерживать программу действия, состоящую из ряда двигательных операций. Именно к 7-ми летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий.

У ребенка 7-8 лет хорошо уже развита моторика и речь, он умеет анализировать ситуацию. В то же время у него нет еще достаточного самоконтроля и не выработана способность к длительному сосредоточению. В этом возрасте основные нервные процессы обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов.

В подростковом периоде (11-15 лет для девочек и 13-17 лет для мальчиков) поведение характеризуется явным преобладанием возбуждения. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям и сопровождаются избыточными дополнительными движениями рук, ног, туловища. Условное торможение, особенно дифференцировочное, ослабевает. Это объясняется повышенной возбудимостью ЦНС, ослабление процесса торможения и как следствие, иррадиацией возбуждения. Скорость образования условных рефлексов возрастает на зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Но в то же время образование условных рефлексов на словесные сигналы затрудняется, т.е. ослабевает значение второй сигнальной системы. Речь в подростковом возрасте затрудняется, становится очень лаконичной, запас слов как бы обедняется. В этот период соматическое развитие несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.

К 17 годам постепенно улучшаются условия деятельности ЦНС: нейроны становятся более зрелыми, увеличивается синтез нуклеиновых кислот и метаболизм клеток, возрастает роль лобных отделов коры больших полушарий, завершается специализация различных отделов коры и как следствие всего – оптимизируется ВНД ребенка – уменьшаются латентные периоды реакций на словесные раздражители, усиливается внутреннее торможение, улучшается память.

В возрасте 17-18 лет организм считается созревшим.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал