Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Детские болезни. Том 1. должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Выдающийся отечественный инфекционист А. Ф. Билибин писал: «Есть понятие " ставить глаз" в живописи (В. А. Серов), " ставить голос в пении". Врачу необходимо ставить наблюдательность, зоркость, тренировать свою интуицию. С этого начинается накопление врачебного потенциала. Врачевание не просто лечение, а общение с личностью.... Магия чуда, называемого врачеванием... Знающий врач и опытный врач— не идентичные понятия... Истинное врачевание — сплав науки и гуманизма... Итак, врачевание, как и жизнь, нельзя свести к точным наукам. Диагноз заболевания должен рождаться у врача как факт и как отношение к нему при собственном толковании. Врачевание знает больше, чем успела высказать до сих пор наука». Таким образом, врачевание — сплав знаний (медицинская наука), ремесла (врачебная практика с постепенным восхождением по лестнице врачебных навыков: знаю, видел, делал, умею), искусства (интуиция не только в диагностике, а в главном — выборе лечения, мер помощи больному). Диагностика болезни — не самоцель для врача. Вспомним Ивана Карамазова у Ф. М. Достоевского: «Был у всей медицины: распознать умеют отлично, всю болезнь тебе расскажут как по пальцам, ну а вылечить не умеют. Студентик тут один случилось восторженный: " Если вы, говорит, умрете, то зато будете вполне знать, от какой болезни умерли! " Опять-таки эта их манера отсылать к специалистам: мы дескать только распознаем, а вот дескать поезжайте к такому-то специалисту, он уж вылечит. Совсем, совсем тебе скажу, исчез прежний доктор, который от всех болезней лечил, теперь только одни специалисты, и все в газетах публикуются. Заболел у тебя нос, тебя шлют в Париж: там дескать европейский специалист носы лечит. Приедешь в Париж, он смотрит нос: я вам, скажет, только правую ноздрю могу вылечить, потому что левых ноздрей не лечу, это не моя специальность, а поезжайте после меня в Вену, там вам особый специалист левую ноздрю долечит. Что будешь делать? Прибегнул к народным средствам». Безусловно, в этом шаржированном Ф. М. Достоевским выпаде против узкой специализации в медицине есть свой резон: узкий специалист должен лечить не какой-либо орган, а больного человека. Выдающийся детский хирург Г. А. Баиров любил говорить: «Если мы не можем поставить правильный диагноз, то мы должны выбрать правильную тактику лечения». Более того, еще в древности понимали, что: «Здоровье сохранять — задача медицины, болезней суть понять и устранить причины» (Авиценна). Это определяет одно из важнейших направлений деятельности врача — усилия по формированию здоровья, здорового образа жизни. В то же время, надо, конечно, помнить, что государственная система здравоохранения — прежде всего ответственность государства за здоровье народа (как физическое, так и психическое, нравственное здоровье). Отсюда, врачи должны активно участвовать в государственной политике по медицинскому образованию населения на всех этапах жизни (детский сад, школа, институт, университет и др.) и во всех средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидение и др.).
|