Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Якобинская диктатура_
Условия, существующие в стране, привели к невозможности конституционного правления. Вместо него сформировался режим революционной диктатуры, который, увы, и стал грустным символом якобинской республики (за ней скрылись несомненные заслуги якобинцев – но мы будем помнить о них всегда!).
Причины установления якобинской диктатуры:
| Необходимость защиты революции и борьбы с контрреволюционной деятельностью в стране. В стране еще сохранялась опасность реставрации монархии, которой нельзя было допустить. Якобинцы пресекли такую возможность в корне.
|
| Нужно было организовать отпор интервентам – армии Пруссии и Австрии еще угрожали стране и революции. Якобинцы дали им такой отпор, после которого эти уроды не опомнились еще долго…
|
| Экономические проблемы в стране (угроза голода) требовали немедленного решения. Якобинцы сделали и это, введя нормирование продуктов питания и цен на важнейшие товары.
| Вывод: все перечисленные выше меры можно было осуществить только путем сосредоточения всей власти у революционных органов. Любое сопротивление должно было пресекаться немедленно. Такая организация власти и стала революционной диктатурой.
|
В период якобинской республики, в стране сохраняются институты предыдущего периода, сформированные еще при жирондистах, однако в действительности механизм осуществления власти меняется полностью.
Высшим органом власти, формально оставался Конвент, представлявший интересы населения страны. Однако, поскольку после июньского переворота жирондисты были изгнаны их него, якобинцы абсолютно доминировали в Конвенте. Это привело к тому, что парламент оказался под их полным контролем, а властные полномочия сосредоточились у комитетов Конвента. Эти комитеты фактически стали контролировать деятельность Конвента, хотя в действительности должно было быть наоборот. Такая организация власти не могла считаться демократической[4], однако она была объективно необходима для решения задач революции.
Фактически система высших органов власти в этот период выглядела так:
Органы власти якобинской республики
Комитет общественного спасения
| Комитет общественной безопасности
| Революционный трибунал
| Центральный орган революционного режима. Состоял из 15 человек.
Избирался на 1 месяц.
Полномочия КОС:
- Руководство обороной страны;
- Текущее управление;
- Внешняя политика;
- Контроль за всеми иными органами;
| Осуществлял борьбу с контрреволюцией внутри страны.
Расследовал дела о посягательствах на революцию. Лица, уличенные в преступлениях передавались Революционному трибуналу.
В ведении КОБ находились полиция и тюрьмы.
| Судебный орган революции. Выносил приговоры по делам, переданным из Комитета общественной безопасности.
Судопроизводство было ускоренным и упрощенным (ограничены права обвиняемых).
Постановленные приговоры были окончательны и не подлежали обжалованию.
Единственной мерой наказания была смертная казнь.
|
На местах действовали комиссары Конвента, обладавшие чрезвычайными полномочиями и направлявшиеся на наиболее угрожаемые участки. Невыполнение требований комиссаров рассматривалось как тяжкое преступление и каралось смертной казнью. Комиссары подчинялись Конвенту (однако фактически – Комитету общественного спасения) и отчитывались перед ним каждые 10 дней.
Помимо этого, в департаментах действовали национальные агенты (постоянные уполномоченные правительства).
Важную роль в управлении государством приобрела и Революционная армия. Она выполняла не только чисто военные, но и административно-хозяйственные функции. Командиры РА наделялись исключительными полномочиями.
Законодательство якобинской республики было направлено на решение важнейших задач революции. Этим и определялся его характер и основные направления:
Законодательство якобинцев
|
| Конституционное законодательство
Поскольку Конституция не действовала, юридическое оформление новой власти сделано декретами и законами.
- Декрет 10 октября 1793 г. – первый акт революционного порядка. Все конституционные органы исполнительной власти передавались под контроль КОС.
- Закон «О революционном порядке управления» (4 дек 1793 г.) – особых нововведений закон не внес, лишь окончательно закрепив революционный порядок уже сложившийся в стране.
|
| Экономическое законодательство
Важнейший правовой элемент якобинского режима. Первые в истории попытки государственного регулирования и уравнительного построения общества (фактически – преобразования социалистического типа).
- «Декрет о всеобщем максимуме» -
|
| Законодательство по защите революции
Декреты «О революционном трибунале» 10 марта 1793 и 10 июня 1794 г.
Декрет «О подозрительных» (17 сентября 1793 г.)
|
| Оборонное законодательство
Одна из важнейших задач – защита страны и отражение интервенции.
Декрет «О всеобщем ополчении» август 1793 г.
|
К лету 1794 года, основные задачи революции были решены. Однако определение дальнейших путей развития страны оказалось сложной задачей. С течением времени, положение якобинцев становилось все более неустойчивым – теперь оно определялось следующими условиями:
| Французская буржуазия уже достигла своих целей и получила что хотела (собственность и политические права).
Пока сохранялась угроза реставрации монархии, буржуазия поддерживала якобинцев, теперь, когда такая угроза была ликвидирована, исчезает и поддержка этого слоя.
|
| Ликвидация феодализма в деревне и решение аграрного вопроса, приводит к тому, что и крестьяне теряют интерес к якобинцам.
Установленные максимумы вызывают их недовольство, так как мешают получить за свою продукцию достаточную прибыль.
|
| Трудящиеся городов недовольны непоследовательной политикой якобинцев – идиотский закон Ле-Шапелье почему-то остается в силе. Политический террор якобинцев всех уже достал и вызывает недовольство населения страны.
|
| Политические разногласия среди самих якобинцев также ослабляют их. На этом фоне усиливаются контрреволюционные силы.
|
К лету 1794 г. социальная база якобинской республики, почти исчезла. Теперь ее просто некому было поддержать. На место якобинцев, претендовали теперь более умеренные слои буржуазии, к которым примкнула и значительная часть крестьянства.
Ошибки якобинцев дали лишний козырь в руки контрреволюции – теперь они сами утрачивают реальный контроль над ситуацией.
9 термидора (27 июля) 1794 г. в стране произошел очередной военной переворот, в результате которого якобинская республика прекратила существование.
С падением якобинской республики, Французская революция фактически завершилась – следующие этапы стали уже контрреволюцией (поскольку вместо преобразований фактически возвращалось старое). Однако именно они позволили подвести итоги революции, и определить пути дальнейшего развития страны.
Переворот 9 термидора. Термидорианская республика. Конституция 1795 г. и ее содержание
Кризис якобинской диктатуры предопределил ее судьбу. Социальная база республики постоянно сокращалась (население страны все меньше поддерживало ее). Противоречивая политика самих якобинцев довершила дело.
9 термидора II года республики (27 июля 1794 г.), в стране произошел государственный переворот, свергнувший режим якобинцев. Лидеры якобинцев были арестованы и казнены. Новый режим получил название Термидорианская республика и стал самым продолжительным этапом развития страны, по сравнению с предшествующими.
С политической точки зрения, переворот представлял собой возвращение власти в руки умеренной буржуазии (подобной жирондистам). Главной его силой стала новая буржуазия, недавно разбогатевшая (в результате революции) и перешедшая на контрреволюционные позиции (правые термидорианцы).
Сразу же после переворота, термидорианцы, провели ряд мероприятий по ликвидации институтов якобинской республики:
- Прекращен революционный террор (зато начался контрреволюционный...);
- Упразднены революционные комитеты на местах;
- Отменены экономические меры якобинцев (свобода импорта, отменены «максимумы»);
Правовой базой нового режима первоначально должна была стать якобинская Конституция 1793 г., так и не введенная в действие. Однако вскоре стало ясно, что слишком демократическая и воплощающая идеалы якобинцев, эта конституция непригодна для новых политических сил (по отношению к якобинцам – явно реакционных).
Это привело к необходимости принятия новой Конституции 1795 г.
Конституция 1795 г. (Конституция III года)
| Общая характеристика
| Конституция выражала интересы крупной буржуазии, разбогатевшей в ходе революции. Эти слои стремились сохранить республику, но пресечь любые попытки радикальных перемен и привлечения к власти широких слоев населения.
Конституция принята конвентом в августе 1795 г., и утверждена на референдуме.
| Принципы конституции
| Компромиссный характер конституции, заставил сохранить в ней основные принципы выработанные революцией:
- Республиканская форма правления;
- Разделение властей;
- Народный суверенитет;
- Представительное правление;
Однако в действительности эти принципы реализовывались только в том объеме, в котором это не противоречило интересам буржуазии.
| Правовой статус личности
| Конституция включала новую «Декларацию прав и обязанностей человека». Она в целом была сходна с предыдущими, однако в действительности воплощала уже совсем другие идеалы:
- Впервые перечислены обязанности;
- Отсутствовал ряд прав предусмотренных Декларацией 1793 г. (право на восстание, свобода собраний и печати, равное право занятия государственных должностей и др.);
- Провозглашалась обязанность каждого защищать государство и собственность;
| Форма правления
| Республика с разделением властей и представительными органами.
Однако организация власти отличалась сложностью и запутанностью. Фактически конституция устанавливала лишь видимость демократических институтов, реально их не было.
| Законодательный корпус
| Впервые в истории страны двухпалатная организация парламента (впоследствии ставшая очень распространенной):
| Совет 500
| Совет Старейшин
| Нижняя палата.
Избиралась путем косвенных двухстепенных выборов.
| Верхняя палата.
Ее членами становились делегаты от департаментов.
| В законодательной деятельности участвовали обе палаты: законопроект предлагала нижняя палата (Совет 500), а утверждал его Совет старейшин.
Выборы стали цензовыми (высокие возрастной и имущественный ценз), хотя первая ступень их была всеобщей.
| Директория
| Орган исполнительной власти (правительство). Состояла из 5 членов, формировалась Законодательным корпусом (участвовали обе палаты).
Ежегодно один из членов переизбирался.
Должности главы государства не устанавливалось, каждые 3 месяца эту роль исполнял один из членов директории (поочередно).
| Судебная власть
| Основные принципы организации остались неизменными. Сохранилась гласность и открытость суда, бесплатность юстиции, выборность судей.
Кроме существующих уже местных судов, создавались вышестоящие кассационные инстанции.
Особо оговаривались гарантии против внесудебных арестов (задержать и ограничить свободу лица, можно было только по решению суда).
| Территориальное устройство
| Здесь произошла некоторая децентрализация управления – после ликвидации округов власть сосредоточилась у местных органов.
Однако и здесь предусматривалась своя «ложка дегтя» (или все таки дерьма?...) – поскольку Директория могла аннулировать решения органов департаментов, реально власти у них было немного.
|
Режим Директории, установившийся после принятия Конституции 1795 г. с самого начала характеризовался внутренней неустойчивостью и противоречивой политикой.
Развитие Франции в этот период характеризовалось следующими чертами:
-
| Политика Директории основывалась на уступках и правым (монархическим) и левым (республиканским) силам. Такая деятельность получила название «политика качелей»
В результате, Директория не устраивала ни тех, ни других. Это стало главной причиной ослабления и падения режима.
| -
| Власть постепенно сконцентрировалась в руках одного из лидеров термидорианцев (Баррас), который даже и не скрывал стремление к личному обогащению и власти
| -
| Для высших органов власти этого периода была характерна коррупция, которая быстро подорвала доверие населения к Директории.
| -
| Директории не удавалось решить экономические и политические проблемы в стране. Сохранялась и опасность реставрации монархии, и возможность народной революции.
Пресечь ни одну из этих возможностей, Директория не могла (она не обладала достаточной поддержкой для этого).
|
В целом, Директория оказалось неспособной решить стоящие перед обществом задачи. Политика «качелей» не устраивала широкие слои населения и лишала их конституционных гарантий:
Термидорианцы одинаково опасались и реставрации монархии (развитие страны «вправо») и установления действительно демократической республики («левое» направление).
Это не давало режиму осуществить, какую-либо последовательную политическую программу – принимаемые решения очень скоро отменялись последующими.
|
Развитие страны становилось непредсказуемым, что вызывало недовольство буржуазии.
К концу 90-х. годов XVIII в., Директория уже достала всех окончательно. Режим установленный Конституцией 1795 г. утратил всякую поддержку населения. В обществе усиливались настроения о необходимости сильной единоличной власти, которая могла бы гарантировать устойчивость ситуации в стране.
К 1799 г. окончательно оформились предпосылки для изменений в стране. Этим воспользовался уже достаточно популярный среди населения, и особенно в армии, Наполеон Бонапарт. Дальнейшая судьба страны, буден неразрывно связана с ним на протяжении достаточно длительного времени – до 1814 года.
|