Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тренинг эффективного взаимодействия детей и родителей
Цели и ценности, которые реализует человек, в значительной мере определяются социальной средой и группой, где он учился общению и взаимодействию с окружающими, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свое мировоззрение. Такой группой — эталонной и наиболее значимой для человека — является семья. Именно в семье, при взаимодействии с родителями и близкими людьми, ребенок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует его адаптации в широкой социальной сфере. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоззрение и идеалы в большинстве своем являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и ценности, остающиеся зачастую основой образцов поведения и для взрослого человека (3). Процесс личностной самореализации и саморазвития может быть искажен или ограничен вследствие нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, в первую очередь с родителями (16). Ведь именно отношения и связь с родителями составляют необходимое условие личностного развития. «Какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастливым, станет ли он победителем или неудачником, зависит от того, какой сценарий — с хорошим или с плохим концом — передали ему родители» (3). Одним из элементов жизненного сценария является стиль воспитания. Стиль воспитания складывается надолго — на всю жизнь. Он воспроизводится в семьях детей в различных ситуациях и от повторения становится прочнее. Поведение родителей, как правило, формируется их собственным воспитанием. Со своим ребенком они часто обращаются так, как в свое время обращались с ними их родители. В других случаях родители критикуют то воспитание, которое получили сами и говорят: «Моему ребенку должно быть лучше, чем мне» (17). Неуверенные в себе родители воспитывают ребенка в соответствии имеющимися в данный момент установками, информацией и настроениями. Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания, а также стиль воспитания, принятый в их родительской семье. Анализ семейных ситуаций в группе помогает участникам групповых занятий взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым объективизировать свое поведение (14). После этого участники групповых занятий начинают понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом их осознанного выбора, а передаются «по наследству» от своих родителей либо являются следствием представлений о семейных отношениях, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации (3). Осознание стереотипов собственного воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодолеть привычные стили реагирования. Для эффективного взаимодействия родителей и детей необходима психологическая готовность взрослых к свободному и ответственному поведению детей, которая имеет несколько составляющих. Во-первых, это внутренняя личностная свобода самих взрослых и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни. Во-вторых, это знание психологических особенностей детей. В-третьих, это овладение конкретными психологическими навыками общения с детьми, причем такими навыками, которые позволяют взрослым полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями и, в конечном счете, делать отношения с детьми искренними и открытыми. Программа тренинга «Эффективное взаимодействие детей и родителей» рассчитана на родителей с детьми школьного возраста. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом детей. Программа предполагает проведение занятий с периодичностью 1-2 раза в неделю. Курс начинается с восьми занятий для родителей. Продолжительность занятий с родителями 4-4, 5 часа. Следующую часть курса составляют шесть занятий с детьми продолжительностью 1, 5 часа. Параллельно с проведением занятий для детей проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей. По окончании курса занятий для детей проводятся два совместных занятия (для родителей и детей), продолжительность совместных занятий 2, 5 часа.Завершает курс заключительное занятие для родителей. В группу может входить от 8 до 12 родителей с детьми. Цель программы — оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, между ребенком и окружающими его людьми, а также личностное развитие ролей и детей. Для достижения цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи: •осознание родителями своего стиля воспитания; • преодоление привычных стилей реагирования; • расширение поведенческого репертуара во взаимодействии с детьми и другими людьми; • улучшение понимания своего ребенка и своих взаимоотношений с ним; • формирование навыков сотрудничества с детьми; • расширение репертуара форм самовыражения ребенка; • развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка за счет осознания им своих эмоций, чувств и переживаний; • повышение степени принятия ребенком самого себя и других людей. Работа по программе начинается с занятий для родителей, так как именно родители являются ведущим звеном в детско - родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит характер взаимоотношений в семье. Первый этап групповых занятий центрирован на личности родителя. Работа начинается с исследования их жизненного стиля, осознания этого стиля и изменения нежелательных паттернов поведения, расширения поведенческого репертуара. На этом этапе используется метод адлерианской терапии «анализ ранних воспоминаний» (16). Второй этап групповых занятий с родителями сосредоточен на личности ребенка. На этом этапе родители знакомятся с психологическими особенностями детей, закономерностями их психического развития. Третий этап групповых занятий с родителями касается взаимоотношений с ребенком. Здесь родители обучаются способам равноправного общения с детьми (на этом этапе активно используются элементы программы Т. Гордона) (5). После занятий с родителями проводится цикл занятий для детей. На этом этапе проходит работа с эмоциями, личностными убеждениями детей, развиваются коммуникативные навыки (7, 12, 18). Далее следуют совместные занятия родителей с детьми. На этом этапе развиваются навыки сотрудничества, осознаются стили взаимодействия с детьми, развиваются творческие способности. Завершает цикл заключительное занятие для родителей, где проводится подведение итогов групповых занятий. Участники получают рекомендации по дальнейшему улучшению взаимоотношений с детьми. При проведении занятий применяются такие техники групповой работы, как психогимнастические упражнения (9), ролевые игры, игры-драматизации, рисование, подвижные игры (11), групповые дискуссии (10), сказкотерапевтические техники (6, 7). Важную роль играет видеосъемка занятий с последующим просмотром видеоматериала и его обсуждением. Перед началом групповых занятий и по их завершении проводится психодиагностическое обследование участников групповых занятий (родителей и детей). Для этого применяются следующие методики: биографический опросник (BIV, см. приложение), проективные методики «Цветок», «Дерево» Коха для родителей (13); методика «Моя семья», «Семейный тест отношений» (10, см. приложение), методика «Цветок» для детей (2). Кроме того, на каждом занятии проводится диагностика состояния детей с помощью цветового теста Люшера.
|