Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность






13.1. Понятие административного
права. Его предмет и метод

Каждая отрасль права характеризуется прежде все-
го своим предметом, т. е. теми общественными от-
ношениями, которые она регулирует. Администра-
тивное право регулирует особый вид общественных
отношений — отношения, складывающиеся в процес-
се осуществления государственного управления.

Любая социальная система нуждается в управле-
нии,
т. е. в деятельности определенных субъектов по
руководству элементами этой системы. Управляющие
оказывают упорядочивающее воздействие на людей,
обеспечивая согласованность их действий, оберегая
общество от нежелательного поведения управляемых.
Когда такую деятельность осуществляет государство,
ее называют государственным управлением.

В принципе, государственным управлением в той
или иной мере занимаются все государственные орга-


ны (например, парламент процессе издания законов,
суды в процессе разрешения споров). Однако суще-
ствует более узкое понимание государственного уп-
равления как деятельности исполнительно-распо-
рядительного характера,
т. е. работы по непосред-
ственной реализации законов и управлению граж-
данами и организациями во исполнение данных за-
конов. Такой деятельностью занимается лишь одна
ветвь власти — исполнительная власть, и осуще-
ствление этой деятельности составляет ее основную
функцию.

В процессе исполнительно-распорядительной дея-
тельности государственных органнов различного уров-
ня возникают определенные общественные отноше-
ния, взаимосвязи, которые называют организацион-
ными, управленческими. Именно их и регулирует ад-
министративное право.

Таким образом, административное право — это
самостоятельная отрасль права, регулирующая об-
щественные отношения, складывающиеся в про-
цессе управленческой (исполнительно-распоряди-
тельной) деятельности органов государственной
власти.

Характерной особенностью отношений, регулиру-
емых административным правом — административ-
ных правоотношений — является то, что в них в ка-
честве одного из субъектов всегда выступает орган
государственного управления или должностное лицо
органа государственного управления, а в качестве
другого выступают другие государственные органы,
отдельные граждане, организации. Поэтому эти от-
ношения основываются на началах власти и подчи-
нения.

Особенности предмета административного права
(регулируемых им отношений) предопределяют осо-
бенности его метода, т. е= того, как, какими спосо-
бами
осуществляется регулирование этих отношений.


Метод административного права преимущественно им-
перативный.
Данной отраслью права используются
в основном такие инструменты, как односторонние
предписания и запреты, которые носят юридически
обязательный характер и обеспечиваются государ-
ственным принуждением.

Иногда административное право пользуется и та-
ким методом, как дозволение, однако чаще всего пре-
доставленное право выбора вариантов поведения ог-
раничивается двумя-тремя строго определенными
вариантами. И лишь в немногих случаях админист-
ративное право предоставляет лицу право самому ре-
шать, как ему поступать.

13.2. Административная
ответственность

Как известно, важнейшим признаком правовой
нормы является охрана ее государством. Эффектив-
ность правового регулирования общественных отно-
шений обусловлена, в частности, тем, что требова-
ния норм права обеспечиваются в случае необходи-
мости мерами государственного принуждения. Нор-
мы административного права в этом смысле не явля-
ются исключением.

Следует, правда, иметь в виду, что администра-
тивное принуждение не сводится к мерам админист-
ративной ответственности. Помимо мер юридической
ответственности выделяют административно-предуп-
редительные меры, основной целью которых является
предупреждение возможных правонарушений и кото-
рые носят принудительно-профилактический харак-
тер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка доку-
ментов, введение карантина и др.), а также меры пре-
сечения, которые направлены на прекращение проти-
воправных деяний, предотвращение их последствий
(требование прекратить противоправное поведение,


применение физической силы, специальных средств,
оружия, административное задержание и т. п.).

Тем не менее, ключевую роль в системе мер адми-
нистративного принуждения играют меры админист-
ративной ответственности.

Административная ответственность — вид юриди-
ческой ответственности, которая выражается в при-
менении уполномоченными органами государствен-
ного управления и их должностными лицами, а так-
же судьями предусмотренных законом администра-
тивных наказаний к лицам, совершившим админис-
тративные правонарушения.

Важнейшим нормативно-правовым актом, устанав-
ливающим административную ответственность и ре-
гулирующим порядок ее применения, является Кодекс
РФ об административных правонарушениях (далее —
КоАП РФ). Поскольку в соответствии с Конституцией
РФ административное законодательство относится к
предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ,
некоторые аспекты административной ответственнос-
ти могут регулироваться законодательством субъек-
тов РФ. В частности, законами субъектов РФ (респуб-
лик в составе РФ, краев, областей и т. д.) может пре-
дусматриваться административная ответственность за
правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ. Од-
нако установление общих положений и принципов
административной ответственности, перечня видов
административных наказаний и правил их примене-
ния, порядка производства по делам об администра-
тивных правонарушениях и исполнения постановле-
ний о назначении административных наказаний от-
носится к ведению Российской Федерации.

Административная ответственность обладает ря-
дом признаков, общих с другими видами публично-
правовой ответственности и отличающих ее от ответ-
ственности частно-правовой. Административная от-
ветственность:


— является штрафной ответственностью, т. е. нап-
равлена на наказание нарушителя (а не на восстанов-
ление имущественного положения кредитора, как в
праве гражданском) и тем самым на предупреждение
совершения правонарушений в будущем как самим
виновным, так и другими лицами, которым стало
известно о правонарушении и последовавшем за него
наказании;

— необходимым условием ее применения являет-
ся вина нарушителя; объективное вменение не допус-
кается. В административном праве, как и в уголов-
ном, налоговом и других отраслях публичного права,
действует презумпция невиновности: лицо считается
невиновным, пока его вина в совершении админист-
ративного правонарушения не будет установлена всту-
пившим в законную силу постановлением правопри-
менительного органа или должностного лица, рассмат-
ривающего дело (в отличие от этого, в гражданском
праве возможна ответственность без вины и действует
обратная презумпция — презумпция виновности);

— может воздействовать не только на имуществен-
ную сферу правонарушителя, но и на саму его лич-
ность (например, административный арест);

— всегда применяется в пользу государства, а не
потерпевшего (в частном же праве меры имуществен-
ной ответственности применяются в пользу кредито-
ра, в том числе потерпевшего);

— о применяется только по инициативе специ-
ально уполномоченных государственных (муници-
пальных) органов и их должностных лиц (а не по
усмотрению потерпевшего, как в частном праве);

— не может быть понесена правонарушителем доб-
ровольно, без применения государственного принуж-
дения (напротив, в гражданском и трудовом праве
должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска,
может возместить причиненные кредитору убытки,
уплатить ему неустойку и т. п.);


— императивно установлена законом и не может
быть изменена по соглашению сторон администра-
тивного правоотношения.

Эти признаки административной ответственности,
как уже было сказано, являются общими с другими
видами публично-правовой ответственности. Наряду
с ними административная ответственность имеет и свои
собственные, характерные только для нее признаки:

— основанием применения административной от-
ветственности является правонарушение особого вида,
именуемое административным;

— мерами административной ответственности яв-
ляются административные наказания, предусмотрен-
ные КоАП РФ;

— административная ответственность применяет-
ся (по общему правилу) во внесудебном порядке орга-
нами государственного управления и их должност-
ными лицами.

13.3. Административное
правонарушение

Как уже было сказано, основанием администра-
тивной ответственности является административное
правонарушение.

Административное правонарушение — это проти-
воправное, виновное действие или бездействие физи-
ческого или юридического лица, за которое Кодек-
сом РФ об административных правонарушениях или
соответствующими законами субъектов РФ установ-
лена административная ответственность.

Из этого определения можно выделить признаки
административного правонарушения:

— деяние (действие или бездействие);

— противоправность;

— виновность;

— наказуемость.


От этих признаков следует отличать состав ад-
министративного правонарушения, элементы которого
хотя и связаны с этими признаками, но не совпада-
ют с ними.

Элементами состава административного правона-
рушения, как и любого правонарушения вообще, яв-
ляются:

— субъект;

— объект;

— объективная сторона;

— субъективная сторона.
Субъектами административных правонарушений

могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица подлежат административной от-
ветственности при условии, что к моменту соверше-
ния административного правонарушения они достиг-
ли возраста 16 лет.

Юридические лица могут быть субъектами адми-
нистративных правонарушений в сфере землепользо-
вания, охраны окружающей среды, налоговых и та-
моженных отношений и т. д., хотя, разумеется, да-
леко не все виды административных наказаний к ним
применимы (например, в отношении юридического
лица не может быть применено такое наказание, как
административный арест).

Под объектом правонарушения вообще понима-
ются какие-либо охраняемые правом общественные
отношения. Объектами административных правона-
рушений могут быть самые разнообразные обществен-
ные отношения, складывающиеся в сфере государ-
ственного управления: общественный порядок, здо-
ровье населения и общественная нравственность, по-
рядок управления, дорожное движение и т. д.

Объективная сторона правонарушения включа-
ет в себя:

1) противоправное деяние (действие или бездей-
ствие);


2) вредные последствия;

3) причинно-следственную связь между противо-
правным деянием и вредными последствиями.

Специфика объективной стороны административ-
ного правонарушения состоит в том, что в подавляю-
щем большинстве случаев административная ответ-
ственность предусматривается за само противоправ-
ное деяние, независимо от того, повлекло ли оно ка-
кие-либо отрицательные последствия или нет. Ины-
ми словами, административная ответственность мо-
жет наступать и без причинения вреда: достаточно
лишь самого факта нарушения закона.

Соответственно и причинно-следственная связь
между противоправным деянием и вредными послед-
ствиями является элементом объективной стороны ад-
министративного правонарушения далеко не всегда.

С точки зрения субъективной стороны, т. е. ви-
ны правонарушителя, административное правонару-
шение может быть совершено умышленно или по нео-
сторожности. В большинстве статей, формулирующих
составы административных правонарушений, не со-
держится указаний на форму вины. Это связано либо
с тем, что закон признает конкретное противоправ-
ное деяние административным правонарушением не-
зависимо от формы вины субъекта, либо с тем, что
данное правонарушение по самой своей сути может
быть совершено только с какой-либо одной формой
вины (умышленно или по неосторожности), а потому
специальное указание на это в правовой норме было
бы излишним. Придавая в отдельных случаях юри-
дическое значение формам вины, КоАП РФ, в отли-
чие от Уголовного кодекса РФ, не различает ее ви-
дов — прямого и косвенного умысла, легкомыслия и
небрежности. Крайне редко включаются в составы
административных правонарушений и такие субъек-
тивные признаки, как цель и мотив противоправно-
го поведения.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал