Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Якобинская диктатура_






 

Условия, существующие в стране, привели к невозможности конституционного правления. Вместо него сформировался режим революционной диктатуры, который, увы, и стал грустным символом якобинской республики (за ней скрылись несомненные заслуги якобинцев – но мы будем помнить о них всегда!).

Причины установления якобинской диктатуры:

 

  Необходимость защиты революции и борьбы с контрреволюционной деятельностью в стране. В стране еще сохранялась опасность реставрации монархии, которой нельзя было допустить. Якобинцы пресекли такую возможность в корне.
  Нужно было организовать отпор интервентам – армии Пруссии и Австрии еще угрожали стране и революции. Якобинцы дали им такой отпор, после которого эти уроды не опомнились еще долго…
  Экономические проблемы в стране (угроза голода) требовали немедленного решения. Якобинцы сделали и это, введя нормирование продуктов питания и цен на важнейшие товары.
Вывод: все перечисленные выше меры можно было осуществить только путем сосредоточения всей власти у революционных органов. Любое сопротивление должно было пресекаться немедленно. Такая организация власти и стала революционной диктатурой.

 

В период якобинской республики, в стране сохраняются институты предыдущего периода, сформированные еще при жирондистах, однако в действительности механизм осуществления власти меняется полностью.

Высшим органом власти, формально оставался Конвент, представлявший интересы населения страны. Однако, поскольку после июньского переворота жирондисты были изгнаны их него, якобинцы абсолютно доминировали в Конвенте. Это привело к тому, что парламент оказался под их полным контролем, а властные полномочия сосредоточились у комитетов Конвента. Эти комитеты фактически стали контролировать деятельность Конвента, хотя в действительности должно было быть наоборот. Такая организация власти не могла считаться демократической[4], однако она была объективно необходима для решения задач революции.

 

 

Фактически система высших органов власти в этот период выглядела так:

 

Органы власти якобинской республики

 

Конвент

 

 


Комитет общественного спасения Комитет общественной безопасности Революционный трибунал
Центральный орган революционного режима. Состоял из 15 человек. Избирался на 1 месяц. Полномочия КОС:
  1. Руководство обороной страны;
  2. Текущее управление;
  3. Внешняя политика;
  4. Контроль за всеми иными органами;
 
Осуществлял борьбу с контрреволюцией внутри страны. Расследовал дела о посягательствах на революцию. Лица, уличенные в преступлениях передавались Революционному трибуналу. В ведении КОБ находились полиция и тюрьмы. Судебный орган революции. Выносил приговоры по делам, переданным из Комитета общественной безопасности. Судопроизводство было ускоренным и упрощенным (ограничены права обвиняемых). Постановленные приговоры были окончательны и не подлежали обжалованию. Единственной мерой наказания была смертная казнь.

 

На местах действовали комиссары Конвента, обладавшие чрезвычайными полномочиями и направлявшиеся на наиболее угрожаемые участки. Невыполнение требований комиссаров рассматривалось как тяжкое преступление и каралось смертной казнью. Комиссары подчинялись Конвенту (однако фактически – Комитету общественного спасения) и отчитывались перед ним каждые 10 дней.

Помимо этого, в департаментах действовали национальные агенты (постоянные уполномоченные правительства).

Важную роль в управлении государством приобрела и Революционная армия. Она выполняла не только чисто военные, но и административно-хозяйственные функции. Командиры РА наделялись исключительными полномочиями.

Законодательство якобинской республики было направлено на решение важнейших задач революции. Этим и определялся его характер и основные направления:

 

Законодательство якобинцев
  Конституционное законодательство Поскольку Конституция не действовала, юридическое оформление новой власти сделано декретами и законами.
  • Декрет 10 октября 1793 г. – первый акт революционного порядка. Все конституционные органы исполнительной власти передавались под контроль КОС.
  • Закон «О революционном порядке управления» (4 дек 1793 г.) – особых нововведений закон не внес, лишь окончательно закрепив революционный порядок уже сложившийся в стране.
  Экономическое законодательство Важнейший правовой элемент якобинского режима. Первые в истории попытки государственного регулирования и уравнительного построения общества (фактически – преобразования социалистического типа).
  • «Декрет о всеобщем максимуме» -
  Законодательство по защите революции Декреты «О революционном трибунале» 10 марта 1793 и 10 июня 1794 г. Декрет «О подозрительных» (17 сентября 1793 г.)
  Оборонное законодательство Одна из важнейших задач – защита страны и отражение интервенции. Декрет «О всеобщем ополчении» август 1793 г.

 

 

К лету 1794 года, основные задачи революции были решены. Однако определение дальнейших путей развития страны оказалось сложной задачей. С течением времени, положение якобинцев становилось все более неустойчивым – теперь оно определялось следующими условиями:

 

  Французская буржуазия уже достигла своих целей и получила что хотела (собственность и политические права). Пока сохранялась угроза реставрации монархии, буржуазия поддерживала якобинцев, теперь, когда такая угроза была ликвидирована, исчезает и поддержка этого слоя.
  Ликвидация феодализма в деревне и решение аграрного вопроса, приводит к тому, что и крестьяне теряют интерес к якобинцам. Установленные максимумы вызывают их недовольство, так как мешают получить за свою продукцию достаточную прибыль.
  Трудящиеся городов недовольны непоследовательной политикой якобинцев – идиотский закон Ле-Шапелье почему-то остается в силе. Политический террор якобинцев всех уже достал и вызывает недовольство населения страны.
  Политические разногласия среди самих якобинцев также ослабляют их. На этом фоне усиливаются контрреволюционные силы.

 

К лету 1794 г. социальная база якобинской республики, почти исчезла. Теперь ее просто некому было поддержать. На место якобинцев, претендовали теперь более умеренные слои буржуазии, к которым примкнула и значительная часть крестьянства.

Ошибки якобинцев дали лишний козырь в руки контрреволюции – теперь они сами утрачивают реальный контроль над ситуацией.

9 термидора (27 июля) 1794 г. в стране произошел очередной военной переворот, в результате которого якобинская республика прекратила существование.

С падением якобинской республики, Французская революция фактически завершилась – следующие этапы стали уже контрреволюцией (поскольку вместо преобразований фактически возвращалось старое). Однако именно они позволили подвести итоги революции, и определить пути дальнейшего развития страны.

 


Переворот 9 термидора. Термидорианская республика. Конституция 1795 г. и ее содержание

Кризис якобинской диктатуры предопределил ее судьбу. Социальная база республики постоянно сокращалась (население страны все меньше поддерживало ее). Противоречивая политика самих якобинцев довершила дело.

9 термидора II года республики (27 июля 1794 г.), в стране произошел государственный переворот, свергнувший режим якобинцев. Лидеры якобинцев были арестованы и казнены. Новый режим получил название Термидорианская республика и стал самым продолжительным этапом развития страны, по сравнению с предшествующими.

С политической точки зрения, переворот представлял собой возвращение власти в руки умеренной буржуазии (подобной жирондистам). Главной его силой стала новая буржуазия, недавно разбогатевшая (в результате революции) и перешедшая на контрреволюционные позиции (правые термидорианцы).

Сразу же после переворота, термидорианцы, провели ряд мероприятий по ликвидации институтов якобинской республики:

  • Прекращен революционный террор (зато начался контрреволюционный...);
  • Упразднены революционные комитеты на местах;
  • Отменены экономические меры якобинцев (свобода импорта, отменены «максимумы»);

Правовой базой нового режима первоначально должна была стать якобинская Конституция 1793 г., так и не введенная в действие. Однако вскоре стало ясно, что слишком демократическая и воплощающая идеалы якобинцев, эта конституция непригодна для новых политических сил (по отношению к якобинцам – явно реакционных).

Это привело к необходимости принятия новой Конституции 1795 г.

 

Конституция 1795 г. (Конституция III года)
Общая характеристика Конституция выражала интересы крупной буржуазии, разбогатевшей в ходе революции. Эти слои стремились сохранить республику, но пресечь любые попытки радикальных перемен и привлечения к власти широких слоев населения. Конституция принята конвентом в августе 1795 г., и утверждена на референдуме.
Принципы конституции Компромиссный характер конституции, заставил сохранить в ней основные принципы выработанные революцией:
  1. Республиканская форма правления;
  2. Разделение властей;
  3. Народный суверенитет;
  4. Представительное правление;
Однако в действительности эти принципы реализовывались только в том объеме, в котором это не противоречило интересам буржуазии.
Правовой статус личности Конституция включала новую «Декларацию прав и обязанностей человека». Она в целом была сходна с предыдущими, однако в действительности воплощала уже совсем другие идеалы:
  1. Впервые перечислены обязанности;
  2. Отсутствовал ряд прав предусмотренных Декларацией 1793 г. (право на восстание, свобода собраний и печати, равное право занятия государственных должностей и др.);
  3. Провозглашалась обязанность каждого защищать государство и собственность;
Форма правления Республика с разделением властей и представительными органами. Однако организация власти отличалась сложностью и запутанностью. Фактически конституция устанавливала лишь видимость демократических институтов, реально их не было.
Законодательный корпус Впервые в истории страны двухпалатная организация парламента (впоследствии ставшая очень распространенной):
Совет 500 Совет Старейшин
Нижняя палата. Избиралась путем косвенных двухстепенных выборов. Верхняя палата. Ее членами становились делегаты от департаментов.
В законодательной деятельности участвовали обе палаты: законопроект предлагала нижняя палата (Совет 500), а утверждал его Совет старейшин. Выборы стали цензовыми (высокие возрастной и имущественный ценз), хотя первая ступень их была всеобщей.
Директория Орган исполнительной власти (правительство). Состояла из 5 членов, формировалась Законодательным корпусом (участвовали обе палаты). Ежегодно один из членов переизбирался. Должности главы государства не устанавливалось, каждые 3 месяца эту роль исполнял один из членов директории (поочередно).
Судебная власть Основные принципы организации остались неизменными. Сохранилась гласность и открытость суда, бесплатность юстиции, выборность судей. Кроме существующих уже местных судов, создавались вышестоящие кассационные инстанции. Особо оговаривались гарантии против внесудебных арестов (задержать и ограничить свободу лица, можно было только по решению суда).
Территориальное устройство Здесь произошла некоторая децентрализация управления – после ликвидации округов власть сосредоточилась у местных органов. Однако и здесь предусматривалась своя «ложка дегтя» (или все таки дерьма?...) – поскольку Директория могла аннулировать решения органов департаментов, реально власти у них было немного.

Режим Директории, установившийся после принятия Конституции 1795 г. с самого начала характеризовался внутренней неустойчивостью и противоречивой политикой.

Развитие Франции в этот период характеризовалось следующими чертами:

 

Политика Директории основывалась на уступках и правым (монархическим) и левым (республиканским) силам. Такая деятельность получила название «политика качелей» В результате, Директория не устраивала ни тех, ни других. Это стало главной причиной ослабления и падения режима.
Власть постепенно сконцентрировалась в руках одного из лидеров термидорианцев (Баррас), который даже и не скрывал стремление к личному обогащению и власти
Для высших органов власти этого периода была характерна коррупция, которая быстро подорвала доверие населения к Директории.
Директории не удавалось решить экономические и политические проблемы в стране. Сохранялась и опасность реставрации монархии, и возможность народной революции. Пресечь ни одну из этих возможностей, Директория не могла (она не обладала достаточной поддержкой для этого).

 

 

В целом, Директория оказалось неспособной решить стоящие перед обществом задачи. Политика «качелей» не устраивала широкие слои населения и лишала их конституционных гарантий:

Термидорианцы одинаково опасались и реставрации монархии (развитие страны «вправо») и установления действительно демократической республики («левое» направление). Это не давало режиму осуществить, какую-либо последовательную политическую программу – принимаемые решения очень скоро отменялись последующими.

 

 


Развитие страны становилось непредсказуемым, что вызывало недовольство буржуазии.

К концу 90-х. годов XVIII в., Директория уже достала всех окончательно. Режим установленный Конституцией 1795 г. утратил всякую поддержку населения. В обществе усиливались настроения о необходимости сильной единоличной власти, которая могла бы гарантировать устойчивость ситуации в стране.

К 1799 г. окончательно оформились предпосылки для изменений в стране. Этим воспользовался уже достаточно популярный среди населения, и особенно в армии, Наполеон Бонапарт. Дальнейшая судьба страны, буден неразрывно связана с ним на протяжении достаточно длительного времени – до 1814 года.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал