![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Декларация прав человека и гражданина_
Главным программным документом первого периода революции стала Декларация прав человека и гражданина.
Законодательным оформлением новой монархии (конституционной) стала первая Конституция Франции 1791 г. (но не последняя – все еще только начиналось, а писать уже задолбало…Пойду выпью водки – возможно поможет…). Конституция[1] была принята Учредительным собранием 3 сентября 1791 г. и подписана монархом, который (с фигой в кармане…) присягнул ей на верность. Монархическая форма правления в стране сохранялась, однако статус монарха и его взаимоотношения с другими высшими органами изменились коренным образом. Основой государственной власти стал принцип народного суверенитета, система ее органов строилась на основе разделения властей:
Законодательная власть – принадлежала однопалатному Законодательному собранию. В отличие от средневековых органов представительства, теперь оно представляло всю нацию[2], и не зависело от монарха (созывалось не им, а само). Состав ЗС – 745 депутатов. Выборы – косвенные, двухстепенные (сначала – коллегия выборщиков, и уже она избирала депутатов). Избирательное право – цензовое. Избирателями могли быть граждане удовлетворяющие следующим условиям: мужчины, старше 25 лет, проживающие в стране не менее 1 года перед выборами, уплачивающие налог в размере не менее 3-х дневной зарплаты рабочего, не состоящие в услужении. Полномочия парламента были достаточно велики – он фактически решал все важнейшие вопросы деятельности государства:
В целом парламент – достаточно «сильный» орган в системе власти. Однако его реальное значение несколько снижалось косвенными выборами (лучше, если бы они были прямые) и цензовым избирательным правом (а хотелось бы – всеобщего). Политический состав парламента, теперь определял политику страны, и вообще направление ее развития. На всех последующих периодах, парламент станет главной ареной политической борьбы между различными силами. Исполнительная власть – принадлежала королю. Установленная конституционная форма монархии значительно ограничивала полномочия этого должностного лица – теперь король уже не занимал доминирующего места в системе органов власти. Власть монарха ограничивалась конституцией и законами (которые он обязан был соблюдать), а кроме того – полномочиями парламента. Основные полномочия короля были таковы:
При монархе действовало и правительство, состоящее из министров, хотя статус его конституцией почти не регулировался. Назначение министров производилось королем, перед ним же они несли ответственность. Вообще, по Конституции 1791 г. полномочия короля были относительно невелики (монархи других государств Европы и иных регионов в XIX в. обладали значительно большими полномочиями). Сама же монархия сочетала черты дуалистической и парламентарной (однако, не являясь ни той, ни другой в чистом виде). Судебная власть – эта ветвь власти также претерпела значительные изменения. Главным было то, что такая ветвь вообще появилась – суды теперь рассматривались именно как самостоятельные носители особой ветви государственной власти. Важнейшими ее чертами являлись:
Основой деятельности судов должно было стать новое процессуальное законодательство (которого, правда, пока не было – его еще необходимо было разработать).
|