Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демонтаж японского тоталитаризма






Демонтаж тоталитаризма и формирование демократии в Японии имели некоторые особенности:

1. Демонтаж тоталитарного режима в Японии был результатом не его кризиса, как в Италии, Испании и социалистических государствах Восточной Европы, а следствием мощного нажима на японское общество американских оккупационных властей.

2. В первые послевоенные годы в Японии, в отличие от Италии и Германии, были сильны позиции старой элиты (император и его окружение, депутаты парламента тоталитарной эпохи и т.д.).

3. Демократизация японского государства стала необратимой лишь в результате реформ второй половины 40-х гг. и нейтрализации двух угроз демократии – попыток реванша со стороны реакционной японской элиты в 1945 -1947гг. и мощного наступления левых сил (коммунистов и левых социалистов) в 1947 – 1949 гг.

Демонтаж японского тоталитаризма начался с оккупации Японии американскими войсками (август 1945 г.), в результате которой реальная власть в стране перешла к американской военной администрации во главе с генералом Макартуром. Однако в отличие от Германии, где старый государственный аппарат был полностью разрушен сразу же после ее оккупации союзными войсками, в Японии он сохранился в почти неизменном виде. Главой государства оставался император Хирохито (1926-1989 гг.). Правительство Принца Н. Хигасикуни, сформированное после капитуляции Японии 15 августа 1945 г., состояло из высших чиновников министерств юстиции и внутренних дел тоталитарной эпохи и отказывалось от проведения каких-либо реформ. В речах императора и премьер-министра подчеркивалась необходимость сохранения старой социально-политической системы и не скрывались реваншистские настроения. Примером может служить первое выступление нового главы японского правительства по радио (17 августа 1945 г.), в котором он заявил, что «весь мир, оставив в стороне вопрос о победе и поражении, широко раскрыв в восхищении глаза», должен смотреть «на величие нашего государственного строя». Поэтому совсем не случайно крупнейшей политической акцией японских властей осенью 1945 г. стала кампания «всеобщего покаяния» перед императором за поражение в войне. До декабря 1945 г. работал парламент, «избранный» в 1942 г.

В связи с этим осенью 1945 г. между американской военной администрацией и японскими властями начался конфликт, поводом к которому стала попытка правительства Хигасикуни сохранить антикоммунистические законы военного времени. Он закончился победой американцев, которые уже к концу 1945г. добились смены исполнительной и законодательной власти в Японии. В октябре 1945г. правительство Хигасикуни сменилось более лояльным к оккупационным властям кабинетом К. Сидэхары. В декабре 1945 г. был распущен японский парламент. Однако и после этого позиции либерального крыла японской элиты, выступавшего за проведение демократических реформ, были очень слабы. Новое правительство считало проект японской Конституции, подготовленный штабом оккупационных войск, слишком радикальным и пыталось сохранить старую Конституцию 1889 г. С его точки зрения плоха была не сама эта Конституция, а то, что военщина в первой половине XX в. злоупотребляла властью вопреки ей. В руководстве японских партий и после роспуска старого парламента самыми сильными были позиции политиков, связанных с тоталитарным режимом. В распущенном в 1945 г. парламенте 270 мест из 460 занимали депутаты Прогрессивной партии, созданной активистами запрещенной американской военной администрацией Политической ассоциации поддержки трона (ПАПТ), и эта партия имела самые большие шансы победить и на новых парламентских выборах. Лидеры двух крупнейших японских партий Либеральной и Социалистической (у либералов в Парламенте 1945 г. было 45 мест, у социалистов – 17), также были связаны с ПАПТ. Единственная партия, отказавшаяся от поддержки принципов политической системы Мэйдзи, Кооперативная партия, была очень слаба (у нее в парламенте 1945 г. было всего 26 мест). Поэтому американская военная администрация вынуждена была проводить политику демократизации Японии по двум взаимосвязанным направлениям - радикальныхсоциально-экономических и политических реформ, навязанных американцами японскому обществу вопреки сопротивлению его элиты и обновления этой элиты.

Задача обновления японской элиты решалась путем ее чисток. 4 января 1946 г. штаб оккупационных войск издал распоряжение об увольнении из государственного аппарата националистических и милитаристских элементов, в число которых попали и депутаты парламента, избранные в 1942 г., как кандидаты ПАПТ. Это нанесло сильный удар по консерваторской части японской элиты. Из 270 депутатов Прогрессивной партии было лишено права участвовать в новых парламентских выборах 243 человека, из 45 депутатов либеральной партии – 10, из 17 депутатов социалистической партии – 10. В результате победу на выборах в новый японский Парламент (апрель 1946 г.) одержала либеральная партия, получившая в нем 141 место. Прогрессивная партия получила 93 места, Социалистическая партия – 92, независимые депутаты – 119.

Одновременно в Японии был проведен ряд демократических реформ. Была завершена начавшаяся сразу же после оккупации страны ее демилитаризация. Были распущены вооруженные силы и тайная полиция, запрещены милитаристские организации. Японские военные преступники были осуждены, а 28 из них по приговору международного военного трибунала казнены. Были ликвидированы концерны ВПК. Запрещена националистическая пропаганда в школах и вузах. Синтоизм потерял значение государственной религии.

В ходе аграрной реформы 1946 г. было ликвидировано крупное (по японским меркам) землевладение, массовое безземелье крестьян и непосильные для них отдельные платежи. Земля свыше максимального надела в 9 гектаров принудительно продавалась государству, которое на льготных условиях (по ценам 1939 г.) продавало ее крестьянам. В результате удельный вес крестьян-собственников в японской деревне в 1946-1950 гг. вырос с 33 % до
62 %, а доля арендаторов снизилась с 28 % до 5 %.

В ходе промышленной реформы 1947 г. на японских предприятиях были созданы советы управления, в которые на равных условиях входили владельцы предприятий, менеджеры и представители профсоюзов. В основе новой системы управления промышленностью лежала концепция «революции менеджеров» американского ученого Дж. Бернхема. Советы управления избирали администрацию предприятий и обеспечивали справедливое распределение доходов между капиталом, трудом и управлением.

Шла демократизация японского права: отменялись законы, ущемляющие права человека, восстановлено право на создание профсоюзов и заключение ими коллективных договоров, на забастовки, введены 8-часовой рабочий день и демократический порядок социального страхования.

В 1946 г. американской военной администрацией была разработана новая Конституция Японии, вступившая в силу в 1947 г. По ней главой государства остался император, но он утратил реальную власть и стал всего лишь «символом государства и единства народа». Исполнительная власть была сосредоточена в руках правительства, глава которого назначался парламентом. Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент (верхняя палата – палата советников, нижняя – палата представителей), образцом для которого был Конгресс США.

Главным результатом этих реформ и чистки японского государственного аппарата от реакционеров были полная ликвидация социально-экономических и политических структур авторитарного и тоталитарного периодов и сохранившихся после «реставрации Мэйдзи» феодальных пережитков, что позволило завершить модернизацию и вестернизацию японского общества и государства. Демократические партии Японии (Либеральная партия и либеральное крыло Демократической партии) в конце 40-х годов объединились и создали в марте 1948 г. Демократическо-либеральную партию (с 1955г. – Либерально- демократическая партия), которая до начала 90-х гг. обладала монополией на власть. Левые партии после кратковременного периода радикализации японского общества и усиления их влияния (1947-1949 гг.) ослабли (в результате улучшения социально-экономической ситуации в Японии и сужения их социальной базы), что предотвратило в Японии опасность революции китайского образца. В результате за несколько послевоенных десятилетий Япония стала высокоразвитой страной, занявшей второе место в мире после США и вступившей вместе с ними в эпоху информационного общества (в 80-е гг.).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал