Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Административное выдворение за пределы Рос- сийской Федерации иностранного гражданина или
лица без гражданства применяется только в отно- шении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностран- цев и лиц без гражданства из России. Администра- тивное выдворение назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими должнос- тными лицами.
Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие дол- жности в исполнительном органе управления юриди- ческого лица, входить в совет директоров (наблюда- тельный совет), осуществлять управление юридичес- ким лицом, в том числе в качестве предприниматель- ской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть приме- нена. Это лица, осуществляющие организационно-рас- порядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные управляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.
Приведенный в ст. 3.2 КоАП РФ перечень адми- нистративных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотрен- ных КоАП РФ, применяться не могут.
Административные наказания делятся на основ- ные и дополнительные. Предупреждение, админист- ративный штраф, лишение специального права, ад- министративный арест и дисквалификация приме- 244
няются только в качестве основных. Возмездное изъя- тие, конфискация, а также административное выд- ворение могут быть как основными, так и дополни- тельными. За одно административное правонаруше- ние может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех наказаний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав администра- тивного правонарушения.
Лицами, уполномоченными назначать админи- стративные наказания, являются органы государ- ственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся: органы внутренних дел (милиция), ко- миссии по делам несовершеннолетних, органы уго- ловно-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоох- раны, органы государственного экологического кон- троля, органы государственного пожарного надзо- ра, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищ- ной инспекции, органы валютного контроля и мно- гие другие (всего несколько десятков видов орга- нов и должностных лиц). Применение администра- тивной ответственности составляет особую, исклю- чительную компетенцию этих органов, является их прерогативой. В ряде случаев меры административ- ной ответственности применяются мировыми судь- ями, судьями федеральных судов общей юрисдик- ции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосу- дия, а в порядке осуществления судьей админист- ративной юрисдикции.
13.5. Производство по делам
об административных правонарушениях Производство по делам об административных пра- вонарушениях во многих отношениях схоже с уго- ловным процессом, но отличается от него большей оперативностью и некоторой упрощенностью.
По общему правилу о совершении административ- ного правонарушения сразу при его выявлении со- ставляется протокол. При составлении протокола лицу, обвиняемому в совершении административно- го правонарушения, а также иным участникам про- изводства по делу разъясняются их права и обязан- ности, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об администра- тивном правонарушении, должна быть предоставле- на возможность ознакомления с протоколом об адми- нистративном правонарушении. Это лицо вправе пред- ставить объяснения и замечания по содержанию про- токола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составив- шим, а также лицом, в отношении которого возбуж- дено дело об административном правонарушении. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отно- шении которого возбуждено дело об административ- ном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении рас- сматривается с обязательным участием лица, в отно- шении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство ос-
тавлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выд- ворение за пределы России, присутствие лица, в от- ношении которого ведется производство по делу, яв- ляется обязательным во всех случаях.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает комплексом процессуальных прав. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, за- являть ходатайства и отводы, пользоваться юриди- ческой помощью защитника, а также имеет иные процессуальные права. Такими же правами обладает потерпевший (если он есть).
Рассмотрение дела по существу происходит в сле- дующем порядке: оглашается протокол об админист- ративном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушиваются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в произ- водстве, пояснения специалиста и заключение экс- перта (если это необходимо), исследуются иные до- казательства, а в случае участия прокурора в рас- смотрении дела заслушивается его заключение. Если дело рассматривается коллегиальным органом, состав- ляется протокол.
По результатам рассмотрения дела об админист- ративном правонарушении выносится постановле- ние — либо о назначении административного нака- зания, либо о прекращении производства по делу. Если дело об административном правонарушении рассматривается коллегиальным органом, то поста- новление принимается простым большинством голо- сов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
Административное наказание назначается в пре- делах, установленных нормой КоАП РФ или иного
закона, предусматривающей ответственность за кон- кретное административное правонарушение. При на- значении административного наказания принимает- ся во внимание ряд факторов: характер совершенно- го правонарушения, личность виновного, его имуще- ственное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
При малозначительности административного пра- вонарушения органы и должностные лица, налагаю- щие административные наказания, могут освободить от ответственности нарушителя и ограничиться уст- ным замечанием.
Постановление по делу об административном пра- вонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Постановление может быть об- жаловано в районный суд (по делу о правонаруше- нии, совершенном юридическим лицом или индиви- дуальным предпринимателем, — арбитражный суд), а если оно вынесено судьей — в вышестоящий суд. Если постановление вынесено должностным лицом, оно может быть, кроме того, обжаловано в вышесто- ящий орган или вышестоящему должностному лицу.
|