Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Константин БАЛЬМОНТ






В античной традиции древнее доиндоевропейское божество, родословная которого ведет начало со времен Полярной прародины — Гипербореи, приобрел конкретные черты эллинского Гермеса (римского Меркурия) (рис.). Уже в то время наблюдается очевидная разноголосица относительно происхождения загадочного Бога. Цицерон, к примеру, насчитывал пять разных Гермесов (Меркуриев), обнажая тем самым путаницу в отношении места его появления на свет, родителей и шествия по материку с Севера на Юг (бесспорной является только конечная точка — Египет). Древнейшим, по мнению Цицерона, является тот Гермес, у которого “позорно похотливая природа, так как он возбудился при виде Прозерпины”. Это, безусловно, тот самый Гермес, чьим олицетворением стал возбужденный фаллос. Его родителями, согласно Цицерону, были само Небо и ясный День (у греков и римлян День женского рода).

По греческо-римской традиции Гермеса-Меркурий, сын владыки Олимпа Зевса и гиперборейской титаниды Майи (от ее имени произошло название весеннего месяца мая), было возложено множество обязанностей. Гермес — вестник богов; он мгновенно появляется повсюду, летая с быстротой мысли благодаря золотым крылатым сандалиям. Гермес получил их от Персея, а тот, в свою очередь, от титанид-грай в Гиперборее. Кроме того, у Гермеса еще два крыла на головном уборе. Всего крыльев получается шесть: по паре на сандалиях и два на голове. Впоследствии эта шестикрылость оказалась перенесенной на иудаистические и христианские образы шестикрылых серафимов. Гермес-Меркурий — покровитель торговли и путников, воров, мошенников и хитрецов, а также хранитель сновидений и проводник душ умерших в царство мертвых. Из-за близости к потустороннему миру Гермес еще в бытность свою египетским Тотом, считался основателем оккультных наук, тайного знания, покровителем колдунов, магов, волшебников.

Именно в данной связи и возникло в дальнейшем представление о Гермесе Трисмегисте — основоположнике науки всех наук — герметики (герметизма), предшественницы концептуально-смысловой базы всего многообразия возникших впоследствии конкретных наук и философии. В эпоху Возрождения получил широкое хождение корпус герметических сочинений, считавшийся долгое время высшим достижением древней философии и оказавших огромное влияние на многих мыслителей — от Джордано Бруно до Френсиса Бэкона (и, как было, показано в начале главы, — вплоть до Исаака Ньютона). Главным магическим текстом на протяжении многих веков для всех, кто стремился овладеть секретом природных превращений, по существу алхимическим символом веры, стала знаменитая “Изумрудная скрижаль”, найденная, по преданию, на могиле Гермеса самим Александром Македонским во время завоевания Египта (считалось: кто поймет ее тайный смысл — станет властителем оккультных сил):

“1. Истинно — безо всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно.

2. То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, что бы осуществить чудеса единой вещи.

3. И так все вещи произошли от Одного посредством Единого: так все вещи произошли от этой одной сущности через приспособление.

4. Отец ее есть Солнце, мать ее есть Луна. Ветер ее в своем чреве носил. Кормилица ее есть Земля.

5. Сущность сия есть отец всяческого совершенства во всей Вселенной.

6. Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.

7. Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого нежно, с большим искусством.

8. Эта сущность входит от земли к небу и вновь нисходит на землю, воспринимая силу высших и низших (областей мира). Так ты обретешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая тьма.

9. Эта сущность есть сила всех сил: ибо она победит всякую тонкую вещь и проникнет во всякую тонкую вещь.

10. Так сотворен мир.

11. Отсюда возникнут всякие приспособления, способ которых таков (как изложено выше).

12. Поэтому я назван Триждывеличайшим, ибо владею тремя частями вселенской Философии.

13. Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца [алхимического золота. – В.Д.]”.

(Перевод К. Богуцкого)

Позже специалисты-филологи потратили немало сил, чтобы доказать: в действительности известные книги герметического свода гораздо более позднего происхождения чем это было принято думать. Впрочем, констатация данного факта ровным счетом ничего не доказывала. Ибо открытые в эпоху Возрождения книги и переведенные с греческого на латинский главой Флорентийской (платоновской) академии Марсилио Фичино (1433—1499), “книги Гермеса” вполне могли быть записаны позже, но на основании древней устной традиции.

Главное, однако, в другом: подавляющее большинство книг так называемого герметического корпуса по своему содержанию и тому способу, каким они явились миру, представляют собой типичное ноосферное откровение. К тому же и главный источник сокровенного герметического знания — Нус (то есть Ум), вступающий в диалог с Гермесом Трисмегистом. Другими словами, вопрос о древности записанных герметических книг или их подлинности вообще не имеет никакого значения для установления их истинности: текст может быть надиктован в любое время и любому лицу, адекватно соответствуя первичной космической информации. Ноосферный ум вступает в контакт со своим ретранслятором также наиболее распространенным способом — введя Гермеса в полугипнотическое состояние транса и отрешенности, близкой ко сну. Визуализированный облик, который при этом принимает Нус, также является типичной ноосферной формой общения с живыми людьми (многочисленные примеры подобных ноосферных видений будут приведены в следующей главе):

“При этих словах он изменил облик, и сразу мне все открылось, взору моему предстало величайшее зрелище. Все стало Светом, мягким и приятным, пленяющим мой взгляд. Вскоре после этого спустилась тьма, жуткая и мрачная, завивающаяся в спирали, подобно змеям, как мне показалось. Затем эта тьма превратилась в нечто влажной природы, бурлящее невыразимым образом, изрыгающее дым, как от огня, и издающее какой-то звук, скорбный неописуемый рев. Потом оттуда раздался нечленораздельный крик, словно голос Света”.

Действительно, приведенное откровение Нуса (Ума), взятое из 1-й книги герметического свода “Поймандр” (“Пастырь мужей”), мало чем отличается от других “диалогов” (контактов) с ноосферой, Богом и Божественной средой, которые описаны на страницах Священных книг или же в житийной литературе.

ГЛАВА 11

РАЗГОВОР С БОГОМ

Един повсюду и предвечен,

Всесилен Бог и бесконечен;

Всегда я буду, есмь и был,

Един везде, вся исполняя,

Себя в себе я заключая,

Днесь все во мне, во всем я жил.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал