Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, порождающие установки (связанные с работой). Функции установок (Лютенс).
Факторы, порождающие установки, связанные с работой Традиционно наибольшее внимание уделяется ситуационным факторам, определяющим установки. В частности, Саланчик и Пфеффер отмечали, что необходимую для формирования чувств или аффектов работников (их связанные с работой отношения) информацию поставляет социальное окружение32. В более поздних исследованиях большее внимание уделялось личностным чертам и предрасположению, как факторам, порождающим установки, связанные с работой33. Так, было обнаружено, что расположения к позитивной аффектации (affectiviiy) (ПА) и негативной аффектации (НА) являются важными факторами, формулирующими установки человека в отношении работы. Как пояснил Джордж34, НА отражает предрасположенность личности к переходу в отрицательные эмоциональные состояния; лица, обладающие высоким уровнем НА, имеют обыкновение нервничать, испытывать постоянное напряжение, беспокойство, тревогу, огорчение и подавленность. Соответственно люди с высоким НА более подвержены отрицательным аффективным состояниям, они чаще плохо относятся к себе, окружающим и ко всему миру в целом. Люди с высоким ПА имеют противоположную тенденцию и, как правило, наслаждаются чувством внутреннего комфорта, считают, что их деятельность достаточно эффективна, и имеют склонность к формированию позитивных отношений. Состояния ПА и НА имеют большое значение для понимания удовлетворенности трудом35 и стресса на рабочем месте36. Функции установок Правильное понимание функций установок важно для изучения организационного поведения по ряду причин. Одна из них заключается в том, что установки позволяют предсказать поведение человека на рабочем месте37. Так, например, если исследование установок показывает, что изменения правил работы не нравятся работникам, а на следующей неделе резко возрастает число прогулов, менеджмент может прийти к заключению, что к росту прогулов привели отрицательные установки в отношении изменений рабочего распорядка. Другой важнейшей причиной, определяющей значимость правильного понимания установок, является тот факт, что они помогают людям адаптироваться к рабочему окружению. Катц отметил четыре важные функции установок в этом процессе38. Функция приспособления. Установки часто помогают людям приспособиться к своему рабочему окружению. Когда руководство хорошо обращается с работниками, это, скорее всего, приведет к формированию положительного отношения к руководству и организации в целом. Если же работников постоянно ругают и практически не поощряют повышением заработной платы, они, как правило, развивают крайне отрицательное отношение к руководству и организации. Установки позволяют работникам приспособиться к своему окружению и являются основанием для их поведения на работе в будущем. Например, если работников, к которым относятся хорошо, спросят об их отношении к руководству или организации, они, скорее всего, дадут положительные отзывы. Обратное будет верно для работников, которых постоянно ругают и мало поощряют. Функция защиты собственного эго. Помимо помощи в приспособлении к окружающей среде, установки также помогают работникам защитить тот образ самого себя, который существует у каждого человека. В частности, если старший менеджер, обладающий большим опытом работы, видит, что любое его решение оспаривается более молодым подчиненным, то он может прийти к выводу, что этот подчиненный — резкий, задиристый и неопытный юнец. На самом же деле у молодого менеджера могут быть весьма серьезные основания для того, чтобы оспаривать решения старшего менеджера. Старший руководитель может не обладать лидерскими качествами и в действительности постоянно принимает неправильные решения. Тем не менее старший менеджер этого никогда не признает, но попытается защитить свое эго, свалив вину на молодого подчиненного. Результатом этого будет отрицательная установка старшего менеджера в отношении младшего. То же самое, без сомнения, можно сказать и о младшем инженере, который будет считать, что его начальник просто не справляется со своими обязанностями. Эта установка также позволяет ему защитить свое эго. Если бы подчиненный должен был изменить свое восприятие и поверить, что руководитель работает хорошо, он был бы вынужден прекратить критиковать начальника. Разумеется, младший не хочет этого делать. Поэтому установка и служит тому, чтобы оправдать свое поведение и защитить собственное эго. Функция выражения ценностных ориентаций. Установки являются той основой, которая помогает людям выражать свои ценностные ориентации. Так, например, менеджер, который серьезно верит в трудовую этику, может открыто выражать свое мнение о конкретных лицах или принятой в организации практике, выражая тем самым свои ценности. Начальник, который хочет, чтобы его подчиненный работал лучше, может сказать так: «Вы должны лучше работать. В нашей компании со дня ее основания это вошло в традицию. Это помогло нам достичь того, что мы имеем, и мы ожидаем от всех наших служащих приверженности этой рабочей этике». Если президент компании абсолютно убежден в необходимости поддерживать деятельность организации United Way [1], он может сказать менеджерам высшего звена: «Все в нашей компании сверху донизу должны поддержать United Way. Это прекрасное начинание, и оно принесет всем нам огромную пользу. Я даже не знаю, как мы могли обходиться без этого». В обоих случаях установки являются основой для выражения ценностей конкретного человека. Познавательная функция. Установки помогают людям обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми они организуют и объясняют окружающий их мир. Например, руководитель профсоюза может отрицательно относиться к менеджменту компании. Возможно, что эта установка не является обоснованной, однако именно она определяет взаимоотношения между профсоюзом и менеджментом. В результате, что бы ни говорило руководство компании, профсоюзный лидер считает это ложью, сознательным искажением истины или же попыткой манипулировать рабочими. Независимо от того, сколь объективно восприятие человеком реальности, установки в отношении людей, событий и предметов помогают ему осмысливать то, что происходит вокруг. Конфликты установок Случается, что установки индивида противоречат друг другу или не выражаются в его поведении. Например, высокая степень приверженности индивида организации может противоречить его преданности своей семье. Если сотрудники компании работают допоздна и по выходным, их привязанность к работе может вступить в противоречие с убеждением о важности семейных уз. Это вызывает состояние когнитивного диссонанса — психологического дискомфорта, возникающего, когда индивиды осознают несоответствие своих установок и поведения. Теория когнитивного диссонанса была разработана в 1950-х гг. социопсихологом Леоном Фес- тингером. Она гласит, что люди хотят действовать сообразно своим установкам и, как правило, принимают коррективные меры для уменьшения диссонанса и достижения баланса. В случае со сверхурочной работой наделенные соответствующими полномочиями сотрудники могут перераспределить обязанности таким образом, чтобы хватало времени и на работу, и на семью. У тех, кто такими полномочиями не обладает, выработается неблагоприятная установка по отношению к компании, в результате приверженность организации снизится. Они могут выйти из состояния диссонанса, заявив, что хотели бы проводить больше времени со своими детьми, и тут уж все зависит от решения работодателя.
|