Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие речи у ребенка
У ребенка слово становится сигналом сигналов не сразу. Это качество приобретается постепенно, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных связей. У грудного младенца первые условные рефлексы неустойчивы и появляются со второго, иногда третьего месяца – сначала на вкусовые, обонятельные, затем вестибулярные, позднее на звуковые и зрительные раздражители. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни. При общении взрослых с ребенком слово сочетается обычно с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса раздражителей. Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители. И уже одно слово вызывает реакцию. Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще. Т.е. слово выступает на этом этапе развития как интегратор первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей. Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначенными одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет. Между 3 и 4 годами жизни появляются слова – интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные» и т.д. К концу пятого года жизни у ребенка возникают более сложные понятия. Так слово «вещь» он относит и к игрушке, и к посуде, и к мебели и т.д. Развитие второй сигнальной системы протекает в тесной связи с первой. В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. По терминологии Иванова-Смоленского первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы – «непосредственный раздражитель – непосредственная реакция». Во второй половине года начинает ребенок начинает реагировать на словесные раздражители вегетативными и соматическими реакциями «словесный раздражитель – непосредственная реакция» К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого при помощи отдельных звуков. Затем начинает произносить слова, но сначала они не связаны с каким-либо событием. При этом в возрасте 1, 5-2 лет часто одним словом обозначается не только какой-то предмет, но и действия. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Новый тип связей обозначается как «непосредственный раздражитель - словесная реакция». На втором году жизни словарный запас начинает увеличиваться. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи. К концу третьего года словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Таким образом, возникает новый тип связей «словесный раздражитель – словесная реакция». С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте 2-3 лет усложняется интегративная деятельность мозга – возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей вырабатываются различные двигательные стереотипы.
Функциональное состояние организма (бодрствование и сон) Функциональное состояние – это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в том числе и во сне. Между сном и крайним возбуждением существует непрерывный ряд изменений уровня бодрствования, обусловленные уровнем активации ретикулярной формацией ствола мозга, лимбической системе и неспецифическим ядрам таламуса. Ретикулярная формация, воспринимающая всю афферентную импульсацию, направляет в кору больших полушарий, вызывая генерализованное и тоническое повышение уровня ее активации. Таламус оказывает как активирующее, так и тормозное воздействие на различные центры, обеспечивая этим возможность локальной активации. В механизмах регуляции функционального состояния коры и обеспечения локальной активации существенная роль принадлежит структурам лимбической системы – гипоталамусу и гиппокампу. Их связи с таламусом и высшими отделами коры больших полушарий создают возможность модуляции активирующих воздействий в соответствии с состоянием потребностно-эмоциональной сферы.
Сон – это особая активность мозга, при которой выключено сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов. Для описания структуры сна и оценки его глубины обычно используют электроэнцефалографические записи (ЭЭГ). Весь период сна делится на две фазы – медленный и быстрый сон. В фазе медленного сна выделяют четыре или пять стадий: стадия А сна (расслабленного бодрствования) постепенно исчезают быстрые волны и появляются все более длительные интервалы медленных волн, стадия В сна (засыпание или самый поверхностный сон), стадия С сна - (поверхностный сон), когда спящий человек уже не различает слабые внешние раздражители, стадия Д сна (умеренно глубокий) и стадия Е сна (глубокий сон). В период медленного сна наблюдается урежение дыхания, пульса, снижение артериального давления, понижается температура тела, уменьшена секреторная и моторная функция пищеварительного тракта. Затем развивается фаза быстрого сна, характеризующаяся десинхронизацией ЭЭГ и эпизодами быстрых движений глаз (БДГ). В эту фазу наблюдается быстрое движение глаз. При этом отмечается более сильное снижение тонуса всех остальных мышц, за исключением возникающих иногда судорожных сокращений мышц лица и пальцев. На этом фоне учащается и становится нерегулярным дыхание, возникает неритмичный и частый пульс, возможно появление различных форм аритмий, повышается артериальное давление, усиливается гормональная активность, нарушена терморегуляция. Смена быстрого и медленного сна происходит через равные промежутки времени со средней длительностью около 90 минут (один цикл). При этом, на медленный сон приходится около 80%, на быстрый – 20% от всего периода сна. Продолжительность сна зависит от возраста, у взрослых это 7-8 ч в сутки, новорожденные спят около 20 ч, к концу первого года жизни продолжительность сна сокращается до 13 ч в сутки.
Задание для самоподгтовки: 1. Три принципа, на которых основана рефлекторной теории И.П. Павлова. 2. Стадии формирования условного рефлекса. 3. Механизм образования условного рефлекса. 4. Общая характеристика и биологическое значение условных рефлексов. 5. Торможение безусловных и условных рефлексов. 6. Виды условного торможения, биологическое их значение. 7. Особенности развития условно-рефлекторной деятельности ребенка. 8. Типы высшей нервной деятельности. 9. Виды памяти. 10. Структуры мозга, связанные с процессами формирования памяти. 11. Виды психической деятельности. 12. Основные теории возникновения эмоций. 13. Вторая сигнальная система. 14. Основные функции речи. 15. Развитие речи у ребенка. 16. Механизмы бодрствования и сна.
|