Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт Нидерландов и Российская практика
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственная регистрация является заключительным этапом образования юридического лица, совершение которого означает приобретение им правоспособности, датой создания юридического лица признается дата его государственной регистрации. Такое же значение государственной регистрации придается в немецком и французском праве. Пункт 1 ст. 51 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, также должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, а также и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 1 апреля 2012 г.) (далее - Закон о регистрации юридических лиц). Согласно нидерландскому законодательству (Акт о регистрации коммерческих предприятий 2007 г. и Королевский указ о реестре коммерческих предприятий) каждое юридическое лицо, как публичное, так и частное, каждое предприятие и каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в реестре коммерческих предприятий (торговом реестре). Таким образом, в соответствии с законодательством Нидерландов проводится различие между физическим и юридическим лицом, с одной стороны, и предприятием (ondermeming) - с другой. При таком подходе " предприятие" - это лицо (физическое или юридическое), ведущее бизнес. Само по себе оно юридическим лицом не является, однако подлежит регистрации в торговом реестре отдельно от юридического лица. Статья 2 Королевского указа о реестре коммерческих предприятий определяет понятие " предприятие" (ondermeming) как " в достаточной степени независимо действующую организационную единицу, состоящую из одного или нескольких лиц, где - путем вложения в достаточном объеме труда и капитала - предоставляются услуги или товары третьим лицам или выполняются работы с целью получения материальной выгоды". При этом в ст. 5 Акта о регистрации коммерческих предприятий уточняется, какие предприятия, принадлежащие юридическим или физическим лицам, подлежат регистрации. К незарегистрированному в торговом реестре юридическому лицу по законодательству Нидерландов неприменим принцип ограниченной ответственности - его руководство несет полную индивидуальную и коллективную ответственность по обязательствам юридического лица, возникшим до его регистрации в торговом реестре. Такое положение содержится и в ст. 7 Первой директивы о компаниях < 1>: в том случае, если до приобретения лицом правоспособности от его имени осуществлялись какие-либо юридические действия и при этом данная компания не признает обязательств, возникающих из указанного действия, лица, совершившие указанные действия, несут неограниченную коллективную и индивидуальную ответственность за последствия указанных действий, если иное не предусмотрено соглашением сторон. -------------------------------- < 1> Первая директива о компаниях от 9 марта 1968 г. N 68/151/EEC.
Неисполнение положения о регистрации компании (предприятия) в торговом реестре влечет применение санкций, предусмотренных Законом о регистрации коммерческих предприятий. В результате торговый реестр отражает реальную картину деловой активности и принадлежности организационных образований, осуществляющих предпринимательскую деятельность. На сегодняшний день для российской практики восприятие концепции регистрации " бизнесов" (" предприятий"), наряду с регистрацией юридических лиц, не представляется необходимым, поскольку, во-первых, требует принципиального изменения существующей идеологии государственной регистрации, а во-вторых, из-за неразработанности концепции " бизнеса", " предприятия" как самостоятельной единицы, осуществляющей предпринимательскую деятельность, независимо от вида собственника (физическое или юридическое лицо, юридическое лицо того или иного вида). Тем не менее в более отдаленной перспективе создание системы регистрации собственно организационных единиц, ведущих предпринимательскую деятельность, а не просто граждан-предпринимателей или юридических лиц - независимо от того, какое количество разного рода предприятий данным лицам принадлежит, - представляется необходимым прежде всего для целей ведения бизнеса, поскольку позволяет контрагентам получить объективную информацию о коммерческих возможностях партнера, его финансовой устойчивости, о лицах, контролирующих его деятельность или уполномоченных действовать от его имени, и т.д. 2. Регистрационные данные, содержащиеся в торговом реестре в отношении предприятия, включают: уникальный серийный номер, присвоенный торговой палатой; фирменное наименование; даты создания, возобновления или ликвидации; сведения о лице, которому принадлежит юридическое лицо, а также его местонахождение. Если предприятие принадлежит физическому лицу, в торговый реестр вносятся также следующие сведения о данном физическом лице: персональный идентификационный номер; пол; место рождения, фамилия и имя, адрес, даты рождения и смерти. В том случае, если предприятие не принадлежит ни юридическому лицу, ни физическому лицу, регистрации в отношении лица, которому принадлежит регистрируемое предприятие, подлежат: уникальный серийный номер, присвоенный торговой палатой; наименование, даты создания, возобновления и ликвидации; правовой статус; перечень членов, учредителей или партнеров (за исключением партнеров с ограниченной имущественной ответственностью). Кроме того, в отношении членов, учредителей или партнеров в торговом реестре должны содержаться следующие данные: 1) если они являются физическими лицами - персональный идентификационный код, пол, место рождения, фамилия и имя, адрес, даты рождения и смерти; 2) если они не являются физическими лицами - уникальный серийный номер, присвоенный торговой палатой; наименование; правовой статус; местонахождение, указанное в уставе; даты создания и ликвидации. В отношении местонахождения предприятия регистрации подлежат его фирменное наименование, юридический и фактический адрес, а также даты создания и ликвидации. В том случае, если юридическое лицо имеет предприятия в нескольких местах, в коммерческом реестре указывается основное местонахождение юридического лица. В отношении юридического лица в торговом реестре указываются наименование, юридический статус, местонахождение согласно уставу, а также даты создания и ликвидации. В отношении юридического лица, которому не принадлежит ни одного предприятия, в торговом реестре указываются уникальный серийный номер, присвоенный торговой палатой для осуществления деятельности юридического лица, за исключением публичных юридических лиц, даты создания, возобновления и ликвидации, а также местонахождение. В отношении местонахождения предприятия в торговом реестре указываются фирменное наименование, юридический и фактический адрес, а также даты создания и ликвидации. В том случае, если юридическое лицо имеет предприятия в нескольких местах, в коммерческом реестре указывается основное местонахождение юридического лица. Информация о наличии административного или судебного спора по поводу достоверности записи в реестре вносится в реестр лишь в случае, если в установленные сроки торговая палата примет решение о проверке регистрационных сведений в соответствии со ст. 34 Акта о регистрации коммерческих предприятий, при условии, что в течение указанного периода не будут внесены соответствующие изменения в реестр. Торговая палата обязана исключить из реестра сведения о проведении такой проверки в том случае, если в результате проверки не будет принято решение о внесении изменений в реестр. Российский Закон о регистрации юридических лиц (ст. 5) предусматривает, что в ЕГРЮЛ должны содержаться следующие сведения и документы, касающиеся юридического лица: а) полное (и в случае, если имеется, - сокращенное) наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно-правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом; н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: - в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; - в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; - в территориальном фонде обязательного медицинского страхования; с) сведения о банковских счетах юридического лица. Нетрудно заметить, что перечень информации, которая содержится в ЕГРЮЛ, гораздо обширнее и носит более технический характер. 3. Различия между российской и нидерландской системами регистрации ярко проявляются при анализе их целей и принципов. Статья 2 Акта о регистрации коммерческих предприятий Нидерландов предусматривает, что назначением торгового реестра коммерческих предприятий и юридических лиц являются: а) обеспечение правовой определенности в экономических отношениях и хозяйственном обороте; б) обеспечение доступа к сведениям общего и фактического характера о составе предприятий и юридических лиц в целях развития торговли, промышленности, ремесленного производства и услуг; в) регистрация всех предприятий и юридических лиц с целью создания исчерпывающей информационной базы, которая в свою очередь будет способствовать более эффективному функционированию органов государственной власти. Следует также добавить, что целями Первой директивы о компаниях среди прочих являются: - обеспечение доступа к учредительным документам компании с целью ознакомления третьих лиц с их содержанием, а также с иной информацией о юридическом лице, особенно с персональными данными лиц, уполномоченных принимать обязательства от имени юридического лица; - обеспечение защиты интересов третьих лиц положениями, максимально ограничивающими перечень оснований для признания недействительными обязательств, принятых на себя от имени юридического лица. Российский Закон о регистрации юридических лиц в ст. 4, имеющей наименование " Принципы ведения государственных реестров", указывает на принципы организации технического порядка формирования и хранения данных реестра, но не определяет, с какой целью осуществляется такая регистрация. Практика показывает, что в первую очередь существующая система регистрации ориентирована на обслуживание фискальных интересов и только во вторую, да и то не в полной мере, - на обеспечение определенности в экономических отношениях. 4. Достаточно наглядно различия в подходах к задачам регистрации можно проследить на примере регулирования деятельности компаний, формально зарегистрированных за границей, но осуществляющих свою деятельность на территории иного государства. Согласно Акту о формальных зарубежных компаниях под " формальной зарубежной компанией" понимаются компании, зарегистрированные в другом государстве и ведущие бизнес исключительно или почти исключительно на территории Нидерландов, при этом любые другие реальные связи данных компаний с государствами, в которых они зарегистрированы, фактически отсутствуют. Данный акт неприменим в отношении компаний, зарегистрированных в одном из государств - членов ЕС или заключивших Соглашение о создании Единого европейского экономического пространства от 2 мая 1992 г. Директора формальных зарубежных компаний должны подать заявление о внесении в реестр коммерческих предприятий с указанием, что компания удовлетворяет требованию, зафиксированному в ст. 1 указанного Акта, а также представить нотариально заверенные или заверенные генеральным директором компании копии устава и регистрационных документов на нидерландском, английском, французском или немецком языке. Им также необходимо предоставить наименование реестра, в котором их компания была зарегистрирована, а также регистрационный номер и дату первой регистрации. Кроме того, им необходимо сообщить сведения о наименовании компании или личные данные индивидуального предпринимателя, а также адрес владельца всех акций в капитале компании или владельцев совместного имущества супругов в том случае, если все акции в капитале компании являются его частью, без учета акций, принадлежащих компании или ее дочерним компаниям. Директора формальных компаний должны уведомлять регистрирующие органы обо всех изменениях в сведениях, подлежащих регистрации в реестре коммерческих предприятий, с указанием даты вступления указанных изменений в силу. Все действия, предусмотренные Актом о формальных зарубежных компаниях, не могут совершаться по доверенности. Требования о регистрации формальных зарубежных компаний, как видно из положений данного Акта, направлены на достижение целей обеспечения безопасности и определенности при ведении дел с участием такой компании. Фискальные цели в данном случае не имеют принципиального значения. Российское законодательство о регистрации юридических лиц аналогичных правил не содержит. Даже попытки включить в проект о внесении изменений в ГК РФ положения о раскрытии информации об офшорных компаниях < 1> вызвали острую дискуссию. По итогам этой дискуссии данные положения, хотя и в несколько измененном виде, в проекте были сохранены, но очевидно, что включение в ГК РФ таких норм не решает задач, которые позволяет решить нидерландский Акт о формальных зарубежных компаниях. -------------------------------- < 1> Предлагаемая ко включению норма имела следующее содержание: " Юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения и (или) не требующего предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций, может осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации при условии депонирования в уполномоченном государственном органе юстиции достоверной информации о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. Перечень таких иностранных государств определяется уполномоченным государственным органом. Депонированная информация может быть раскрыта самим юридическим лицом или на основании решения суда. Риск последствий депонирования недостоверной информации, равно как осуществление деятельности на территории Российской Федерации без депонирования указанной информации, несет это юридическое лицо" (см.: проект внесения изменений в ГК РФ).
5. В Российской Федерации регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством РФ по налогам и сборам < 1>, что подчеркивает основное назначение подобной регистрации. -------------------------------- < 1> См.: Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 " Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 243, от 16 сентября 2003 г. N 577, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 578), а также Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314.
В процессе подготовки изменений в ГК РФ вносились предложения об изменении системы регистрации и, в частности, органа, осуществляющего такую регистрацию. Например, было предложено передать указанные функции арбитражным судам. Вместе с тем, учитывая, что суды должны быть максимально освобождены от не свойственных им функций, было внесено предложение о возложении ответственности за ведение регистрации на органы юстиции. Данное предложение также не встретило широкой поддержки, прежде всего по соображениям целесообразности: в обоснование этого указывалось, что передача функций повлечет слом уже сложившейся системы и потребует значительных дополнительных расходов. В связи с отклонением по итогам обсуждения также и предложений о необходимости проверки законности совершаемых при регистрации действий изменение регистрирующего органа не представляется на сегодняшний день первоочередной задачей. Согласно нидерландскому законодательству ведение торгового реестра возложено на торговые палаты, объединенные в ассоциацию торговых палат и по закону являющиеся юридическими лицами. Деятельность торговых палат финансируется за счет бизнес-сообщества, а также за счет платы за оказываемые услуги. 6. Важное значение в системе регистрации имеют требования об обеспечении доступа к информации, содержащейся в реестре. Согласно ст. 21 Акта о регистрации коммерческих предприятий все сведения, содержащиеся в торговом реестре, а также в документах, подаваемых для регистрации в соответствии с действующим законодательством, открыты для свободного доступа. Более того, торговая палата по запросу предоставляет информацию и копии документов (при необходимости - в электронном виде), а также по электронному запросу общую и фактическую информацию из торгового реестра в отношении предприятий и физических лиц в целях содействия развитию торговли, промышленности, ремесленной деятельности и услуг. Согласно Положению о финансировании торгового реестра за предоставление вышеуказанной информации взимается плата. В том случае, если регистрационные сведения, представляемые в реестр коммерческих предприятий, относятся к акционерной компании с ограниченной ответственностью, частной компании с ограниченной ответственностью, европейской компании, европейской группе экономических интересов, европейскому товариществу с ограниченной ответственностью, иному юридическому лицу или товариществу, установленному особым постановлением, торговые палаты обязаны обеспечить оперативную публикацию данных сведений в газете, указанной в решении министра, или иным эффективным способом, предусматривающим возможность доступа к указанным сведениям в хронологическом порядке или с помощью электронных технических средств. При выявлении противоречий между различными источниками информации преимущество имеет информация, содержащаяся в торговом реестре. В случае выявления противоречий между экземпляром устава, находящимся в реестре и имеющимся у компании, третья сторона, полагающаяся на сведения экземпляра в торговом реестре, может в правоотношениях с данным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем исходить из верности данного экземпляра согласно ст. 45 Акта о регистрации коммерческих предприятий в случае, если противоречие не было вызвано ошибкой регистрирующего органа. Если имела место ошибка регистрирующего органа, в соответствии с общими положениями гражданского законодательства ответственность за указанные противоречия несет регистрирующий орган. Российский Закон о регистрации юридических лиц провозглашает принцип открытости реестра: согласно п. 1 ст. 6 Закона содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абз. 2 данного пункта этой статьи. Однако сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц сведения о его месте жительства. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе могут предоставляться в виде: - выписки из соответствующего государственного реестра; - копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; - справки об отсутствии запрашиваемой информации. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов по общему правилу осуществляется за плату, размер которой устанавливается Правительством РФ. В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам. 7. Достоверность реестра определяется достоверностью данных, вносимых в торговый реестр. Действующий в Нидерландах Акт о регистрации коммерческих предприятий не содержит специальных положений, касающихся ответственности за внесение в реестр недостоверных записей. В подобных случаях применяются общие положения о гражданской ответственности, установленные гражданским правом. Обеспечение достоверности сведений, содержащихся в торговом реестре, в первую очередь является обязанностью соответствующего лица или индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 18 Акта о регистрации коммерческих предприятий регистрация является законодательно закрепленной обязанностью соответствующих лиц. Ответственными за регистрацию предприятия являются: - каждый директор юридического лица в отношении юридического лица, являющегося собственником предприятия, или юридического лица, указанного в подп. 1 (а, б), 2, 3 ст. 6; - любое лицо, руководящее текущей деятельностью предприятия или юридического лица; - любое лицо, руководящее текущей деятельностью на территории Нидерландов предприятия или юридического лица, учрежденного в иностранном государстве; - любое лицо, руководящее текущей деятельностью по месту основного нахождения предприятия, или в случае отсутствия такого места любой уполномоченный коммерческий агент от предприятия или физического лица; - любое иное лицо, ответственное за регистрацию предприятия и внесение надлежащих изменений в реестр юридических лиц. В случае отсутствия необходимых сведений или их недостоверности интересы третьих лиц подлежат защите. В соответствии с общими принципами административной ответственности (п. 6 ст. 162 ГК Нидерландов) к ответственности за внесение в реестр недостоверной информации может быть привлечена как торговая палата, так и ее сотрудники в том случае, если вследствие их действий третьей стороне будет нанесен ущерб. Бремя доказывания возлагается на истца. Российское законодательство о регистрации (п. 1 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц) также возлагает ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений на заявителя, юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя. Регистрирующий орган несет ответственность за необоснованный, т.е. не соответствующий основаниям, указанным в Законе о регистрации юридических лиц, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, а также за незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в реестрах сведений и документов (п. 1 ст. 24 Закона о регистрации юридических лиц) и возмещает ущерб, причиненный отказом, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине. В системе обеспечения достоверности реестра основное значение имеют положения о последствиях включения либо невключения в реестр той или иной информации. Согласно ст. 25 Акта о регистрации коммерческих предприятий факты, подлежащие регистрации или предполагающие представление соответствующих регистрационных документов, не могут быть использованы против третьих лиц, которым не было известно о таких фактах вследствие несоблюдения установленного порядка регистрации, представления документов или публикации сведений, предусмотренной положениями данного Акта. Если третье лицо докажет, что ему не могло быть известно о публикации, предусмотренной положениями ст. 24 Акта о регистрации коммерческих предприятий, оно может исходить из того, что ему не было известно о соответствующем факте, в том случае, если с момента возникновения такого факта прошло не более 15 дней. Лицо, которому принадлежит предприятие, зарегистрированное юридическое лицо или лицо, подавшее или ответственное за подачу заявки на изменение какой-либо категории регистрационных сведений, не может выдвигать исковые требования против третьих лиц, которым не было известно о недостоверности или неполноте сведений в реестре коммерческих предприятий или которые оспаривают информацию, указанную в ст. 24 Акта о регистрации коммерческих предприятий. Для целей данного положения представление соответствующих документов приравнивается к регистрации. Данные положения позволяют переложить все негативные последствия невнесения необходимой информации в реестр на лицо, ответственное за ее внесение, и снизить до минимума риски третьей стороны, полагавшейся на данные реестра. Российский Закон о регистрации юридических лиц положений о так называемой публичной достоверности реестра не содержит. ГК РФ (п. 3 ст. 52) предусматривает только, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Можно указать также на отсылочную норму п. 3 ст. 19 Закона о регистрации юридических лиц, предусматривающую, что в случаях, оговоренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях. Однако данные положения, во-первых, крайне редко применяются на практике в связи с неопределенностью сферы их действия, а во-вторых, не регулируют последствий включения/невключения в реестр иной информации, не связанной с внесением изменений в учредительные документы. Такие положения предлагается включить наряду с прямым закреплением презумпции действительности (достоверности) данных, включенных в реестр, в новую редакцию ГК РФ. В частности, проектом о внесении изменений в ГК РФ предлагается установить, что лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, полагавшимися на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев возбуждения и расследования уголовных дел. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в Единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган юстиции обязан провести в порядке и в срок, предусмотренные законом, проверку законности оснований государственной регистрации и достоверности данных, включаемых в реестр, а также соответствия законодательству содержания устава. В случае использования типового устава такая проверка осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о государственной регистрации юридических лиц. В случаях и в порядке, предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган юстиции обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ. Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган юстиции возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган юстиции обязан их рассмотреть и принять соответствующее решение в срок и в порядке, которые предусмотрены этим Законом. Принятие изложенных выше положений, содержащихся в проекте о внесении изменений в ГК РФ, позволит закрепить в российском законодательстве и последовательно провести в жизнь принцип достоверности реестра и справедливо, с учетом принципа добросовестности, распределить риски, возникающие при использовании информации, содержащейся в реестре. 8. Дополнительным, но очень важным механизмом, направленным на обеспечение законности и достоверности системы регистрации, является предусмотренный нидерландским законодательством порядок создания ряда юридических лиц. Согласно п. 2 ст. 64 ГК Нидерландов акционерное общество создается путем составления соответствующего нотариального акта. Нидерландское законодательство возлагает обязанность проверить все документы, представляемые для регистрации юридического лица, на нотариусов, которые играют значительную роль в обеспечении достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, и при этом требует тщательного выполнения нотариусами своих функций. В нидерландской правовой системе нотариусы составляют устав юридического лица, проверяют достоверность сведений, представляемых для регистрации, вносят данные сведения в торговый реестр, а также регистрируют юридическое лицо в налоговых органах. Кроме того, для регистрации также необходимо письменное свидетельство Министерства юстиции об отсутствии возражений против создания нового юридического лица. Такое свидетельство выдается Министерством юстиции после получения и изучения всех необходимых сведений. Министерство юстиции может также направить запрос в налоговые органы или органы социального страхования для получения дополнительных сведений. Министерство юстиции может отказать в выдаче указанного свидетельства в том случае, если - с учетом намерений и (или) действий предшественников лиц, определяющих политику данного юридического лица, - существуют основания опасаться неправомерного использования компании или нанесения ее действиями финансового ущерба кредиторам. Обязанности по регистрации компании в торговом реестре возлагаются на директоров данной компании. На практике компании обычно регистрируются в торговом реестре нотариусом, который также направляет сведения о данной компании в налоговые органы. Данный порядок применяется к открытым акционерным обществам. Однако похожий порядок установлен и для закрытых акционерных обществ. Действующее законодательство Российской Федерации не предоставляет регистрирующему органу право проверять как законность подлежащих регистрации актов, так и достоверность предоставляемых сведений. Так, п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц допускает отказ в регистрации лишь в случаях: непредставления определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в иных случаях, прямо предусмотренных Законом (например, при создании юридического лица юридическим лицом, находящимся в процессе ликвидации). Однако практика применения Закона о регистрации юридических лиц свидетельствует о том, что довольно часто регистрирующие органы отказывают в регистрации в связи с недостоверностью представленных для регистрации сведений (например, при установлении факта регистрации по подложным или поддельным паспортам, при массовой регистрации по адресу, не позволяющему фактически использовать его для целей ведения бизнеса, и т.д.). Регистрирующие органы ссылаются на указанные выше основания для отказа в регистрации, приравнивая факт представления недостоверной информации или подложного документа к факту его непредставления. При оспаривании заявителями отказа в регистрации суды признают правомерность действий регистрирующего органа, ссылаясь на ст. 10 ГК РФ. Бремя доказывания заведомой недостоверности представляемых сведений, безусловно, возлагается на регистрирующий орган. Попытки на практике более широко применять положения об объеме полномочий регулирующего органа нельзя трактовать как необоснованный выход за рамки, предусмотренные законом. В данном случае это четкий сигнал о необходимости приведения законодательного регулирования в соответствие с целями государственной регистрации и потребностями жизни. Государство не может одобрять и санкционировать заведомо недобросовестные действия, в том числе при создании юридических лиц. В связи с этим внесение поправок в гражданское законодательство, расширяющих круг оснований для отказа в государственной регистрации, и прямое закрепление полномочий регистрирующих органов по проверке обоснованности представляемых для регистрации данных можно только приветствовать. 9. В Нидерландах в том случае, если у торговой палаты возникают обоснованные причины усомниться в достоверности внесенных в реестр сведений, она имеет право проверить данные сведения и при необходимости внести соответствующие изменения по собственной инициативе. Применимые положения содержатся в ст. ст. 30 - 32 Акта о регистрации коммерческих предприятий. В таком случае торговая палата обязана в письменной форме оповестить лицо, ответственное за регистрацию сведений о соответствующем юридическом лице, о внесении таких изменений. Решение торговой палаты принимается в соответствии с административным законодательством и может быть обжаловано заинтересованной стороной в административном суде (коллегии по торговым и промышленным спорам). Кроме того, любое заинтересованное лицо, считающее, что реестр содержит неверные сведения, может обратиться в торговую палату с ходатайством об изменении данных сведений, а в случае отказа со стороны торговой палаты обратиться в административный суд с соответствующим иском. Период, в течение которого такой иск может быть подан, как правило, составляет шесть недель с момента получения заинтересованным лицом извещения об отказе со стороны торговой палаты. Бремя доказывания недостоверности содержащихся в реестре сведений, как правило, возлагается на торговую палату, однако суд может вынести решение об ином порядке доказывания. Действующее законодательство Нидерландов предусматривает порядок рассмотрения таких дел административным судьей. При этом достоверность регистрации может зависеть от гражданских правоотношений, например от законности собственно назначения директора; в таких случаях дело рассматривается гражданским судом, а затем может быть передано в административный суд. При вынесении решения суд определит, какая запись подлежит внесению в торговый реестр, а торговая палата затем внесет в реестр указанные судом сведения. Согласно отечественному Закону о регистрации юридических лиц обязанности по проверке достоверности сведений, содержащихся в заявлении о регистрации, а также по самостоятельному исправлению недостоверных данных реестра на органы государственной регистрации прямо не возлагаются. 10. В соответствии с п. 2 ст. 4 ГК Нидерландов создание юридического лица признается недействительным в следующих случаях: - отсутствие соответствующего нотариального акта; - отсутствие свидетельства из Министерства юстиции. Подпункт 2 п. 2 ст. 4 ГК Нидерландов предусматривает, что отмена сделки, вследствие которой возникло юридическое лицо, не влияет на его правоспособность. Выход из состава юридического лица одного или более участников сам по себе не оказывает влияния на правоспособность остальных его участников. Другие возможные нарушения могут повлечь за собой ликвидацию юридического лица лишь в случае вынесения соответствующего решения по иску заинтересованной стороны или прокурора (п. 2 ст. 21 ГК Нидерландов). Суд может предоставить юридическому лицу льготный период для устранения выявленных недостатков. Юридическое лицо может быть ликвидировано при наличии следующих оснований: - его создание признано недействительным или может быть признано таковым в отношении одного или более учредителей; - один или более учредителей не участвуют в уставном капитале юридического лица; - нотариальный акт о создании юридического лица признан недостоверным. При создании юридического лица также могут быть допущены следующие нарушения: - непредставление выписки из банка, подтверждающей внесение уставного капитала на счет юридического лица; - непредставление заключения аудитора в случае внесения капитала в натуральной форме. В соответствии со ст. 12 Первой директивы о компаниях признание компании несуществующей влечет за собой нижеследующие правовые последствия. Признание компании несуществующей не влияет на юридическую силу каких-либо обязательств, принятых на себя данной компанией, без ограничения последствий ликвидации компании. Держатели акций компании обязуются выплатить капитал, на который они были подписаны, но который не был выплачен ранее, в размере, определяемом объемом обязательств, установленным соглашениями с кредиторами. Компании, которые не могут быть признаны существующими в соответствии с п. 2 ст. 4 ГК Нидерландов, тем не менее могут обладать активами. Таким образом, признание компании несуществующей не влияет на ее обязательства по внешним сделкам. В этом отношении внутренние сделки могут рассматриваться иначе. Решения, принятые исполнительными органами компании, в принципе не имеют юридической силы. Однако требования справедливости и разумности предполагают, что компания должна взаимодействовать с контрагентами таким образом, как если бы указанные решения имели юридическую силу. По российскому праву признание недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для исключения записи о нем из реестра. Такая запись по общему правилу может быть внесена либо по результатам ликвидации в установленном законом порядке, либо в результате признания юридического лица недействующим. Отсутствие судебного решения о признании недействительной регистрации юридического лица не препятствует ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер < 1>. -------------------------------- < 1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 " О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Сделки юридического лица, совершенные до момента исключения записей о нем из государственного реестра, являются действительными и подлежат исполнению данным юридическим лицом. Так, в одном из Постановлений Президиума ВАС РФ рассматривалась следующая ситуация < 1>. В ходе предварительного судебного разбирательства ответчик подал заявление о прекращении производства по делу и представил в суд документы, свидетельствующие о признании судом недействительным внесения в ЕГРЮЛ сведений об ответчике. На этом основании суд первой инстанции прекратил производство. Апелляционный и кассационный суды оставили судебный акт в силе, указав на отсутствие правоспособности ответчика вследствие признания его регистрации недействительной. -------------------------------- < 1> Постановление Президиума ВАС РФ от 10 июня 2008 г. N 5539/08.
ВАС РФ, отменяя вынесенные по делу судебные акты, указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения сведений о его ликвидации в ЕГРЮЛ. Согласно ст. 63 (п. 8) ГК РФ и ст. 22 (п. 6) Закона о регистрации юридических лиц ликвидация юридического лица признается завершенной, а юридическое лицо признается прекратившим свое существование в момент внесения соответствующих записей в государственный реестр. Оспариваемое же решение суда первой инстанции было вынесено при отсутствии такой записи в реестре. Согласно п. 2 ст. 61 ГК нарушение законодательства при создании юридического лица может являться основанием для ликвидации данного юридического лица в случае невозможности устранить последствия данного нарушения. Внесение в государственный реестр сведений о признании недействительным решения о регистрации юридического лица само по себе не является свидетельством прекращения его правоспособности. Из положений ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, а также гл. 7 Закона о регистрации юридических лиц следует, что ликвидация юридического лица является процедурой, при осуществлении которой следует принять необходимые меры для защиты интересов его кредиторов, а также иных лиц, имеющих интерес в отношении данного юридического лица. Кроме того, признание судом недействительности регистрации юридического лица не является основанием для признания недействительными сделок с участием данного юридического лица, совершенных до признания судом регистрации данного юридического лица. Поскольку не был доказан тот факт, что ликвидация ответчика и прекращение его правоспособности были осуществлены в надлежащем соответствии с действующим законодательством, а также не был установлен факт исключения юридического лица из государственного реестра, ВАС РФ признал, что у суда нижестоящей инстанции отсутствовали законные основания для прекращения рассмотрения данного дела. Решения нижестоящих судов были отменены, а дело было направлено на новое рассмотрение. 11. Законодательство Нидерландов предусматривает также возможность исключения из реестра так называемых недействующих юридических лиц. Согласно ст. 19a второго тома ГК Нидерландов акционерная компания с ограниченной ответственностью, частная компания с ограниченной ответственностью, кооператив или общество взаимного страхования, зарегистрированные в торговом реестре, могут быть исключены из реестра по решению торгово-промышленной палаты округа, в котором данное юридическое лицо было зарегистрировано, в том случае, если торгово-промышленная палата установит наличие не менее двух из нижеперечисленных обстоятельств: a) юридическое лицо не уплатило взнос за регистрацию в торговом реестре или за регистрацию в торговом реестре принадлежащего ему юридического лица в течение не менее года с момента истечения срока внесения такой платы; b) в течение не менее чем одного года в реестре отсутствуют сведения о директоре юридического лица и такие сведения не подавались или в том случае, если директор зарегистрирован, соблюдается одно из двух условий для всех зарегистрированных директоров: - директор умер; - в течение не менее одного года директор был недоступен по адресу, указанному в реестре, или по адресу, указанному в муниципальной базе данных, или в течение одного года сведения о директоре отсутствовали в такой базе данных; c) юридическое лицо не выполняет обязательства по публикации годовой или бухгалтерской отчетности согласно ст. ст. 394, 396 и 397 ГК Нидерландов в течение не менее одного года; d) в течение не менее одного года юридическое лицо не выполняло требования о подаче налоговой декларации, содержащегося в п. 3 ст. 9 Акта о государственном налогообложении. Общественное объединение или фонд, не ведущий предпринимательскую деятельность, подлежит исключению из реестра на основании распоряжения торгово-промышленной палаты, в которой зарегистрировано данное юридическое лицо, в том случае, если будет установлено наличие условия, предусмотренного подп. (b) п. 1 ст. 4 ГК Нидерландов, и при этом юридическое лицо в течение не менее одного года не выполняло требования об уплате взноса за регистрацию в указанной торговой палате. В случае, если на основании выявленных обстоятельств торгово-промышленная палата установит, что юридическое лицо подлежит исключению из реестра, палата обязана уведомить об этом юридическое лицо и его зарегистрированных директоров заказным письмом с указанием оснований для исключения из реестра. Отметка о таком извещении также должна быть сделана в реестре. По истечении срока в восемь недель с момента отправки заказного письма торгово-промышленная палата издает распоряжение об исключении юридического лица из реестра в том случае, если не будет установлено, что обстоятельства, указанные в п. 3 ст. 4 ГК Нидерландов, более не существуют. Торгово-промышленной палате надлежит известить юридическое лицо и его зарегистрированных директоров о распоряжении об исключении юридического лица из реестра. Сведения об исключении юридического лица из реестра подлежат публикации в установленном порядке. В случае обжалования распоряжения об исключении юридического лица из реестра в Апелляционную коллегию по торговым и промышленным спорам торгово-промышленная палата обязана внести соответствующие сведения в торговый реестр. Факт обжалования и решение апелляционного суда по делу об обжаловании распоряжения также подлежат регистрации. В том случае, если суд отменяет указанное выше распоряжение, торгово-промышленная палата обязана обеспечить публикацию этого факта. Следствием решения торговой палаты об исключении юридического лица из реестра является его ликвидация. Любые лица, имеющие какую-либо заинтересованность в данном юридическом лице или иные интересы, затрагиваемые данным судебным решением, могут обратиться с иском в Апелляционную коллегию по торговым и промышленным спорам. Поскольку круг лиц, имеющих право обжаловать решение, достаточно широк, решение о фактическом наличии заинтересованности в каждом случае принимает суд. В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц) юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Законом. При наличии одновременно всех указанных выше признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение указанного выше срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано в арбитражном суде кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав < 1>. -------------------------------- < 1> См. также: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 100 " О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Перечень оснований для признания юридического лица недействующим в российском законодательстве по сравнению с нидерландским очень ограничен и не позволяет эффективно решать вопросы об очистке реестра от юридических лиц, не осуществляющих свою деятельность и не способных ее осуществлять. С точки зрения существующей в Российской Федерации ситуации представляется перспективным изменение законодательства и расширение таких возможностей регистрирующего органа, в частности, в случаях отсутствия в течение длительного времени единоличного исполнительного органа юридического лица. Как показывает рейтинг Всемирного банка " Ведение бизнеса 2009", Россия заняла 65-е место из 181 в категории " Регистрация предприятий". При этом учитывались следующие факторы: количество процедур, необходимых для регистрации предприятия, - 8; количество дней, необходимых для регистрации предприятия, - 29; затраты (на душу населения) - 2, 6%; минимальный размер капитала (на душу населения) - 2, 2%. Данный показатель вряд ли может быть признан удовлетворительным и заставляет разбираться в причинах (хотя бы лежащих на уровне законодательного регулирования) такого положения.
|