Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Танцевальный тренинг - обучение через развлечение: язык жестов в танце
«Язык жестов» —довольно распространенная и благодарная тема отечественных и зарубежных психологических изданий. К. Айслер-Мертц, Э. Димитриус, Д. Коэн, В. А. Лабунская, Д. Ламберт, М. Мазарелла, А. Пиз, С. Степанов открывают «секреты» невербального языка. Овладение этим языком имеет огромное значение для психологии общения и взаимопонимания людей, так как, по утверждению психологов, от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения своих мыслей и в большей степени чувств (13). Особенность языка телодвижений заключается в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Однако несмотря на, как правило, популярное изложение в литературе особенностей невербального общения, обучение телесному языку является непростой задачей. Среди факторов, затрудняющих усвоение невербальной информации, можно выделить: множественность и амбивалентность жестов, необходимость тренировки памяти и наблюдательности, сложность сравнительного анализа жестикуляции и поз, наконец, нежелание досконально изучать оттенки телодвижений. Одна из главных преград в обучении языку жестов — отстраненность, «непрочувствованность» на момент его научения того психологического состояния, комплекс жестов которого подвергается анализу и изучению. Как раз на этом и сделан акцент в программе танцевального тренинга «Обучение через развлечение: язык жестов в танце». Цель тренинга — «нестандартный» разноаспектный способ обучения языку жестов, приобретение участниками «ощущаемого», «прочувствованного знания» невербального языка. Телесная память и эмоции, «подогреваемые» танцем и музыкой, служат помощниками интеллекту в переработке информации. Танец и музыка, положенные в основу курса, являются катализаторами процесса вхождения в образ, в психофизическое состояние жесты которого изучаются и тем самым значительно облегчают процесс усвоения информации об общих и индивидуальных особенностях невербального общения, делая его почти непроизвольным. Танец называют матерью всех языков (18), и изучение одного из них — невербального на базе танца — кажется нам абсолютно органичным. Танец включает в себя следующие невербальные компоненты: прикосновение; контакт глаз; мимика; жесты; пантомимика; символические аспекты движений. «Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал к изменению...» (15). Таким образом, танец есть нечто более содержательное, чем просто коммуникативная жестикуляция: «...танец — жизнь на более высоком уровне» (18). По мнению Ц. Закса, в танце первобытный человек старался стать частью тех сил, которые управляют судьбами. «...Танец призывает и рассеивает силы природы, излечивает больное, связывает мертвых с цепью их потомков, привлекает удачу и благословляет племя... человек, очарованный танцем, разрывает земные цепи и чувствует себя в одной мелодии со всем миром» (18). Хотя современный человек, наверное, не вкладывает такого глобального смысла в танец, каждый может ощутить в танце обострение собственных, актуальных на данный момент жизни, чувств. Танцевальная терапия давно использует этот феномен для высвобождения накопившихся у пациентов эмоций, а также пробуждения потенциала к личностным изменениям. В русле нашего тренинга важно именно возбуждение эмоций и чувств участников, причем соответствующих тому психологическому состоянию, жесты которого рассматриваются в данный момент. В этом нам помогают стиль танца и музыка. Что касается индивидуальных личностных проявлений участников, развития их творческого потенциала, психокоррекции — это сопутствующие моменты тренинговой работы по предлагаемой программе, разбираемые в групповых обсуждениях. «Танец есть сама игра» (17) — а в общении, как вербальном, так невербальном часто присутствует игра. Уловить суть игры в человеческом взаимодействии, определить «солистов» общения — важная задача, в решении которой может помочь навык танца. Танец не только проявляет главные отношения личности — к себе, другим, миру, но и может их корректировать. Кроме того, танцуя в компании, люди просто получают удовольствие и обучаются, развлекаясь. Оздоравливающая функция танца — тоже важный аргумент использования его в обучении. Моторно-ритмическая разрядка, катарсическое высвобождение сдерживаемых чувств, психофизическая регуляция, анестезирующее действие, снижение тревожности, улучшение координации, повышение гибкости суставов, укрепление мышц, энергизация — вот неполный перечень возможностей этого прекрасного вида человеческой деятельности — танца. Язык телодвижений как проявление нашего сознания и подсознания становится танцем, когда возникает ритм. Ритм важен не только для координации движений в танце, но, прежде всего, для создания соответствующего психофизического состояния. Ритм может создаваться как вспомогательными (внешними) средствами (барабан, тамбурин, бубен и др. музыкальные инструменты), так и естественными — человеческое тело может само производить звуки: сердцебиение, дыхание, хлопки, отстукивания, напевание. Музыка как таковая появилась позже танца, но ритм всегда сопровождал его. В нашем учебном курсе мы всегда используем музыку. Музыка способна почти моментально погрузить участника в то настроение, в тот образ, который исследуется. Причем это касается как меломанов, так и «немузыкальных» людей. Исследования показали, что «уши — это наши ворота в мир» (5). Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем — и реакции на них в виде эмоций и чувств. Доказано, что восприятие мозгом возбуждения слуховых рецепторов, возникшего в процессе слушания музыки, является более интенсивной деятельностью по сравнению с восприятием возбуждения других рецепторов (5). Под интенсивностью в данном случае подразумевается то, что клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в десять миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. Музыка «соприкасается» с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель (5). С точки зрения генетики данная «сверхвосприимчивость» обусловлена тем, что в далеком человеческом прошлом первобытным охотникам приходилось рассчитывать лишь на собственные уши то есть на тот самый канал, который даже во сне принимал сигналы опасности. Данные нейрофизиологии показывают, что, в соответствии с нашей структурой восприятия, слух действует гораздо сильнее на наше эмоциональное состояние, чем зрение. Оказалось, что и период адаптации к звуковым раздражителям намного длиннее, нежели, к примеру, к оптическим или тактильным, что подтверждается многочисленными примерами из жизни и используется в сексуальной терапии пар с психосексуальными расстройствами. Музыка способна поднимать кривую человеческого возбуждения медленно, но верно, выступая своего рода энергетической, эмоциональной подпиткой (5). Слух оказывает определенное влияние даже на сам процесс внутриутробного развития, пропитывая его музыкой. Мы слышим материнское сердцебиение задолго до нашего рождения (приблизительно 26 миллионов ударов на протяжении 9 месяцев). И в самом конце жизни мы до последнего вздоха воспринимаем музыкальные или акустические сигналы, в то время как прочие каналы восприятия уже полностью закрылись для нас (5). Умирающие или находящиеся в коме люди слышат лучше и больше, чем подозревают окружающие. Наши реакции на музыку возникают благодаря вегетативной нервной системе — части нервной системы, которая является неосознаваемой и контролирует функции внутренних органов, желез, сосудов. После восприятия звука человеческая реакция на раздражение облекается в форму определенного, зримо наблюдаемого поведения. Среди возможных реакций на звуки музыки Г.-Г. Декер-Фойгт выделяет следующие (5): • коммуникативные (крики, плач, смех, пение, выкрики, гримасы); • двигательные (движения, танцы); • органические (изменения частоты пульса, артериального давления); • сенситивные (возбуждение, эмоциональный отклик, сопереживание). Когда человек практически идентифицирован с изучаемым образом, ему легко запоминать сопутствующую этому образу информацию, вспоминать свои привычные поведенческие проявления этого настроения и объединять весь полученный «материал». Было бы ошибкой делать в тренинге ставку только на ноги (танец) и уши (музыка). Конечно, мы задействовали и интеллект, подвергая разбору и анализу и переводя на осознанный уровень ключевые моменты невербального поведения. В процессе обучения языку жестов мы работаем с видеоматериалами: видеолекциями — мужским и женским вариантами использования невербального языка, с фрагментами из известных кинофильмов, политических и ток-шоу. Проводятся групповые дискуссии и обсуждения, используются упражнения для диагностики знаний невербального языка жестов участниками, тренировки их наблюдательности и закрепления учебного материала. Авторская (Т. А. Мостицкая) базовая программа тренинга может быть освоена в течение 4 дней. На работу с этой программой выделяется 10 часов, в результате чего происходят существенные сдвиги в понимании языка жестов и принципов проксемики, собственного стиля общения, азов танцевальной психологии. Кроме того, участники получают много положительных эмоций, связанных с ощущением собственного тела, искусством танцевальных движений и «слиянием» с музыкальными ритмами. Наличие группы, несомненно, преумножает интенсивность чувств каждого отдельного участника.
|