Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третья республика. Конституционные законы 1875 г. Государственный строй и политическая система






 

После падения Парижской коммуны, правительство вновь восстановило контроль над всей страной (хотя репутация его была несколько подмочена…). Это позволило начать рассмотрение вопроса о новой организации власти во Франции.

Национальное собрание, избранное в 1871 г., по большей части состояло из монархистов. Неудивительно, что практически до конца XIX в. в стране постоянно делались попытки реставрации монархии. Из-за этого, новый режим сразу получил название «республика без республиканцев».

Вопрос о форме правления стал одним из главных, который предстояло решить новому парламенту. У обеих форм правления было достаточно сторонников, поэтому в парламенте развернулись серьезные дебаты. В ходе ожесточенных споров, победила все же республика (с перевесом в один голос!).

Теперь, необходимо было выработать новую конституцию. К 1875 г. Национальное собрание приняло три конституционных закона, которые и составили Конституцию Франции 1875 г. (Конституция III Республики):

 

Конституция Франции 1875 г.

 

 


«О публичной власти» 25 февраля 1875 г. «О Сенате» 24 февраля 1875 г. «О взаимоотношениях властей» 16 августа 1875 г.
Позднее, эти законы дополнились и другими, которые также можно считать частью Конституции:

 

 

Новая конституция Франции,

  1. Некодифицированная форма – ранее все конституции представляли единые правовые акты, теперь, конституция состояла из группы законов;
  2. Отсутствовала Декларация прав и свобод человека, и вообще конституция не содержала общих принципов организации государства, и была предельно краткой. Предмет конституционного регулирования весьма узкий и охватывал только организацию высших органов власти;
  3. Конституция оставляла много пробелов, которые восполнялись деятельностью правительства и парламента;
  4. Не регулировался правовой статус личности – в самих конституционных законах никаких положений о правах и свободах не было, не было и никаких отсылок к иным актам. Все это оставалось за рамками конституции;

Указанные черты можно считать недостатками Конституции 1875 г., однако именно они придали конституции значительную гибкость, способность действовать в любой политической ситуации, применять различные формы управления государством.

В этом смысле, новая конституция соответствовала своему времени.

Конституция 1875 г. устанавливала республиканскую форму правления, в форме смешанной республики (парламентско-президентского типа). Организация власти основывалась на принципе разделения властей в классической его форме (законодательная, исполнительная, судебная).

В процессе развития III Республики, она все больше приближалась к парламентарной форме правления. Определяющую роль играла расстановка политических сил в стране. От нее зависел и курс государства. Выборы 1876 г. Принесли победу республиканцам, а отставка президента Мак-Магона (монархист, и вообще нехороший человек …) окончательно определили развитие страны.

Роль президента теперь была невелика, в то время как роль правительства и парламента – возрастали. Политика страны определялась теперь исходом не президентских, а парламентских выборов. Партия, получившая большинство голосов, фактически и формировала правительство.

Поскольку государственный режим III Республики фактически являлся парламентарным, особую роль в ней приобретают политические партии. Теперь именно они определяли партийный состав правительства, а, следовательно, от них зависело и все развитие страны.

Начиная с III Республики, партии становятся неотъемлемым элементом политической жизни страны, и сохраняют эту роль на все последующее время. Партии, сформировавшиеся в стране в этот период, можно разделить на три группы:

Политические партии III Республики

 


Монархисты Республиканцы Социалисты

 

Сторонники конституционных монархий по образцу «легитимной» и «июльской». Эта группа партий была неоднородна, и включала течения легитимистов, орлеанистов и бонапартистов. В целом – консервативная и клерикальная направленность. Фактически – противники демократии.

Монархисты олицетворяли собой «старое» (то, что было до Франко-прусской войны), в политической системе III Республики монархисты были явно реакционной силой..
Однако разногласия между тремя их группировками не давали монархистам создать единый антиреспубликанский фронт – это и спасло республику в первые годы ее существования.

Несмотря на значительное влияние монархистов в III Республике, время работало не на них – позиции этих партий постепенно ослаблялись.

Республиканские и социалистические партии стали основой политической системы страны, однако им предстояла серьезная борьба за демократические идеалы Франции.

Период III Республики, оказался самым длительным в истории Франции после Французской Революции (65 лет). За это время во Франции сформировались многие принципы и черты парламентаризма, ставшие почти классическими для Европы.

Вместе с тем, новому государственному режиму предстояли серьезные испытания, которые пришлись уже на первую половину следующего, XX века.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал