![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Балансовая смета
Балансовая смета представляет собой традиционный вариант расчета расходной и доходной части. 8.2. Методы бюджетирования 163 Программа в сфере связей с общественностью связана в первую очередь с наращиванием нематериальных активов. Это прежде всего построение определенной репутации или создание имиджа компании. Однако репутация создает отношение. А отношение приносит финансовую отдачу. В свое время ЮКОС стал интенсивно развивать различные направления работы с общественностью. Была разработана комплексная программа работы с широкой общественностью, инвесторами, партнерами, выстроена внутрикорпоративная политика. Репутационный капитал довольно быстро перерос в финансовый. Акции компании существенно повысились как на внутреннем, так и на международном рынке. Помимо принципов классического бюджетирования маркетологами США и Западной Европы предлагаются принципы формирования бюджета в рекламной и PR-деятельности. Выделяются четыре основных метода определения бюджета в сфере связей с общественностью и рекламе: ♦ метод отчисления процента от объема прибыли; ♦ метод конкурентного паритета; ♦ метод определения затрат с учетом изменившихся финансовых показателей; ♦ метод исчисления «от наличных средств». Метод отчисления процента от объема прибыли представляет собой один из самых простых подходов к бюджетированию. Он является одним из достаточно часто используемых методов как в российской, так и в зарубежной практике. Руководители компании определяют бюджет в виде конкретного установленного процента от объема предполагаемой чистой прибыли. Важным достоинством метода являются его простота, а также возможность проследить динамику развития компании на рынке. К недостаткам можно отнести то, что расходы на управление информационным процессом определяются как следствие успеха или неудачи на рынке. При этом в тени остается тот факт, что положение компании может стать довольно непрочным именно вследствие недофинансирования. В последние годы в России все меньшее количество бюджетов в сфере рекламы и связей с общественностью определяется исходя из метода отчисления процента от предполагаемой прибыли. Это связано с тем, что рынок отличается высокой конкурентностью и информационной перезагрузкой. Это приводит к тому, что становится необходимым проведение довольно интенсивной кампании. А процент от прибыли привязывает к определенным цифрам и не позволяет добиться нужной для кампании интенсивности. Однако в ряде областей, например банковской, данный ме- 164 Глава 8. Экономика связей с общественностью тод бюджетирования по-прежнему используется, несмотря на его несовершенство. Метод конкурентного паритета периодически применяется для расчета необходимых затрат. Распространенный в мировой практике метод определения уровня бюджета заключается в том, что бюджет устанавливается, с одной стороны, исходя из капиталоемкости и трудоемкости информационного и коммуникационного процессов, с другой — приоритетным фактором является объем финансирования коммуникационной программы конкурентами. Данный метод, с одной стороны, отражает степень конкуренции на рынке коммуникационных услуг. С другой, когда бюджеты равны, соревнование происходит не за счет вливаний дополнительных средств, а за счет выстраивания грамотной и продуманной медиа-кампании. Кроме того, использование этого метода бюджетирования не предполагает проведения серьезных социологических и маркетинговых исследований. Это приводит к сокращению затрачиваемых на PR-кампанию средств, но снижает ее эффективность. Данный метод бюджетирования достаточно долго использовался компаниями Coca-Cola и Pepsi-Cola. В течение нескольких лет по средствам, затрачиваемым на медиа-продвижение, компании шли «ноздря в ноздрю». Однако с 2003 г. в обеих компаниях бюджетирование осуществляется по другим принципам. Метод исчисления бюджета от «наличных средств» заключается в тесной привязке факторов затрат к поставленным целям и задачам. В данном случае общая сумма бюджета складывается из трех составляющих: ♦ выработки конкретных целей; ♦ определения задач, которые необходимо решить для достижения этих целей; ♦ оценки затрат на выполнение этих задач. Данный метод бюджетирования достаточно популярен в России и экономически оправдан. С одной стороны, он позволяет просчитать количество и стоимость необходимых для формирования лояльного отношения общественности к компании мероприятий, с другой — не допускает неоправданного увеличения бюджета. Метод учета изменившихся финансовых показателей представляет собой скрупулезный анализ медиа-активности предыдущего года (а лучше 2-3 лет), выявление основных медиа-каналов, которые позволяют максимально быстро и прицельно доносить необходимую информацию до различных групп общественности. В этом случае при определении бюджета
8, 2. Методы бюджетирования 165 будет обязательно учитываться фактор медиа-инфляции, т. е. изменения стоимости создания информационного продукта, а также общее увеличение бюджета на 5-15% в зависимости от позиций компании на рынке, направленное на повышение интенсивности медиа-кампании. Если выделенные на PR-программу средства не были оприходованы, то они вычитаются из первоначальной суммы, полученный остаток и является бюджетом на PR-кампанию в текущем году. Сложность данного метода заключается в том, что специалисту в сфере связей с общественностью приходится обрабатывать большие массивы самой разной информации: от маркетинговой до рекламной. Данный принцип бюджетирования широко используется в процессе планирования коммуникационных затрат российскими региональными PR-агентствами. Его достоинством является возможность более экономичного использования средств. В настоящее время анализ затрат в сфере связей с общественностью движется в направлении функциональных факторов, т. е. затрат по каждому направлению работ. Например, затраты на формирование имиджа, затраты на проведение пресс-конференции, затраты на различные акции по стимулированию сбыта, на маркетинговые исследования и т. д. Это связано с тем, что выводы на основании структурных факторов быстро устаревают в динамично развивающемся коммуникационном пространстве. При определении бюджета в связях с общественностью особое значение приобретает концепция вовлеченности персонала в постоянные усовершенствования информационного и коммуникационного процессов, концепция комплексного управления качеством (в том числе и в информационной сфере), перспектива наиболее целесообразного использования возможностей компании, а также развитие как ее внутрикоропора-тивных, так и внешних связей. Именно учет функциональных факторов позволяет определить реальную стоимость отдельно взятых PR-мероприятий, гибко подходить к процессу ценообразования, формировать рынок конкурентоспособных цен в сфере связей с общественностью, а также управлять процессами в информационной сфере. Использование традиционной системы расчета затрат в сфере связей с общественностью не всегда дает достоверную информацию о рентабельности всего информационного и коммуникационного процессов, что, в свою очередь, может привести к серьезным стратегическим имиджевым просчетам. Гибкое планирование бюджетирования в сфере связей с общественностью предусматривает создание альтернативных смет, которые могут быть использованы при изменении текущей ситуации. При этом альтер- 166 Глава 8. Экономика связей с общественностью нативный бюджет может представлять как отдельный финансовый план на проведение той или иной PR-программы или проекта, так и рассматривать лишь отдельный участок предполагаемых мероприятий. Гибкость бюджета в связях с общественностью достигается также благодаря так называемому дополнительному бюджету, который составляется на краткий отрезок времени (месяц, три месяца, полгода). Целью создания подобного бюджета является отражение общей структуры планов компании, координации деятельности ее подразделений и определения задач для каждого из них. Дополнительный бюджет предусматривает стратегические просчеты еще на моменте их возникновения, что дает возможность быстрой корректировки коммуникационных действий. При подготовке бюджета в связях с общественностью наиболее серьезной задачей является определение оптимальной структуры расходов, которая способствовала бы, с одной стороны, сокращению срока временных затрат на коммуникацию, а с другой — делала процесс максимально эффективным. Для решения этой задачи необходимо установить пропорцию распределения планируемых финансовых средств между заработной платой специалистов, организациями, участвующими в информационном и коммуникационном процессе, материально-технической базой. Помимо этого необходимо способствовать переходам на систему, когда в процессе увеличивается участие заказчиков. Таким образом, в сфере связей с общественностью упор должен делаться на повышение прозрачности финансовых потоков и увеличение их источников, что становится возможным благодаря развитию научно-исследовательской работы в коммуникационной сфере, ведению консалтинговой деятельности, проведению экспертных советов и оценок, организации платных конференций. Серьезным недостатком существующей в РФ системы показателей отраслевой статистики является отсутствие в ней информации об объемах и каналах поступления и использования денежных ресурсов в коммуникационной сфере, в частности в сфере связей с общественностью. Статистические данные, показывающие динамику развития коммуникационной сферы, не дают полного представления о том, как определяется бюджет. Более того, многие бюджеты (особенно это касается представительств иностранных компаний на территории РФ) «присылаются» из зарубежных стран. Для разработки наиболее целесообразного бюджета необходимо иметь систему сбора первичных статистических данных в связях с общественностью, которые будут учитывать динамику таких показателей, как объем 8.2. Методы бюджетирования 167 бюджетных средств, выделяемых на коммуникативную программу в течение ближайших трех лет, поступление внебюджетных средств, спонсорские средства, полученные гранты. В современных условиях необходимо сформировать статистическую базу коммуникационного менеджмента как самостоятельной подотрасли статистики. Данная база должна охватывать всю совокупность количественных и качественных, абсолютных и относительных показателей, необходимых для наиболее полного отражения финансовой картины системы коммуникаций. Она должна изучать составные элементы и движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающих наиболее эффективное функционирование PR-программы, а также создание благоприятной информационной и коммуникационной сред.
|