Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптационный тренинг для студентов-первокурсников






В период реформирования образования все актуальнее становят­ся проблемы процесса адаптации студентов к новым формам и условиям жизнедеятельности, что вызывает потребность совершен­ствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

В зарубежной и отечественной психологии проблемами студен­чества как особой социально-психологической и возрастной кате­гории в разные годы занимались Э. Эриксон, Г. С. Абрамова, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Реан и другие (1).

Рассматривая особенности личности студентов, мы опираемся на возрастную периодизацию Б. Г. Ананьева, согласно которой сту­денческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) определяется границами 17—18 лет — 22—23 года (3).

Это важный этап социально-профессионального становления лич­ности. Глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность. Ведущие потребности юности — это потребности в социальном и профессио­нальном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и про­фессиональной деятельности, социально-профессиональная компе­тентность (2). Указанные характеристики студентам, бывшим стар­шеклассникам необходимо приобрести или развить на этапе перехода от обучения в школе к обучению в высшем учебном заведении.

Начало студенческой жизни — серьезное испытание для боль­шинства студентов. Им необходимо принять новую социальную роль студента, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям к повседневным обязанностям, приобщиться к профессии. Таким образом, с точки зрения отечественных психологов и педагогов on ним из условий перехода вчерашнего школьника в студенты является преемственно изменяющаяся система учебно-воспитательно­го процесса.

В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Изменяются, прежде всего, привычные представления о содержании предстоящей ведущей и иной деятельности, об особен­ностях новой социальной микросреды и т. д. Возникает, таким образом, новая, отражающая реалии изменившихся условий, инфор­мационная основа адекватности психической и предметно-практи­ческой деятельности.

Без изучения адаптации нельзя оптимально организовать учебно-воспитательный процесс, пробудить общественную активность сту­дентов. Процесс адаптации трактуется учеными по-разному. И. С. Кон понимал под адаптацией процесс активного приспособления и воле­вой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации (4). В. Т. Хорошко, Р. Р. Бибрих, Г. М. Чайченко, Л. И. То­милина считают, что под адаптацией следует понимать процесс приведения в соответствие основных параметров социальной и лич­ностной характеристик студента, в состояние динамического рав­новесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего факто­ра по отношению к студенту (5).

В вузе адаптация связана с включением студентов в новые усло­вия, выходящие за пределы их привычного образа жизни. Причем понятие «адаптация студентов» носит конкретный характер и озна­чает в первую очередь именно приспособление личности, личност­ных свойств и качеств к новым условиям конкретного вуза.

Таким образом, адаптация — это процесс, во-первых, непрерыв­ный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колеба­тельный, поскольку даже в течение одного дня происходит переклю­чение в самые разные сферы: деятельность, общение, самосознание.

В первый год обучения студенты-первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе. В процессе физио­логической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация — это приспо­собление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положи­тельного отношения к профессии. Социально-психологическая адап­тация связана с вхождением личности в социальное окружение (2)-

Психологическая адаптация — это наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды путем усвоения и принятия елей, ценностей, норм поведения, обычных в данной среде.

Сущность проблемы социально-психологической адаптации — успешном освоении новых условий деятельности и вхождении, «вживании» в систему иных официальных и неофициальных взаи­моотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определен­ного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной, пер­спективно-обнадеживающей позиции.

Определяющими факторами успешной адаптации студентов яв­ляются характер профессиональной ориентации, отношение к уче­бе и мотивационный аспект учебной деятельности. Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в учеб­ном заведении создать положительный эмоциональный фон, усло­вия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потреб­ностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии), доброжелательные взаимодействия как между студента­ми, так и между студентами и педагогическим коллективом в це­лом. Эти задачи можно решать разными путями: один из них — тре­нинг, который позволяет в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.

Для психологического сопровождения студентов в период адап­тации к вузу нами была разработана программа адаптационного тре­нинга.

Под программой мы понимаем совокупность, систему социаль­но-психологических мероприятий, направленных на решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям обучения, жизни, досуга, принятием установок, норм, ценностей нового кол­лектива.

Основная цель программы — психологическая и социальная адап­тация к вузовскому обучению, в результате которой студент начн­ет самостоятельно выстраивать перспективу собственного буду­щего, формулировать личностные, в том числе профессиональные планы.

Программа адаптационных занятий включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: подготовительный, информационно-мотивационный, диагностический. Тренинг рассчитан на три дня и организован по типу «погружения». Продолжительность каждого дня занятий — 6 часов. Занятия построены в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к социально-психологическому тренингу, с применением различных психотехнических упражнений. В конце каждого дня и по итогам тренинга в целом тренеру необхо­димо организовывать «обратную связь».

Тренинговые занятия проводят преподаватели, практикующие в области психологии и имеющие специальную подготовку для прове­дения социально-психологического тренинга. Соведущими могут выступать студенты выпускного курса, обучающиеся по специально­сти «Психология». Для этих студентов проведение тренинга, с одной стороны, является важным моментом в освоении практических пси­хологических знаний, а с другой — процессом передачи личного опыта обучения и адаптации к вузу и будущей профессии. Прежде чем при­ступить к проведению тренинговых занятий, преподаватели прово­дят специальную подготовку обучающей команды, создают опти­мальные условия для раскрытия возможностей каждого студента, нейтрализуют, смягчают психологические барьеры во время профес­сионального общения, организуют совместную деятельность по под­бору психологических упражнений. Студенты и преподаватели об­суждают возможные затруднения и психологические проблемы, которые могут возникнуть в процессе занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывает­ся на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вы­рабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разра­батывается программа адаптационных занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разрабатывается программа адаптационных занятий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал