Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День третий
Цель. Развитие навыков взаимодействия в команде, чувства «мы», создание условий для получения участниками личностно ориентированной обратной связи. Участники группы и ведущий подводят итоги работы класса в течение всего тренинга. Для оценки эффективности работы по программе предлагается кета, в которую включено 8 открытых вопросов и 12 пар прилагательных, представленных методом семантического дифференциала для оценки привлекательности (П), силы (С) и активности (А) группе я также ассоциативный вопрос. Бланк анкеты обратной связи, включающий шкалу семантического дифференциала с ключом, представлен в приложении. В соответствии с ключом подсчитываются баллы по каждому параметру. Отрицательные показатели свидетельствуют о конфликтных взаимоотношениях в группе, разобщенности, пассивности группы. Ассоциативный вопрос относится к проективным и анализируется по критерию, сходному с представлениями М. Люшера, выделяющего «рабочие цвета»: позитивная атмосфера в группе описывается красным, желтым, зеленым и фиолетовым цветами. Эти цвета говорят о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе, сплоченности, доброжелательных отношениях в группе. Диагностическая процедура может проводиться в конце занятий, также возможен сравнительный анализ данных, для которого необходимо провести процедуру исследования дважды (в начале и в конце работы группы). Также возможно использование социометрии, позволяющей отслеживать изменения в структуре формальных и неформальных отношений, что связано с уровнем развития группы. Другие методы: индекс групповой сплоченности Сишора, экспертная оценка социально-психологического климата в классе, самоотчеты участников. Таким образом, реализация программы способствует развитию групповой динамики, росту сплоченности в классе. В программе занятия с целью развития коммуникативных навыков чередуются с занятиями на групповое взаимодействие, что позволяет, с одной стороны, повышать коммуникативную компетентность участников (необходимую для роста сплоченности), с другой стороны, реализовывать принципы партнерского общения при принятии группового Решения. Класс, участвуя в занятиях, двигается от стадии к стадии за счет формирования чувства «мы», развития целостности группы и ее сплоченности. ЛИТЕРАТУРА 1. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога М.: Oсь - 89, 2002. 2. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004. 3. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Речь, 2001 4. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг: М.: Гардарика, 2003. 5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000. 7. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь 2003. 8. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. 9. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2005.
10. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 1999. 11. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего М.: Генезис, 1999. 12. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс 1999.
|