Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В конце XX века.






5.1. Крах тоталитаризма в СССР (1985-1991 гг.)

 

В марте 1985 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал
М.С. Горбачев, который начал реформы, получившие название «Перестройка». Этот термин Горбачев впервые употребил в своем докладе на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), но само слово «перестройка» взято из словаря сталинской эпохи (конец 20-х – начало 30-х гг.). Главный результат этих реформ – демонтаж коммунистического тоталитарного режима в СССР и начало демократизации советского государства.

Основным направлением горбачевских реформ стала серьезная реорганизация партийно-государственного аппарата, которая проводилась разными методами. Все шесть лет «перестройки» шла чистка партийного и государственного аппарата от брежневских кадров, которая отчасти объяснялась обычной при смене тоталитарного вождя процедурой – приходом к власти его личной команды и устранением команды предшественника, отчасти борьбой консервативной и демократической группировок в партийном руководстве. К 1990 г. полностью обновилось Политбюро ЦК КПСС. В июле 1990 г. из него был выведен последний член Политбюро, вошедший в этот орган при Брежневе, - Воротников. При этом горбачевская чистка Политбюро заняла меньше времени, чем за полвека до нее – сталинская. Горбачеву удалось провести ее за пять лет, а у Сталина на это ушло шесть лет. Только в 1930 г. из Политбюро ЦК ВКП(б) был выведен Томский, который вошел в этот орган при жизни Ленина. На 85% обновился состав ЦК КПСС. Апогеем его чистки от брежневских кадров стал апрельский (1989 г.) Пленум ЦК КПСС, когда из ЦК «добровольно» вышли 110 его членов, в основном – из консервативного крыла партии, противники «перестройки». В республиканских ЦК сменилось 45-77% их состава, в обкомах и райкомах партии уже к февралю 1989 г. сменилось 89 тыс. партработников. Одновременно шла чистка государственного аппарата. Уже в 1985 г. сменились многие члены советского правительства, а всего за шесть лет «перестройки» было сокращено около одного миллиона государственных служащих.

Серьезно изменились отношения партии и государственного аппарата. Уже в 1985 г. Горбачев отказался от обычной для советского руководства подмены Министерства иностранных дел Международным отделом ЦК КПСС, и руководителем этого отдела стал не партработник, а профессиональный дипломат Добрынин, бывший советский посол в США. При этом главное направление внешней политики СССР, отношения с социалистическими государствами, перешло из Международного отдела ЦК КПСС в МИД.

Позже идея перераспределения власти в пользу государственного аппарата легла в основу горбачевской конституционной реформы 1988-1990 гг. Ее идея была выдвинута на XIX Всесоюзной партийной конференции (май-июнь 1988 г.), юридически (в виде поправок к Конституции СССР) эта реформа была оформлена на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1988 года, а проведена в 1989-1990 гг. на XIX партийной конференции было принято принципиальное политическое решение: КПСС продолжает управлять государством, но отказывается от прямых директив и указаний, что было выражено в лозунге «Вся власть советам!» Однако передача партией части власти советам было непродуманной акцией, т.к. в это время в СССР еще не было законов, определявших функции и полномочия советов, источники их финансирования и т.д. Превращение советов в реальные органы власти шло на всех уровнях государственного аппарата. Горбачев в марте 1990 г. стал Президентом СССР, а его ближайшие помощники А. Яковлев и Э. Шеварднадзе перешли из Политбюро в новый орган власти – Президентский совет, который стал штабом «перестройки». В центральном управлении была сделана попытка заменить партийное руководство (съезды КПСС и пленумы ЦК, на которых принимались важнейшие политические решения) новым советским парламентом – Съездом народных депутатов СССР. Он сильно отличался от старого союзного парламента, Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов были альтернативными, восстанавливалась двухуровневая (образца 1918 г.) система представительных органов власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (такая же двухуровневая структура высших органов государственной власти, Съезды народных депутатов и Верховные Советы, была создана в 1990 г. в союзных республиках).

Конституционная реформа 1988-1990 гг. была серьезным шагом на пути демократизации советского государства, но у нее были и многочисленные недостатки. Выборы народных депутатов СССР были не вполне демократическими. Треть народных депутатов (750 из 2250) фактически не избирались, а назначались от ЦК КПСС и полностью контролируемых ею организаций и учреждений (ВЛКСМ, профсоюзов, АН СССР и др.), хотя формально они «избирались» на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и т.п. В половине одномандатных округов был только один кандидат, как правило, – секретарь обкома или райкома партии. Выборы не были многопартийными, проходили без наблюдателей от кандидатов и т.д. Отказ КПСС от ее «руководящей роли» во многом обесценивался тем, что ЦК партии «рекомендовал» совмещение должностей секретарей парткомов и председателей советов соответствующего уровня в одном лице (так, первый секретарь Тульского обкома КПСС Ю.И. Литвинцев стал председателем Тульского облсовета).

Это объяснялось тем, что главной целью конституционной реформы 1988-1990 гг. и других политических реформ Горбачева было усиление его личной власти за счет создания ее двойной опоры - на партийный и на государственный аппарат. Однако эта попытка провалилась. Партийный аппарат, напуганный горбачевскими чистками и уменьшением своей власти, в большинстве встал в оппозицию «перестройке» (Горбачева поддерживали не более 30% членов ЦК КПСС), а государственный аппарат был очень слаб из-за отсутствия опыта руководства государством и острой политической борьбы, парализовавшей работу Съезда народных депутатов СССР и других государственных органов.

Такими же противоречивыми были и результаты экономических реформ Горбачева. Они начались с промышленной реформы 1988 г., главным направлением которой стало расширение самостоятельности советских предприятий. Последние получили право на самостоятельное планирование своей деятельности, основанное на предлагаемых министерством контрольных цифрах, на контрактах, заключенных со своими поставщиками и покупателями, на государственных заказах и т.д. Другое важное право, полученное советскими предприятиями в ходе промышленной реформы, - право на установление прямых (без посредничества Госплана и министерств) связей с другими советскими предприятиями и иностранными фирмами. Однако уже в 1989 г. эта реформа провалилась, т.к. встретила сопротивление министерств и натолкнулась на отсутствие рыночной инфраструктуры (товарно-сырьевых бирж, коммерческих банков и т.д.)

Провалилась и сельскохозяйственная реформа, начатая в марте 1989 г. Пленумом ЦК КПСС. Ее главной задачей было решение обострившейся в 80-е гг. продовольственной проблемы, которая вела к усилению социальной напряженности в советском обществе. Средством решения этой задачей стала реорганизация сельскохозяйственного производства. Созданный в первые годы «перестройки» Государственный комитет Агропрома был ликвидирован и создана Государственная комиссия Министров СССР по продовольствию и закупкам. Главной формой организации сельскохозяйственного производства должна была стать аренда колхозных и совхозных земель, на базе которой пытались создать фермерские хозяйства. Однако радикальных перемен в развитии сельского хозяйства СССР не было. Продовольственная проблема в начале 90-х гг. обострилась до предела (дефицит продуктов стал тотальным, и во всех регионах, в том числе в Москве, де-факто была введена карточная система), а подавляющее большинство крестьян отказались брать землю в аренду (в хозяйствах арендаторов летом 1991 г. было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота).

Несколько более успешной была другая экономическая реформа Горбачева – легализация частного сектора экономики. В 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, в 1988 г. началось массовое создание кооперативов. Весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято более семи миллионов человек (5% активного населения), и около одного миллиона занимались индивидуальной деятельностью, но и здесь вскоре возникли многочисленные негативные моменты. Абсолютное большинство частных предприятий работали не в производстве, а в торговле (в начале 1991 г. 90% кооперативов и совместных предприятий не занимались производственной деятельностью). Одной из главной задач частного сектора стало «отмывание» капиталов криминального происхождения (в год в кооперативах «отмывалось» до 70-90 млрд руб.). Ускорилось расслоение советского общества (обед в кооперативном ресторане в Москве стоил в 10 раз дороже, чем в государственном ресторане 1-ой категории), и начался рост социальной напряженности.

Таким образом, реформы Горбачева не сумели решить своей главной задачи – вывести советское общества из кризиса, т.к. они были весьма непоследовательными и нерешительными.

Одним из результатов горбачевских реформ стало формирование современной российской многопартийности. Дореволюционные российские партии были уничтожены еще в первые годы советской власти, а некоторые правые партии – еще раньше. «Союз 17 октября» развалился в 1915 г. Большинство черносотенных партий, в том числе Союз Русского народа и Союз Михаила Архангела, были запрещены Временным правительством. Кадетская партия была запрещена советским правительством в ноябре 1917 г., ее остатки (национальный центр в Москве, Восточный Отдел ЦК КДП в Сибири и др. были уничтожены ВЧК в годы Гражданской войны), гражданской войны, а кадетская эмиграция распалась и перестала существовать как политическая организация в 1921 г.. В апреле 1918 г. были разгромлены организации анархистов, в июне 1918 г. загнаны в подполье правые эсеры и меньшевики, в июле 1918 г. – левые эсеры. К середине 20-х гг. были уничтожены остатки этих социалистических партий. В 1923 г. прекратили свое существование РСДРП и ПСР. К 1926 г. были ликвидированы последние организации анархистов. Таким образом, в СССР окончательно утвердилась однопартийная система.

Однако оппозиционные политические организации, в том числе партии, продолжали существовать и в эпоху тоталитаризма. Самыми сильными эти организации были в национальных районах. На Украине в 1939 -1956 гг. действовала пятидесятитысячная организация украинских нацистов (ОУН), а после ее разгрома – другие националистические организации. Всего в 1958-1973 гг. на Украине органами КГБ было раскрыто 17 таких организаций (Украинский рабоче-крестьянский союз 1959-1961 гг., Украинский национальный фронт 70-х гг. и др.).

Подобные организации создавались и в других национальных районах (Литва, Латвия, Эстония, Грузия и т.д.).

На территории РСФСР в 30-70 гг. также действовало много подпольных антисоветских организаций. В 1941-1943 гг. на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории действовал ультраправый Национально-Трудовой союз, сотрудничавший с оккупантами, а некоторые активисты НТС продолжали работать в подполье и после войны. В это же время появились и некоторые другие антисталинские организации. В Воронеже в 1947-
1949 гг. действовала нелегальная организация «Коммунистическая партия молодежи», целью которой была мобилизация «здоровых ленинских сил» внутри ВКП(б) и смещение Сталина. В случае невозможности сделать это демократическим путем, по партийному уставу, предусматривалось его свержение силой. В Москве в годы «оттепели» был создан кружок Л. Краснопевцева, аспиранта кафедры истории КПСС исторического факультета МГУ, члены которого были репрессированы. В Ленинграде в 1957 г. был раскрыт «Союз коммунистов», созданный студентом исторического факультета Ленинградского педагогического института В. Трофимовым.

В годы «застоя» главной формой антикоммунистического движения стало движение инакомыслия (диссидентское движение). Его главная особенность – отказ от нелегальной деятельности и подчеркнутое стремление держаться в рамках советских законов (поэтому диссиденты называли свое движение «движением правозащитников» или «движением за права человека»). На практике требование соблюдения законности в советских условиях означало требование к советскому государству перестать быть тоталитарным и стать демократическим. В связи с этим правозащитники отвергали насилие и ограничивались ненасильственными акциями (сбор и распространение информации о положении с правами человека в СССР, моральная и материальная помощь жертвам репрессий и т.п.). В 1979 г. в связи со свертыванием «разрядки» КГБ начал мощное наступление на правозащитное движение. К 1982 г. практически все его участники были арестованы, отправлены в психбольницы или высланы из СССР.

Новый подъем антикоммунистического движения начался в годы «перестройки». С 1987 г. усилилась активность «неформальных» организаций (независимых от полностью контролируемых КПСС и советским государством «формальных» общественных организаций – ВЛКСМ, профсоюзов и т.п.) – политических кружков, клубов и т.д. Они стали основой формирования новых российских партий. Этот процесс в 1988-1991 гг. прошел четыре этапа:

1. Возникновение первых российских партий (май 1988 - февраль 1990 гг.). В мае 1988 г. возникла первая правая партия, Демократический союз. В январе 1989 г. он раскололся на Демократический союз во главе с В. Новодворской и Демократическую партию (с октября 1990 г.-Консервативная партия) во главе с Л. Убожко. В мае 1989 г. была создана первая социал-демократическая организация – Социал - Демократическая Ассоциация Советского Союза, в июле 1989 г. – первая необольшевистская организация, объединенный фронт трудящихся СССР. С конца 1989 г. начался раскол КПСС. В ноябре 1989 г. в ней образовалась марксистская платформа (умеренные ортодоксы), в январе 1990 г. – Демократическая платформа (социально-демократическое течение). В июле 1990 г. на XXVIII съезде КПСС из нее вышел ряд известных политиков, присоединившихся к радикалам-антикоммунистам (Б. Ельцин, А. Собчак и др.).

2. Политическое разрешение многопартийности (февраль 1990 г.). Еще в ноябре 1989 г. Горбачев в программной статье «Социалистическая идея и революционная перестройка» писал о «целесообразности сохранения однопартийной системы», но уже на Февральском (1990 г.) Пленуме ЦК КПСС под мощным давлением демократических сил (в Москве в дни работы пленума прошли многотысячные демонстрации с требованием отмены ст. 6) были приняты решения об отмене статьи о «руководящей роли» КПСС и проект платформы к XXVIII съезду партии, где говорилось, что «развитие общества не исключает возможности создания партий».

3. Юридическое оформление многопартийности (октябрь 1990 г.). 9 октября 1990 г. был принят «Закон СССР об общественных объединениях», в ст. 16 которого говорилось, что «партии равны перед законом». Однако реального равенства между КПСС, сохранявшие огромный бюрократический аппарат, первичные организации на предприятиях, в учреждениях и силовых структурах и огромные финансовые средства, и оппозиционными партиями, которые всего этого не имели, до августа 1991 г. не было.

4. Формирование реальной многопартийности (август-ноябрь 1991 г.). 23 августа 1991 г. российский президент Б.Н. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР.

Таким образом, к концу 1991 г. формирование современной многопартийности в основном завершилось, но она сильно отличалась от многопартийности в развитых демократических государствах Запада.

Российские партии начала 90-х гг. были очень слабы. Численность большинства из них не превышала нескольких десятков или сотен человек. У них не было прочной социальной опоры, четкой политической программы, серьезной материальной базы и т.д.

Другой слабостью партий тех лет было то, что они не могли выполнять главную функцию политической партии – участвовать в выборах, т.к. первые многопартийные выборы в России, в Государственную Думу РФ, прошли только в декабре 1993 г.

Еще один результат «перестройки» - кризис и распад СССР. Его причины:

1. Насильственное включение в состав российского государства разных цивилизаций.

2. Невозможность длительное время сохранять империю (унитарное многонационально государство).

3. Ослабление экономических, политических и военно-полицейских связей между республиками и союзным центром в годы «перестройки».

4. Ослабление и гибель КПСС.

5. Стремление республиканских элит к независимости от союзного центра.

6. Использование ими национального движения и национальной интеллигенции.

7. Поддержка сепаратистского движения на окраинах СССР новой российской элитой.

Кризис союзной государственности начался еще в конце 80-х годов, когда в большинстве союзных республик возникли мощные политические партии и движения (украинский «Рух», литовский «Саюдис», народные фронты в Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии, Азербайджане и др.), целью которых было создание в этих республиканских независимых национальных государств. В августе 1987 г. в Прибалтике прошли массовые демонстрации с требованием объявить недействительным пакт Молотова-Риббентропа. В феврале 1988 г. начались армяно-азербайджанские столкновения в Нагорном Карабахе. Летом 1989 г. в Средней Азии было несколько межнациональных конфликтов, превратившихся в погромы с тысячами жертв. Попытки союзных властей подавить сепаратистское движение на окраинах были крайне непоследовательными и давали обратный эффект. В результате в 1990 г. кризис СССР перерос в его распад, процесс которого за два года прошел четыре этапа:

1. Начало отделения от СССР ряда республик (март-октябрь 1990 г.). В марте 1990 г. на выборах народных депутатов республик во многих из них (в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии и др.) победили националисты, взявшие курс на выход из Советского Союза. В результате в Литве была провозглашена независимость, в других республиках началась подготовка к этому.

2. Ускорение распада (октябрь 1990 г. – апрель 1991 г.). В октябре 1990 г. против союзного центра выступили две самые сильные республики – Россия и Украина. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин вступил в открытую борьбу с властями СССР (в связи с их отказом от программы «500 дней»), а на Украине II съезд «Руха» заявил о начале борьбы за «восстановление независимой и демократической республики». 20 ноября 1990 г. Россия и Украина заключили двустороннее соглашение, что создало опасный для союзного центра прецедент. Попытка центра силой подавить сепаратистское движение (январские события 1991 г. в Прибалтике) привели к прямо противоположному результату. Процесс выхода прибалтийских республик из СССР ускорился. На референдуме в Литве 90% ее граждан, в том числе русские, проголосовали за выход из СССР, а в Латвии и Эстонии была провозглашена независимость. В поддержку демократических сил в Прибалтике выступили российские радикалы. 20 января 1991 г. в Москве прошла трехсоттысячная демонстрация солидарности с прибалтийским народом, а Ельцин 21 февраля 1991 г. потребовал отставки Горбачева с поста президента и роспуска Верховного Совета СССР. В этих условиях союзные власти пошли на крайнее средство – проведение референдума о сохранении СССР (17 марта 1991 г.). За сохранение Союза проголосовали 76% его участников, но эти цифры не отражали действительного соотношения сил сторонников и противников сохранения СССР, т.к. в 6 республиках из 15 (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия и Молдавия) референдум не проводился, а в России и на Украине, особенно в столицах, сторонников сохранения Союза было меньше, чем в целом по стране (в России за Союз проголосовали 71% избирателей, на Украине – 70%, в Москве и Ленинграде – 50%, в Киеве – 40 %).

3. Временное равновесие центробежных и центростремительных сил (апрель-август 1991 г.). Опираясь на результаты референдума 17 марта 1991 г., Горбачев пошел на компромисс с руководителями республик, начав «ново-огаревский процесс» (по названию подмосковной резиденции президента СССР Новое Огарево, где шли переговоры Горбачева с руководителями республик). 23 апреля было подписано «Заявление 9+1» (руководства 9 союзных республик, принявших участие в референдуме 17 марта 1991 г., и руководства СССР), в котором говорилось о подготовке нового Союзного Договора. В его проектах предусматривались превращение русского языка из государственного языка в «язык межнационального общения» и передача предприятий ВПК в совместное ведение Союза и республик.

4. Крушение СССР (август – декабрь 1991 г.). Подписание нового Союзного Договора было назначено на 20 августа 1991 г., но 19 августа была совершена попытка государственного переворота, завершившаяся крушением СССР. Де-факто он прекратил свое существование уже в августе – сентябре 1991 г. 6 сентября союзной власти признали независимость трех прибалтийских республик, а в других республиках шел «парад суверенитетов» (референдумы, на которых их граждане голосовали за выход из СССР). Была уничтожена главная опора Советского Союза – КПСС. Союзные органы власти были ликвидированы или не работали. Президент СССР переживал «сто дней Горбачева» (фактически – 125), когда он лишился всякой реальной власти, перешедшей к российскому президенту. Совет Министров СССР был заменен межреспубликанским экономическим советом, указаний которого никто не выполнял. Съезд народных депутатов СССР не созывался. Верховный Совет СССР по предложению Горбачева был распущен, а сменивший его временный Верховный Совет СССР собирался очень редко и не мог принять ни одного решения из-за постоянного отсутствия кворума. Союзные силовые ведомства перешли под контроль российских властей. Ключевые посты в Министерстве обороны СССР заняли маршалы и генералы, ориентировавшиеся на Ельцина (16 декабря на встречу с вице-президентом США Дж. Бейкером Горбачев пришел один, Ельцин – в сопровождении министра обороны СССР, маршала Шапошникова). Главой МВД СССР с августа стал В. Бакатин, кандидатура которого была согласована Горбачевым с Ельциным, после чего начался демонтаж КГБ, прекращенный в декабре 1991 г., когда союзный КГБ был преобразован в Российскую Федеральную службу котрразведки (ФСК). Де-юре распад СССР был оформлен 8 декабря 1991 г. Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии, которое зафиксировало, что «Советский Союз более не существует», а три славянские республики объединяются в Содружество независимых государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. на Конференции глав бывших союзных республик в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, а за его рамками остались только три прибалтийские республики и Грузия (позже она также вошла в СНГ). 25 декабря 1991 г. Горбачев заявил о своей отставке с поста президента СССР. Эту дату можно считать последним событием в истории Советского Союза и «перестройки».

Главной задачей советского права в годы «перестройки» было юридическое оформление горбачевских реформ. Конституционная реформа была оформлена поправками к Конституции СССР, принятыми в октябре 1988 г. на сессии Верховного Совета СССР, и законом «Об учреждении поста Президента СССР» (март 1990 г.). Промышленная реформа базировалась на «Законе о государственном предприятии» (июнь 1987 г.). Юридической базой сельскохозяйственной реформы стали Постановление ЦК КПСС «Об аграрной политике КПСС в современных условиях» (март 1989 г.), наметившее основные направления реформирования сельского хозяйства СССР, указ об «Аренде и арендных отношениях» (май 1989 г.), разрешивший «срочное пользование» землей «от 5 до 50 лет и на более длительный срок», и «Закон СССР о земле» (февраль 1990 г.), предусматривавший право советских граждан на получение земельных участков в «пожизненное наследуемое пользование» (с запрещением продаж земли и сдачи ее в аренду). Легализация частного сектора экономики была оформлена «Законом об индивидуальной трудовой деятельности» (ноябрь 1986 г.) и «Законом о кооперации в СССР» (июнь 1988 г.).

Обострение политической борьбы и начало распада СССР сделали необходимым принятие ряда других законов – «О правовом режиме чрезвычайного положения». «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР» (апрель 1990 г.), «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.), «О всенародном голосовании (референдуме) СССР» (декабрь 1990 г.).

Таким образом, в годы «перестройки» были разрушены практически все основы советского тоталитаризма – однопартийная система, мощная репрессивная машина, унитарное многонациональное государство, цензура, советская избирательная система («выборы без выбора»), плановая экономика и др. В то же время некоторые элементы тоталитарной системы (отсутствие многопартийных выборов, господство номенклатуры и т.д.) сохранились.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал