Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг развития сплоченности школьного коллектива






Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также пси­хологический комфорт каждого ее члена. Если мы имеем дело с учеб­ным (школьным коллективом), то здесь важен еще один аспект его деятельности: не только сплоченность, но и вектор ее направленно­сти. Часто класс является сплоченным, но не для реализации учеб­ных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потреб­ностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных ме­роприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с ко­торой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе (3).

Так, на первой стадии развития группы сплоченности как тако­вой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакоми­лись друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполне­ние, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном кол­лективе при возникновении каких-то трудностей ученики обраща­ются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.

На следующей стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школь­ном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязы­ваются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

На третьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоя­тельно решают возникающие трудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Но даже если лидер один, еще не вся группа объединяет­ся вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.

И наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается са­мая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой нефор­мальной структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включа­ют в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.

Таким образом, групповая динамика рассматривается нами как со­вокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (10).

Эмпирическими индикаторами сплоченности выступают следу­ющие характеристики коллектива:

• развитость неформальных отношений внутри группы: включен­ность членов коллектива в общение, лидерство в группе (определяются при помощи социометрии);

• принятие групповых решений, сотрудничество в группе, авто­номность класса при решении общегрупповых задач (диагно­стируется в ходе тренинга во время выполнения упражнений, направленных на взаимодействие группы, принятие группо­вого решения);

чувство «мы», целостность класса, социально-психологиче­ский климат в группе (измеряется при помощи семантическо­го дифференциала и ассоциативного вопроса).

Программа тренинга рассчитана на учащихся 7—9-х классов, так как именно в этих классах педагоги отмечают наиболее конф­ликтные отношения между подростками, «борьбу» за лидерство намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответ­ствует возрастным особенностям подростков — в 13— 15 лет основ­ной потребностью и ведущим типом деятельности является обще­ние со сверстниками. Причем группа для подростка — это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, ав­торитет. Группа задает нормы для своих членов — от стиля в одеж­де и предпочтений в музыке до поведения и личностных ценнос­тей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направ­ленности.

Как мы уже отметили, в подростковом возрасте отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятель­ность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, от­сутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким обра­зом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологиче­ского климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятель­ности.

В программе тренинга повышения сплоченности участвует весь класс. Конечно, размер классного коллектива, как правило, превы­шает размер тренинговой группы, тем не менее важно, чтобы в уп­ражнениях класс участвовал целиком, не разбиваясь на подгруппы. Это требование связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что иногда приводит к разногласиям в клас­се. Если все же возникает необходимость класс разделить, то в этом случае подгруппы можно выделять случайным образом и каждый раз (даже во время выполнения одного упражнения со сменой под­групп) состав этих подгрупп должен быть разным.

Следует отметить еще одну особенность тренинга по нашей про­грамме: важность участия в нем классного руководителя. Это необ­ходимо для создания доверительных, неформальных отношений с педагогом, ведь после завершения тренинга именно классный руководитель наблюдает и корректирует отношения в классе. Во время участия в занятиях педагог получает важную информацию о личных особенностях школьников и о симпатиях—антипатиях внутри коллектива. При этом ведущий должен разъяснить, что классный руководитель во время тренинга является его полноправным участ­ником, поэтому не управляет классом и не воспитывает школьни­ков. Принять этот момент педагогу бывает достаточно сложно, на первых занятиях классные руководители стараются оценивать дей­ствия участников, не говорят о своих чувствах, а «объясняют», ка­кие чувства должны испытывать подростки. Например, педагог мо­жет дать такую обратную связь в конце занятия: «Мы все должны быть добрее друг к другу...» Конечно, во время занятия ведущий не корректирует учителя (важно сохранить и повысить авторитет пе­дагога), но после занятия обязательно разъясняет правила партнер­ского (субъект – субъектного) общения.

Цель тренинга «Развитие сплоченности школьного коллектива»: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Практика показала, что в процессе тренинговых занятий реаль­но решаются следующие задачи:

• создание доверительной атмосферы для общения в группе, благоприятного социально-психологического климата;

• развитие эмпатии участников тренинга по отношению друг к другу;

• формирование навыков взаимодействия в команде (группе);

• развитие неформальной структуры группы, ее эмоциональной экспансивности;

• формирование групповых норм партнерского общения;

• развитие чувства «мы», внутреннего единства класса.

В основе содержания программы тренинга «Развитие сплочен­ности школьного коллектива» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллекти­ве и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора. Таким образом, формируется коммуникативная компе­тентность подростков, а на ее основе динамично развивается груп­повая сплоченность.

При работе тренинговой группы ведущим устанавливаются опре­деленные правила, которые, по нашему мнению, необходимы и до­статочны для тренинга сплоченности. Они довольно подробно описаны в литературе, посвященной коммуникативному тренингу, мы ограничимся их простым перечислением:

• принцип активности;

• принцип исследовательской (творческой) позиции;

• принцип объективации (осознания) поведения;

• принцип партнерского субъект - субъектного общения. Представленные принципы озвучиваются тренером как правила работы в группе и в дальнейшем становятся основой развития груп­повых норм во время занятий.

Можно выделить основные подходы работы ведущего, которые позволяют сконцентрироваться на цели тренинга (в соответствии с данными подходами осуществлялся подбор упражнений): контакт, коммуникация, кооперация.

Контакт позволяет сократить психологическую дистанцию меж­ду участниками группы, а также создать доверительную атмосферу в классе. Для реализации этого подхода включены упражнения, свя­занные с непосредственным физическим контактом (например: «Путаница», «Ущелье», «Льдина», «Ковер-самолет» и др.), что по­зволяет развивать отношения внутри класса. Так называемые «от­верженные» в упражнениях на отработку контакта получают возмож­ность включаться в общегрупповой процесс.

Коммуникация подразумевает развитие навыков партнерского обще­ния, а также открытое обсуждение проблем группы (организованное и контролируемое ведущим). На осуществление подхода направлены сле­дующие упражнения: «Контакт», «Интервью в парах», «Ассоциации», «Великое лицо» и т. д. Помимо формирования навыков партнерского общения, упражнения позволяют развивать эмпатию.

Кооперация позволяет участникам группы получить навыки ра­боты в команде, достижения групповых целей. Известно, что стрем­ление к достижению общих значимых целей существенно повышает сплоченность группы. Для реализации подхода включены упраж­нения, направленные на групповое взаимодействие: «Путаница», «Гомеостаз», «Домики», «Групповой портрет» и др., в которых класс достигает успеха только тогда, когда вся группа работает над реше­нием задачи. Упражнения стимулируют лидерские процессы в груп­пе, развивают эмпатию.

Помимо перечисленных групп упражнений, в программу также включены упражнения на самопознание («Автопортрет», «Планета несуществующих животных», «Объявление в газету» и подобные). Эти задания позволяют решить две задачи. Во-первых, подростки заинтересованы в получении информации о себе, и упражнения, таким образом, сохраняют и поддерживают интерес к занятиям. Во-вторых, включение в программу упражнений на самопознание предполагает самораскрытие, а также получение информации об одноклассниках. «Узнавание» друг друга способствует росту сплоченности в группе за счет «открытия» в непринимаемых членах класса позитивных сторон, обнаружения общего с другими одноклассниками.

Важным условием успешности работы по программе является по­зиция ведущего — именно от его поведения, установок, реакции на про­исходящее зависит вектор направленности сплоченности. Тренером используются следующие особенности обратной связи в группе: под­держка позитивного поведения (эмпатии, сотрудничества) и спокой­ное, взвешенное отношение к негативным проявлениям (соперниче­ство, оценки, выпады в чью-то сторону). Чаще всего это проявляется при рефлексии в конце упражнений и занятий в целом. При возник­новении конфликтных ситуаций задача ведущего состоит в том, чтобы не решать проблему, а стимулировать группу самостоятельно найти самое эффективное решение. Такая же позиция сохраняется при вы­полнении классом заданий на групповое взаимодействие.

Стоит отметить также, что ведущему важно распределять свое внимание так, чтобы каждый участник тренинга получал его в рав­ной степени. Поддержка особенно важна для тех подростков, кото­рые испытывают трудности в общении с одноклассниками. В це­лом поведение ведущего должно выступать моделью партнерского общения, так как он является тем взрослым, который своим приме­ром демонстрирует, как можно быть успешным в общении.

Программа тренинга состоит из десяти занятий цикла, общим количеством 40-50 часов, и может быть реализована в двух вариан­тах — в течение трех дней интенсивных непрерывных занятий или в виде еженедельных занятий по 4—5 часов. Содержание тренинга при этом остается одинаковым, более подробно оно описано в формате еженедельных занятий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал