Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра « Чудесный мешочек».
Раздать детям мешочки, в которых лежат помидор, огурец, репа или морковь. Попросить, не заглядывая в мешочек, на ощупь, угадать, какой овощ там лежит. 6. Итог занятия. На дом: задание 7.
Занятие 8 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Цели: 1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук. 2. Развивать слуховое и зрительное внимание. 3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда. Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж морковки. Ход занятия 1. Организационный момент. ■ Игра «Угости зайку». Показать детям зайку и прочитать стихотворение: Зайка к деткам прискакал, Скок-скок-скок. Что мы заиньке дадим? Чем мы зайку угостим? Вот морковка. Посмотрите, Зайку быстро угостите! 3. Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуляции). Предложить детям помочь зайке - научить его: а) открывать рот: — Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так! б) показывать зубы: — Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так! в) показывать язык: — Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так! г) откусывать морковку: — И морковку откуси! Ам! Ам! Ам! д) облизывать губы: — Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная морковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой. — Спасибо! — сказал зайка и убежал в лес. Каждое упражнение выполнить до 3 раз. 4. Физкультминутка. Предложить детям попрыгать, как зайчики. 5. Пальчиковая гимнастика. Зайки серые сидят И ушами шевелят. Вот так! Вот так! Все ушами шевелят! Прижать мизинец и безымянный палец большим пальцем к ладони. Указательный и средний пальцы выпрямить и пошевелить ими. Сделать зайку другой рукой и обеими руками вместе. 6. Итог занятия. На дом: задание 8.
Занятие 9 Тема: «Овощи. Фраза» Цели: 1. Учить формировать фразу из 3 слов 2. Закрепить номинативный словарь по теме. 3. Закрепить обобщающее понятие «овощи». 4. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук, сенсорное восприятие. 5. Воспитывать умение слушать речь логопеда. Оборудование: корзина, муляжи овощей, натуральные овощи, бабушка — кукла бибабо. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Упражнение «Что это?». — В гости к детям пришла бабушка и принесла корзину. Посмотрите, что бабушка вырастила в огороде. (Показать детям корзинку с овощами.) — Что это? (Это овощи.) Предложить детям достать из корзинки по одному овощу и назвать его. — Бабушка пошла на рынок, чтобы продать эти овощи. А мы пойдем покупать их. 3. И гра «На рынке». Мы корзиночки возьмем, По дорожке мы пойдем. По дорожке мы пойдем, И на рынок мы придем. На прилавок посмотрите, Овощи себе купите! — Внимательно посмотрите и скажите, какие овощи продаются на рынке? — Катя, что тебе дать? (Дайте мне репу (огурец, помидор, морковь).) 4. Игра «Раз, два, три — что купили, назови». Мы корзиночки несем. Мы домой с тобой идем. Мы на рынок все ходили, Овощи себе купили. Раз, два, три -Что купили, назови. — Что ты купила, Катя? (Я купила репу.) — Что ты купил, Вова? (Я купил помидор.) И т.д. ■ 5. Игра «Угадай овощи по вкусу». — Мы пришли домой. Что будем делать с овощами? (Выслушать ответы детей. Уточнить их.) — Мы овощи вымоем и сделаем из них салат. — Угадайте, какие овощи в моем салате? Ребенок с закрытыми глазами пробует кусочек овоща и старается угадать его название. (Это морковь. Это репа. Это помидор. Это огурец.) 6. Итог занятия. На дом: задание 9.
Занятие 10 Тема: «Овощи. Рисование» Цели: 1. Закрепить понятие «овощи». 2. Учить составлять описания репы и помидора. 3. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными мужского и женского рода. 4. Развивать сенсорное восприятие и моторные навыки. 5. Воспитывать вежливость, умение слушать речь логопеда. Оборудование: кукла, корзинка, муляжи репы и помидора, предметные картинки с изображением тех же овощей, бумага, фломастеры. Ход занятия
Показать куклу и предложить детям поздороваться с ней: — Кукла Катя в гости к нам пришла и корзинку принесла. Что там, Катя? (Там овощи.) Рассмотреть помидор и репу, назвать их цвет: — Помидор красный. — Репа желтая. Исследовать форму этих овощей, назвать: — Помидор круглый. — Репа круглая. Учить составлять описания: — Помидор красный, круглый. — Репа желтая, круглая. 3. Беседа по картинкам. Рассмотреть с детьми изображения репы и помидора на картинках. — Какой помидор? (Помидор красный, круглый.) — Какая репа? (Репа желтая, круглая.) 4. Физкультминутка «Хоровод». Дети с мамой в огороде Овощи срывали. Овощи срывали, Гостей угощали. Вот морковки, огурцы, Помидоры, репки. Ешьте овощи, ребята, Будете вы крепки. 5. Рисование «Помидор и репа» (по образцу логопеда). Раскрашивать круговыми движениями от центра. 6. Упражнение «Скажи, какой?» (продолжение). — Скажи, какой у тебя помидор (репа)? (У меня помидор красный, круглый. У меня репа желтая, круглая.) 7. Итог занятия. Предложить детям подарить рисунки кукле Кате и попрощаться с ней. На дом: задание 10.
Занятие 11 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Цели: 1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук. 2. Развивать слуховое и зрительное внимание. 3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда. Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж репы. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Игра «Угости зайку». Показать детям зайку и прочитать стихотворение: Зайка к деткам прискакал, Скок-скок-скок. Что мы заиньке дадим? Чем мы зайку угостим? У нас репа. Посмотрите, Зайку быстро угостите! 3. Упражнение «Научи зайку» (см. занятие 8). 4. Физкультминутка (см. занятие 8). 5. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 8). 6. Итог занятия. На дом: задание 11.
Занятие 12 Тема: «Осень (знакомство)» Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме. 2. Формировать понятие «осень». 3. Учить элементам диалогической речи. 4. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику. 5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда. Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», куклы -девочка и мальчик, бубен. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Упражнение «Давайте познакомимся». — Посмотрите, кто к нам пришел! Кто это? (Это куклы.) — Здравствуйте, дети! (Куклы здороваются с детьми.) — Давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети здороваются.) — Спросите девочку: «Девочка, как тебя зовут?» — Меня зовут Таня. — Спросите мальчика: «Мальчик, как тебя зовут?» — Меня зовут Ваня. Таня и Ваня спрашивают по очереди детей: «А как тебя зовут?» Каждый ребенок отвечает: «Меня зовут...» 3. Беседа по картинке. — Посмотрите, Таня и Ваня принесли картинку о том, как они гуляли. Рассмотреть с детьми картинку с изображением осени, девочку и мальчика в осенней одежде с листочками в руках. — Посмотрите внимательно на Таню и Ваню. Они надели теплые куртки, шапки, обули сапожки. Почему? (На улице холодно.) — Что у Тани? (У Тани листочек.) — Какой у Тани листочек? (Красный листочек.) — Что у Вани? (У Вани тоже листочек.) — Какой у Вани листочек? (У Вани желтый листочек.) — Правильно. Холодно. Листочки стали красными и желтыми. Это наступила осень. — Какое время года наступило? (Осень.) Рассмотреть сюжетную картинку «Осень», на которой изображены признаки этого времени года. — На небе тучи. Дует холодный ветер, падают листочки. Идет холодный дождь. Какое это время года? (Осень.) — Посмотрите внимательно. Где Таня? (Нет Тани.) Где Ваня? (Нет Вани.) — Они дома. Почему? (Холодно. Идет дождь.) 4. Физкультминутка «Солнышко и дождик». Равномерный звон бубна — «солнышко», дети гуляют; удары в бубен в такт со звукоподражанием: «Кап-кап-кап» — «дождь», дети бегут на стульчики. ' 5. Работа с сюжетной картинкой. Обратить внимание детей на картинку с изображением осени, задать вопросы: — Какое это время года? (Осень.) — Как вы угадали? (Холодно. Листочки желтые, красные. Тучи. Дождь идет.) 6. Итог занятия. На дом: задание 12.
Занятие 13 Тема: «Осень. Один - много» Цели: 1. Закрепить понятия «один» — «много». 2. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет». 3. Учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки». 4. Учить строить фразу с числом «один» и словом «много». 5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда. Оборудование: картинка с изображением осени, куклы — девочка и мальчик, желтые и красные листья. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Работа с сюжетной картинкой. — Посмотрите, к нам пришли Таня и Ваня. — Здравствуйте, дети! (Куклы здороваются с детьми.) Дети отвечают: — Здравствуй, Таня! Здравствуй, Ваня! Таня и Ваня показывают детям картинку «Осень», просят рассказать, что на ней нарисовано. (Ответы детей, уточнение изображенного на картинке времени года.) 3. Упражнение «Сосчитай». На полу (ковре) разложены желтые и красные листочки. Куклы «читают» стихотворение: ■ Осень хмурая пришла, Все листочки сорвала. На земле они лежат, С нами поиграть хотят. Мы их будем собирать И листочки считать. Предложить детям поднять по одному листочку и попросить каждого ребенка ответить на вопрос: — Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Сложить все листочки в букет, спросить: — Сколько у нас листочков? (У нас много листочков.) 4. Физкультминутка. У детей в руках листочки. Дует, дует ветер, Дует, задувает, Дети поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.
5. Игра «Подарки». Предложить детям подарить желтые листочки Тане. — На, Таня, желтый листочек. — Сколько ты дал(а) Тане листочков? (Один.) Когда все дети отдадут Тане листочки, спросить: — Сколько у Тани листочков? (У Тани много листочков.) — Какие у Тани листочки? (У Тани желтые листочки.) Затем подарить красные листочки Ване. — Когда бывают листочки красными и желтыми? (Осенью.) 6. Итог занятия. На дом: задание 13. Занятие 14 Тема: «Осень. Счет до двух» Цели: 1. Учить считать до 2, соотносить количество предметов с числом. 2. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет». 3. Продолжать учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки». 4. Учить строить фразу с числами «один», «два» и предлогом У. 5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда. Оборудование: натуральные листочки, листочки из бумаги, картинка «Осень». Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Работа с сюжетной картинкой. Рассмотреть с детьми картинку осени и прочитать им стихотворение: Осень хмурая пришла, С ветки листья сорвала. Листочки упали, К деткам попали. Будем листья собирать И листочки считать. 3. Упражнение «Сосчитай». Рассмотреть желтый и красный листочки. — Какой это листочек? (Показать детям желтый листочек.) (Это желтый листочек.) — Какой это листочек? (Показать детям красный листочек.) (Это красный листочек.) Раздать детям по одному листочку, спросить: — Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Раздать еще по одному листочку, сосчитать их вместе с детьми: — Один, два. Всего два листочка. — Сколько всего у тебя листочков? (У меня два листочка.) Предложить детям взять листья по одному в руку. На счет «один» поднять одну руку с листочком, на счет «два» — другую. Затем на счет «один» опустить одну руку, на счет «два» — другую. 4. Физкультминутка (см. занятие 13). 5. Игра «Мы считаем». Прочитать детям стихотворение: Осень в гости к нам пришла, Осень листья принесла. Раздать детям кому по 2 желтых листочка, кому по 2 красных. — Какие у тебя листочки? (У меня красные (желтые) листочки.) — Сколько красных (желтых) листочков? (Один, два. Два красных (желтых) листочка.) — Сколько у тебя листочков? (У меня два листочка.) 6. Итог занятия. На дом: задание 14.
Занятие 15 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Цели: 1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук. 2. Развивать слуховое и зрительное внимание. 3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда. Оборудование: еж - кукла бибабо, муляж гриба. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Упражнение «Давайте познакомимся». Логопед незаметно стучит и спрашивает: — Кто там? Это ты стучал (а)? (Обращается к ребенку.) (Нет.) Давайте спросим: — Кто там? (Достать ежа.) — Кто это? (Это еж.) — Давайте с ним познакомимся. Еж спрашивает каждого ребенка, как его зовут. Ребенок отвечает: — Меня зовут... — А меня зовут Ежик - ни головы, ни ножек. 3. Игра «Угощение». — Дети, еж пришел к нам в гости. Давайте его угостим — дадим ему гриб. Скажем: «Ешь, еж!» Прочитать стихотворение: У меня колючий ежик, Я грибом его кормлю. В лапки ежик гриб берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу. 4. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение): • открыть широко рот — закрыть; • показать длинный язык — убрать; • язык бегает вправо-влево; • показать зубы; • улыбка (произносить «И») — трубочка (произносить «У»). 5. Физкультминутка. Выполнять действия по тексту стихотворения: Ходит, бродит ежик, Маленькие ножки, Маленькие ножки, На ногах сапожки. Ножками: топ-топ-топ, Сапожками: топ-топ-топ. Как свернется в клубок, Не видать в сапожках ног. 6. Пальчиковая гимнастика: • иголки ежа (растопырить пальцы). Еж испугался лису, сложил колючки (соединить пальцы) и свернулся в клубок (сжать пальцы в кулачок). Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой. Повторить несколько раз; • голова ежа (большие пальцы рук соединить кончиками) и туловище ежа (остальные пальцы переплетены: пальцы одной руки между пальцами другой); • еж расправил иголки (выпрямить пальцы), свернулся в клубок (прижать пальцы к тыльной стороне ладони). 7. Итог занятия. На.дом: задание 15.
Занятие 16 Тема: «Осень. Рисование. Счет до двух» Цели: 1. Закрепить понятие «осень». 2. Уточнить и расширить словарь по теме. 3. Формировать фразовую речь. 4. Учить считать до 2. 5. Развивать сенсомоторные навыки, внимание, память. 6. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда. Оборудование: сюжетная картинка «Осень», карандаши, бумага, бубен, куклы, фланелеграф или магнитная доска, вырезанные изображения желтых и красных листочков, луж, туч, солнышка. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Упражнение «Посмотри и скажи». — Посмотрите, к нам в гости пришли куклы. Предложить детям поздороваться и познакомиться с гостями. - Что они нам принесли? (Желтые и красные листочки, картинку.) 3. Беседа про осень. Рассмотреть с детьми листочки и картинку, задать вопросы: - Что это? (Красные листочки. Желтые листочки. Тучи. Дождь. Лужи.) — Какое это время года? (Осень.) 4. Физкультминутка «Солнышко и дождик» (см. занятие 12). 5. Упражнение «Картинка за картинкой». Прочитать и повторить с детьми стихотворение: Хмурая, дождливая Осень наступила. Очень холодно гулять, Будем осень рисовать. Выложить на фланелеграфе или магнитной доске 2 тучи, 2 лужи, между ними полоски дождя. Рассмотреть получившуюся картинку. 6. Упражнение «Сосчитай». Предложить детям сосчитать тучи и лужи. Следить за тем, чтобы ребенок считал слева направо, показывая на каждый предмет пересчета, соотнося число и изображение на картинке. — Сосчитай тучи (лужи). После каждого пересчета спрашивать: — Сколько всего? (Две тучи. Две лужи.) 7. Рисование «Осень». Раздать детям бумагу, простые карандаши и предложить нарисовать 2 тучи. Дети с помощью логопеда рисуют тучи круговыми движениями от центра. Затем синими карандашами нарисовать прямыми линиями дождь и 2 лужи — круговыми движениями от центра. 8. Беседа по рисункам детей. Предложить детям ответить на вопросы: — Что это? (Обвестирукой тучи.) (Это тучи.) — Что это? (Обвести рукой лужи.) (Это лужи.) — Что это? (Обвести рукой дождик.) (Это дождик.) — Что все это? (Обвести рукой весь рисунок.) (Это осень.) 9. Итог занятия. На дом: задание 16.
Занятие 17 Тема: «Грибы. Один, два, много» Цели: 1. Закрепить понятия «один», «много». 2. Учить считать в пределах 2. 3. Закрепить признаки осени. 4. Формировать фразу с предлогом У и словами «один», «два», «много». 5. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук. 6. Воспитывать навыки культуры общения. Оборудование: листочки из бумаги, корзинка, муляжи грибов, два ежа, картинка «Осень. Грибы». Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Упражнение «Посмотри и скажи». — Посмотрите, к нам в гости пришли ежи. Предложить детям поздороваться с гостями. — Что они нам принесли? (Корзинку с грибами, картинку.) 3. Работа с сюжетной картинкой. Рассмотреть с детьми картинку «Осень. Грибы», задать вопросы: — Какое это время года? (Это осень.) — Что делают Таня и Ваня? (Таня и Ваня собирают грибы.) — Сколько грибов собрали дети? (Дети собрали много грибов.) 4. Упражнение «Один — много». Раздать детям по одному грибу, спросить каждого: — Сколько у тебя грибов? (У меня один гриб.) Предложить детям сложить все грибы в корзинку. — Сколько у нас грибов? (У нас много грибов.) 5. Физкультминутка (см. занятие 13). 6. Игра «Угощение». — Ежи готовятся к зиме. Они хотят есть. Угостим ежей грибами. Попросить двух детей дать каждому ежу по одному грибу. — Сколько грибов, Ваня, ты дал ежу? (Я дал один гриб.) Так же спросить второго ребенка. Затем попросить детей дать ежам еще по грибу и снова сосчитать грибы. Следить за тем, чтобы дети считали грибы слева направо, показывая на каждый гриб, соотнося число и предметы. При необходимости помогать детям. После пересчета обвести грибы одного ежа рукой и спросить: — Сколько всего? (Два гриба.) 7. Итог занятия. На дом: задание 17.
Занятие 18 Тема: «Фрукты (знакомство)» Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме. 2. Формировать обобщающее понятие «фрукты». 3. Учить строить фразу из 2 слов по заданному вопросу. 4. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику, тактильные ощущения. 5. Воспитывать умения слушать логопеда, выполнять простые инструкции, навыки культуры поведения. Оборудование: корзинка, муляжи фруктов (яблоко, груша, лимон, банан), бабушка — кукла бибабо, мешочек. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Упражнение «Покажи и скажи». Сообщить, что в гости к детям приехала бабушка. Предложить поздороваться с ней. — Бабушка привезла вам гостинцы. — Покажи, где у бабушки в корзинке яблоко? (Вот яблоко.) — Где груша (лимон, банан)? (Вот груша (лимон, банан).) 3. Упражнение «Что это?». Педагог достает из корзинки по одному фрукту и спрашивает: — Что это? (Это яблоко. Это груша. Это лимон. Это банан.) 4. Физкультминутка.
5. Игра «Чудесный мешочек». Спрятать в мешочке яблоко (грушу, лимон, банан). Попросить детей на ощупь угадать, что в мешочке. — Что тут? (Тут яблоко.) И т.д. 6. Итог занятия. На дом: задание 18.
Занятие 19 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Цели: 1. Формировать навыки диалогической речи. 2. Развивать внимание, память, артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук. 3. Воспитывать навыки культуры поведения, умение слушать логопеда и точно выполнять его инструкции. Оборудование: еж — кукла бибабо, муляж яблока. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Игра «Кто там?». Незаметно постучать и спросить: «Кто там? Дети! Это вы стучали?» — Нет. — Давайте спросим: «Кто там?» (Достать ежа.) — Это я — ежик, ни головы, ни ножек. — Здравствуй, ежик! 3. Упражнение «Научи ежика». — Дети, ежик пришел к нам в гости. Давайте его угостим. Дадим ему яблоко. Скажем: «Ешь, ежик, яблоко!» Прочитать детям стихотворение: Мой колючий, серый ежик В лапки яблоко берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу. Выполнить с детьми артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение) (см. занятие 15). 4. Физкультминутка (см. занятие 15). 5. Пальчиковая гимнастика. Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой. — Сложите пальчики так, чтобы получился ежик. — Прижмите и выпрямите его колючки. 6. Итог занятия. На дом: задание 19.
Занятие 20 Тема: «Фрукты. Словоизменение» Цели: 1. Закрепить и расширить словарь по теме. 2. Закрепить обобщающее понятие «фрукты». 3. Формировать понимание и правильное употребление единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже. 4. Учить строить фразу из 3 слов с предлогом У. 5. Развивать внимание, память. 6. Воспитывать умение слушать логопеда. Оборудование: кукла, картинки и муляжи фруктов, тарелки, картинка «Сад», корзинка, рули. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Работа с сюжетной картинкой. Рассмотреть картинку. Сказать детям, что это сад, в котором растут фрукты. Мы по садику гуляли, Фрукты с дерева срывали, Поскорее посмотри, Что сорвали, назови. Показать по очереди яблоко, грушу, лимон, банан. - Что это? (Это яблоко (груша, лимон, банан).) - Что это все вместе? (Это фрукты.) 3. Упражнение «Покажи и скажи». Попросить детей рассмотреть предметные картинки, показать и дать полные ответы: - Где яблоко? Где яблоки? (Вот яблоко. Вот яблоки.) - Где груша? Где груши? (Вот груша. Вот груши.) - Где лимон? Где лимоны? (Вот лимон. Вот лимоны.) - Где банан? Где бананы? (Вот банан. Вот бананы.) 4. Физкультминутка.
|