Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Итоговое занятие для родителей
Цель. Подведение итогов групповой работы; осознание родителями позитивных изменений после занятий с помощью отснятого видеоматериала; планирование дальнейшей работы с детьми по улучшению взаимоотношений с ними. На этом занятии проводится повторная диагностика «Цветок», что позволяет осознать изменения восприятия своего ребенка после групповых занятий. Затем сравниваются рисунки, нарисованные родителями на первом занятии и созданные сейчас. После обсуждения этого упражнения родители просматривают обсуждают отснятые материалы. На основании результатов психодиагностических обследований и наблюдений, сделанных во время занятий, ведущие заранее составляют рекомендации по дальнейшему совершенствованию отношений с детьми. Эти рекомендации выдаются родителям. Далее выполняется упражнение «Карта будущего», которое позволяет осознать свои цели и новые пути их достижения (18). В заключение участники занятий рассказывают о том, что дали им групповые занятия, а также об изменениях, произошедших в сфере отношений с детьми, с членами семьи и другими людьми. Родители заполняют анкету обратной связи (см. приложение). Выбор представленной схемы проведения занятий обусловлен следующими соображениями: мы считаем целесообразным начинать работу по программе с занятий для родителей. В ходе проведения этих занятий они осознают свою роль в формировании существующего поведения их детей, исследуют причины возникновения противоречий в отношениях с ними, осознают возможности изменения существующего стиля отношений и обучаются способам эффективного общения. Таким образом, при проведении последующих совместных занятий с детьми родители выступают в роли «помощников» ведущих, продолжая работу дома по изменению стиля взаимодействия. Вследствие этого развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы детей проходит значительно эффективнее, чем при проведении групповых занятий только для детей или только для родителей. В процессе совместных занятий ведущие еще раз обращают внимание на особенности взаимодействия, формируют навыки сотрудничества, что способствует большему эмоциональному сближению родителей и детей. ЛИТЕРАТУРА 1. Агафонова И. Н. Программа «Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и МЫ». СПб.: СПб ГУПМ, 2003. 2. Аллан Дж. Ландшафт детской души / Пер. с англ. / Под ред. В. В. Зеленского. СПб.: ЗАО «Диалог»; Минск: ИП «Лотаць», 1997. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. 4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 1997. 5. Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург: АРД ЛДТ, 1997. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2000. 7. Зинкеич Т. Д., Михайлов А. М. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: CMAPT, 1996. 8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002 9. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2003. 10. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2000. 11. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М.: ГНОМиД, 2002. 12. Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред.М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2000. 13. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. 14. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1999. 15. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 16. СидоренкоЕ. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2002. 17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 2001.
|