Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра 97
богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства... Итак, когда все это имеется, врачу следует иметь своим спутником некоторую вежливость.-.» Безусловно, непременным условием успешного врачевания является доверие к врачу пациента или его родителей, родственников, близких, что определяется во многом уже при сборе анамнеза. Искусство общения начинается с интереса к человеку, умения слушать. «Ничто не может быть грубее, неприятнее и менее всего простительно, чем действительное или кажущееся невнимание к собеседнику» (Честерфильд «Письма к сыну»). Современный священник митрополит Сурожский Антоний (Александр Борисович Блум) пишет: «Надо стать, как музыкальная струна, которая сама не издает звука, но как только к ней прикасается палец человека, она начинает звучать, — петь или плакать. Этому должен научиться всякий человек, на этом основаны все человеческие отношения. Если врач так относится к больному, если священник так относится к пасомому — больному или не больному — то создаются совершенно новые отношения». Еще Публий Сир — древнеримский поэт, живший в I в. до н. э., писал: «Люди бывают интересны нам, когда мы видим, что они интересуются нами». Образно о важйости доверия пациента к врачу писал в XIII в. врач и писатель Абу-аль-Фарадж, обращаясь к больному: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем». В одной из древнейших книг Аюрведа («Наука жизни»), Написанной врачом Суршутой (IV—III вв. до н. э.), сказано: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, ^старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходить из дому не иначе как с палкой или зонтиком, в особенности же избегать болтовни и шуток с женщинами и не садиться на одну кровать с ними. Речь его должна быть тихая, приятная и поощряющая. Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, строго справедливым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро. Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом, последний должен поэтому быть добрее и внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья и наставник. С другой стороны, хороший врач обязан прилежно посещать и тщательно исследовать больного и не должен быть боязлив и нерешителен» (цит. по С. Ковнер, «История медицины», Киев, 1878). Отсюда вытекают три следующих важнейших условия врачевания: больной (особенно ребенок) не должен бояться врача, и врач должен тщательно обследовать больного, не быть нерешительным, помня при этом высказывание Авиценны (Ибн Сина) в «Каноне врачебной науки»: «Врач
|