Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День первый. · знакомство, создание атмосферы;
Задачи: · знакомство, создание атмосферы; · обсуждение целей программы и соотнесение их с ожиданиями участников; · введение понятия «роль» как основного рабочего инструмента программы.
Мы уже говорили выше о специфике мотивации участников тренинга выше о специфике мотивации участников тренинга в подростковой группе. В связи с эти важно уделить особое внимание созданию атмосферы раскрепощенности, доброжелательности, с первых минут занятии. Хорошо помогают двигательных психогимнастики, игры, не требующие глубокой проработки, значительной степени открытости, с минимальными шансами для участников оказаться неуспешными.
После знакомства, достижения договоренности о правилах работы обсуждения целей, опасений и ожиданий участников можно переходить к содержательной части работы. В программе «Расширение ролевого репертуара» понятие роли является рабочим. Мы не приветствуем в тренингах с подростками обильное использование терминологии, хотя небольшие вкрапления теории могут рассматриваться как самостоятельный методический прием. Рассказанные в доступной форме с обращением к реальным фактам, наблюдаемым в групповой работе, психологические факты или даже теории помогают членам группы лучше понять себя, найти объяснение своим или наблюдаемым поступкам. При этом «отвлеченное» теоретическое знание иногда подростку легче принять и самостоятельно «примерить» к своим переживаниям или мыслям, чем прямое указание на то или иное поведенческое проявление. В данном же случае введение понятия «роль» является необходимым, так как далее на этом строится дальнейшая работа. Мы вводим понятие «роль», исходя из составления участниками перечня жизненных событий (ситуаций), в которые они включены в своей жизни. Участникам предлагается составить перечень событий, происходящих в их жизни, просто обозначив («Урок», «Ссора с родителями», «Первое свидание», «Поездка в транспорте»). Работа ведется с тем списком, который «родился» в конкретной группе. Количество указанных ситуаций обычно колеблется от 20 до 30. Затем происходит обсуждение и выяснение — кем являются (как называются) люди, которые участвуют в этих ситуациях (учитель, ученик, друг> пассажир), что, собственно, приводит к понятию «роль». Такая процедура позволяет сразу понять участникам, что все они в Разные моменты своей жизни оказываются носителями («исполнителями») разных ролей (пример перечня ситуаций и ролей приведи в приложении). Важным моментом является разграничение социальных и межличностных ролей. Хорошо стимулировать познавательную активность членов группы, чтобы кто-то из ребят сам сделал вывод о разнице между этими видами ролей. Принципиально, чтобы участники усвоили, что социальные роли более формальны, мы менее вольны и свободны в их выборе («Ребенок не может сразу стать взрослым»). Межличностные же роли мы приобретаем в зависимости от того, как проявляем себя, какие черты своего характера демонстрируем. Рабочий лист с перечнем ролей и ситуаций остается наглядным пособие для всей будущей работы, к нему можно обращаться в дальнейшем. На следующем этапе участникам предоставляется возможность «попробовать» себя в различных ролях, соотнести свои особенности и ресурсы с требованиями той или иной роли. Эти цели достигаются посредством ролевых игр в форме социодрамы. Сюжеты для игр предлагаются обыденные и привычные: «Гости», где кому-то достается роль «хозяина», а кому-то «гостей»; «Вагон метро», где все становятся «пассажирами». Использование проигрывания ситуаций на данном этапе программы отличается от традиционных ролевых игр в тренинге. Мы не оцениваем и не обсуждаем успешность участников, но просто обращаем внимание на конкретные поведенческие проявления, ассоциирующиеся с разнообразными ролями. Важно показать, что разные «гости» проявляют себя по-разному и все, оставаясь «пассажирами», выступают носителями разных неформальных ролей. Можно предложить участникам попытаться побыть в роли, не свойственной им обычно, обсудить, как они при этом себя чувствовали. Итогом первого дня работы становится вывод. Наша жизнь состоит из множества конкретных ситуаций взаимодействия с другими людьми. В разных ситуациях мы выполняем различные роли. Некоторые из них более формальны и заданы внешними обстоятельствами, в них важно усвоить правила и нормы. В межличностных ролях мы более свободны, они в большей степени связаны с личностными особенностями, их труднее описать и задать определенные границы, но они в большей степени сказываются на наших чувствах и отношениях с другими людьми.
|