Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День третий. • осознание ответственности за собственный ролевой репертуар и жизненные выборы;
Задачи: • осознание ответственности за собственный ролевой репертуар и жизненные выборы; • итоговая обратная связь. Работа с ответственностью — один из самых сложных моментов в процессе психологического обучения подростков. Наш опыт говорит о том, что понятие ответственности носит для подростков часто декларативный характер, они с готовностью произносят термин, объясняют и обсуждают проблему ответственности. Однако далеко не всегда готовы проявить ответственность в реальных жизненных выборах и поступках. В контексте нашей программы происходит обсуждение принятия ответственности за свой ролевой потенциал как способности осознавать и учитывать ролевые ограничения там, где это необходимо, прогнозировать последствия своих поступков при выходе за рамки привычных ролей. Первым шагом при работе с ответственностью является упражнение «Фильм о моей жизни», который естественно завершает блок упражнений, направленных на рефлексию своего опыта и самопознание и в то же время становится своеобразным мостиком к обсуждению проблемы ответственности. Ключевой вопрос в обсуждении «Фильмов», которые описали участники: «Кто является режиссером и автором сценария фильма?» Далеко не всегда подростки ставят на эти позиции себя, кто-то родителей, кто-то вообще популярных режиссеров. Однако этот вопрос всегда становится началом довольно бурной дискуссии: «Кто же, кроме тебя, может быть режиссером твоей жизни?», а следовательно, отвечает за нее. Дальнейшее обсуждение проблемы ответственности проводится на основании широко известного упражнения «Поводырь», которое дает участникам повод задуматься о доверии, которое испытывают к ним другие люди, взвесить свои силы и степень готовности принимать ответственность за других или передавать ее. Заключительным этапом содержательной части программы становится ролевая игра, в которой участникам предлагается «вызов» — принять ответственность за выбранные роли и успешно исполнить их. Для этой ролевой игры приглашаются только желающие, готовые к «испытанию». На этапе итоговой обратной связи в тренингах с подростками на наш взгляд, целесообразно проводить некую «Проверку» усвоенного, обратившись к вопросу о том, что конструктивного, полезно го, нового вынесли участники из содержания программы. Это может быть шеринг, где участникам предлагается обозначить самое трудное, самое полезное и самое интересное в программе. Возможен вариант, когда ребятам предлагается написать ответы на эти же вопросы на едином общем плакате. Последней процедурой программы становится личностная обратная связь участников друг с другом, где, безусловно, акцент ставится на ресурсах, положительных качествах, которые помогут в дальнейшем. В случае успешного проведения программы тренинга подростки получают новую информацию о себе, своих психологических закономерностях, которые могут помочь в жизни, но самое главное — оказываются готовыми ставить новые вопросы и самостоятельно искать на них ответы. ЛИТЕРАТУРА 1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. 2. Березников А. А. Обратная связь в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. 1999. № 3 3. Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. 4. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. 5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 6. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Academia, 2001. 7. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. 8. Прихожан А. М. Психология неудачника. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 9. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.: Прогресс, 1993.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч. 1, 2, 3. М.: Генезис, 1998. 11. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. 12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 13. Яничева Т. Г. Специфика тренерской позиции в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. 1998. № 2.
|