Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День второй. • введение понятия «ролевой стереотип», осознание собственных стереотипов, исследование ограничений и преимуществ стереотипного ролевого поведения; развитие
Задачи: • введение понятия «ролевой стереотип», осознание собственных стереотипов, исследование ограничений и преимуществ стереотипного ролевого поведения; развитие навыков гибкости в общении; исследование ресурсов и ограничений собственного ролевого поведения. Работа во второй тренинговый день является в большей степени ориентированной на самопознание, в контексте нашей программы — исследование собственного ролевого потенциала, его ресурсы и дефициты, требующие развития. Важная задача — предоставление подросткам возможности попробовать свои силы, пусть в игровых, но максимально приближенных к реальным и актуальных для них ситуациях. Первый модуль — «Ролевые стереотипы». На этом этапе вводится понятие «стереотип», обсуждается его амбивалентность. Участники обычно сами приходят к выводу о плюсах и минусах стереотипов в нашей жизни. Введение понятия «стереотип» происходит с использованием разных модальностей, на уровне психогимнастик — нужно невербально изобразить профессии и социальные роли («Милиционер», «Врач», «Агрессор», «Учитель»...), игровых упражнений — требуется назвать первое, что приходит в голову («Русский поэт», «Город», «Цифра», «Часть лица»). Важно, чтобы это проходило в игровой, занимательной форме. Затем можно обратиться к наиболее актуальным, привычным для ребят стереотипам. Мы используем одни из самых «эмоционально-нагруженных» для подростков — «Ребенок—Взрослый», «Девушка-Юноша». После обсуждения содержания этих стереотипов ребятам предлагается принять участие в ряде ролевых игр, участниками которых являются носители вышеуказанных стереотипов. Это ситуации разговора о чем-либо Родителя и Ребенка (просьба, отказ в просьбе, конфликт), ситуации, моделирующие отношения полов (знакомство юноши с девушкой, свидание). При проигрывании ситуаций обычно используется видеотехника. В тренингах с подростками видеозапись имеет особое, несколько отличное от работы со взрослой группой, значение. С одной стороны, надо быть готовым к тому, что подростки не всегда готовы тщательно и подробно анализировать видеозапись, как это происходит в группах взрослых людей. С другой стороны, видеозапись является важным материализованным источником обратной связи, что в тренинге для подростков, учитывая особенности возраста, — сквозная задача, независимо от программы. Выбор участников для ролевых игр — важный и тонкий методический вопрос. Большинство подростков обычно очень активно и с желанием участвуют в ролевых играх. Но если участник отказывается, ни в коем случае не стоит его «вытаскивать» насильно. Тренер должен быть максимально внимателен при выборе участников дляролевых игр. Во-первых, по возможности, важно дать шанс проиграть ситуацию всем желающим, это важно для мотивации. Во-вторых, не забыть включить тех ребят, кому может не хватить смелости вызваться самому, а если это будет заданием, подросток вполне справится и, возможно, это станет для него ценным опытом, а для кого-то испытанием себя. Но особенно важно не ошибиться в выборе партнеров. Подростки еще не всегда способны оценить свои силы вызваться для участия и «провалиться». Например, в ситуации знакомства девушка откажет, а для мальчика-подростка это может стать значимым ударом. Если ролевые игры проходят в парах, важно «сбалансировать» их состав — более сильным, уверенным, коммуникативно успешным надо и партнеров подбирать таких же. А для менее уверенных, застенчивых ребят очень ценным может оказаться опыт взаимодействия с более ярким сверстником, но способным оказать поддержку. Обсуждение ролевых ситуаций проходит с точки зрения стереотипности проявленного поведения и обсуждения его успешности. Если видна готовность группы справиться с более сложными заданиями, можно предложить «провокационные», нестандартные ситуации — Девушка знакомится с Юношей. Основной вывод по итогам модуля работы со стереотипами — последние не плохи, не хороши, важно их осознавать и быть готовым и способным вести себя стереотипно или выходить за привычные рамки, если этого требует ситуация. Вторая задача — обращение к самопознанию. Работа на этом этапе возможна лишь тогда, когда в группе сформировался определенный уровень доверия, есть ощущение безопасности и участники, каждый в своем диапазоне, готовы проявлять открытость и искренность. Модуль, посвященный самопознанию, включает ряд упражнений, требующих рефлексии — «Биржа качеств», визуализация «Разговор с субличностями», «Монолог от лица предмета» (6, 8, 10, 9). Основной итог работы с модулем самопознания — расширение участниками представлений о себе, своих ресурсах и ограничениях, соотнесение собственного видения с сигналами, которые улавливают партнеры по общению.
|