Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регистрация, ее значение и последствия






(ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ УКРАИНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

 

Гражданский кодекс Украины 2003 г. позиционировался как кодекс частного права, в котором не должно быть места нормам права публичного. Регистрация обычно понимается как публичный элемент, выходящий за пределы сферы регулирования гражданских отношений, в связи с чем о ней в ГК Украины лишь упоминается; она не становится предметом научных исследований цивилистов. В то же время тесная связь регистрации со многими юридическими фактами, имеющими первостепенное значение для гражданских правоотношений, не позволяет ученым абстрагироваться от нее. Это касается прежде всего заключения сделок, перехода права собственности, возникновения у лица субъективных прав, да и самих субъектов права - юридических лиц (при их создании и реорганизации). Следует констатировать многовекторность регистрации, ее различное предназначение и правовые последствия.

Во-первых, регистрация воспринимается как фактор публичной достоверности сведений, помещенных в соответствующий реестр; во-вторых, она считается правоустанавливающим фактом; в-третьих, выполняя функции учета, она является составляющей отношений в сфере информации. Обычно считается, что функции регистрации выполняют государственные органы, в связи с чем она нередко именуется " государственной".

Все эти аспекты не вполне приемлемы для различных видов регистрации, которая достаточно разнообразно, можно сказать, разношерстно урегулирована, причем зачастую сложно проследить какие-либо закономерности в требованиях законодателя к ее проведению.

Виды регистрации по украинскому законодательству таковы: а) регистрация субъектов, объектов, фактов, сделок, прав; б) регистрация правофиксирующая и правопорождающая (причем она может порождать как субъективное гражданское право, так и право преимущественное).

Вполне очевидно, что такой спектр регистрации не позволяет в одной статье проанализировать все ее разновидности, поэтому сделать это можно лишь в первом приближении.

1. Регистрация субъектов. Регистрация юридических лиц и физических лиц - предпринимателей осуществляется в Украине на основании одноименного Закона от 15 мая 2003 г. N 755-IV, в соответствии с которым регистрируются все " юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчинения" (ст. 3), хотя законом могут быть предусмотрены особенности государственной регистрации объединений граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, бирж и пр.

Законодательство о регистрации юридических лиц настолько многоаспектно, а проблематика настолько разнообразна, что заслуживает самостоятельного рассмотрения.

2. Регистрация объектов. Обращает на себя внимание существование двух схожих видов регистрации - самих объектов и прав на них, причем в зависимости от специфики каждого из объектов имеют место разнообразные реестры, правила их ведения и назначение. Согласно ст. 1 Закона Украины от 11 февраля 2010 г. N 1898-VI " О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" (далее - Закон о регистрации прав на недвижимое имущество) сферой его действия не охватываются воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические и иные объекты гражданских прав, на которые распространяется правовой режим недвижимой вещи. Вместе с тем в специальных законах идет речь о регистрации уже не прав, а самих этих объектов.

Так, ведутся различные реестры гражданских и государственных воздушных судов: первых - на основании правил, устанавливаемых государственным органом по вопросам сертификации и регистрации; вторых - Министерством обороны Украины (ст. 25 Воздушного кодекса Украины). Украинские суда, технический надзор за которыми осуществляют классификационные общества, регистрируются в Государственном судовом реестре Украины, а подлежащие регистрации в этом реестре регистрируются в Судовой книге Украины.

Регистрации подлежат и морские суда на основании Порядка ведения реестров, устанавливаемых Кабинетом Министров Украины (ст. 26 Кодекса торгового мореплавания Украины; далее - КТМ Украины). Регистрация судна в Государственном судовом реестре Украины удостоверяется свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Украины (судовым патентом), а регистрация в Судовой книге Украины - судовым билетом (ст. 28 КТМ Украины).

В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 г.) < 1>, космические объекты при запуске на орбиту регистрируются запускающим государством путем записи в соответствующем реестре, который им ведется.

--------------------------------

< 1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV. М., 1980. С. 442 - 446.

 

Подлежат регистрации и иные транспортные средства, а также животные: сведения о них вносятся в Единый государственный реестр животных - электронную базу данных об идентификации животных, их собственниках, хозяйствах, перемещении, убое, утилизации, гибели, падеже этих животных, который ведется с целью получения оперативной и надежной информации о поголовье животных, их состоянии, местонахождении для улучшения управления и прогнозирования рынков продукции животноводства, а также контроля за эпизоотичной ситуацией в Украине < 1>.

--------------------------------

< 1> Закон Украины от 4 июня 2009 г. N 1445-IV " Об идентификации и регистрации животных".

 

Проводится регистрация лекарственных средств < 1>, изделий медицинского назначения < 2>, иммунобиологических препаратов < 3> и пр.

--------------------------------

< 1> Статья 9 Закона Украины от 4 апреля 1996 г. N 123/96-ВР " О лекарственных средствах".

< 1> Порядок государственной регистрации медицинской техники и изделий медицинского назначения, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 ноября 2004 г. N 1497.

< 2> Положение о контроле за соответствием иммунобиологических препаратов, применяемых в медицинской практике, требованиям государственных и международных стандартов, утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 января 1996 г. N 73.

 

Таким образом, можно заключить, что наряду с государственной регистрацией прав на недвижимость как элемента особенного правового режима естественного недвижимого объекта существует специальная регистрация определенных видов вещей, относимых к недвижимым по закону, в качестве условия их появления как таковых и их технического состояния. Для указанных объектов она имеет в основном техническое значение, хотя для приобретения права собственности на них значимость этого факта выходит за эти пределы. Аналогичны требования и последствия регистрации приведенных выше движимых вещей.

Здесь же можно указать на регистрацию (учет) недвижимых бесхозных вещей < 1>, осуществляемую органом государственной регистрации прав на недвижимость в соответствии со ст. 335 ГК Украины.

--------------------------------

< 1> А не прав на них, ибо именно для возникновения права коммунальной собственности на бесхозные вещи необходима такая регистрация.

 

3. Регистрация вещных прав. В отличие от регистрации недвижимых вещей регистрация прав на них более унифицирована, хотя и более проблематична, что связано с существенным изменением украинского законодательства и принципиальными нововведениями.

Анализируя регистрацию прав, прежде всего следует отметить регистрацию, во-первых, вещных, во-вторых, интеллектуальных < 1>, в-третьих, наследственных прав.

--------------------------------

< 1> По украинскому законодательству - прав интеллектуальной собственности.

 

Государственная регистрация вещных прав осуществляется на основании специального закона. В 2010 г. в Украине был принят в новой редакции Закон " О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", которым с 1 января 2012 г. введен новый подход по сравнению со сложившимся с 2004 г. (со вступлением в силу нового ГК Украины). Принципиальное различие между ними заключается в следующем. Согласно части четвертой ст. 334 ГК Украины в старой редакции право собственности возникает с момента государственной регистрации договора < 1>. Новая редакция этой нормы связывает момент возникновения права собственности с государственной регистрацией не сделок, а права на недвижимое имущество. Сравнение этих двух подходов по отношению к значению государственной регистрации для гражданского оборота вызывает некоторые размышления.

--------------------------------

< 1> Если договор в соответствии с ГК Украины подлежит государственной регистрации, регистрация осуществляется нотариусами путем внесения информации в Государственный реестр сделок в соответствии с Временным порядком государственной регистрации сделок, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 г. N 671.

 

Существующий порядок предполагает три ступени " укрепления прав": нотариальное удостоверение договора, его государственную регистрацию и государственную регистрацию права собственности на недвижимость. При этом (а) момент возникновения права собственности на такой объект связан с регистрацией не права, а договора; (б) возникают вопросы о допустимости изменения этого момента соглашением сторон; (в) будучи обязательной, государственная регистрация в то же время не имеет правоустанавливающего значения, а ГК Украины не содержит негативных последствий нарушения требования о ее проведении; (г) сведения о праве собственности в государственном реестре не соответствуют действительности, ибо право собственности не всегда регистрируется по заключении сделки с недвижимостью; (д) рассредоточение государственной регистрации по различным инстанциям < 1> не позволяет не только установить момент возникновения права собственности, но и определить действия по проведению регистрации, а также совершить сделку в отношении усадьбы как единого объекта права, включающего земельный участок, жилой дом и иные строения на этом участке (ст. 381 ГК Украины).

--------------------------------

< 1> Регистрация сделок проводится нотариусами, регистрация прав на строения - бюро технической инвентаризации, а регистрация прав на земельные участки - территориальными органами Госкомзема.

 

Новый порядок устраняет государственную регистрацию договора и смещает акценты на регистрацию прав, вследствие чего (а) сведения государственного реестра будут соответствовать правам действительных собственников недвижимости; (б) норма о моменте возникновения права собственности становится императивной, что не позволяет изменить его в договоре; (в) есть все предпосылки для создания единого органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость и предоставления нотариусам доступа к государственному реестру для внесения в него сведений об удостоверенной сделке; (г) с учетом предыдущего пункта будут возможны сделки со сложными вещами, такими как усадьба.

Введение новой системы государственной регистрации прав сталкивается со многими сложностями, которые предстоит преодолеть.

Между тем и новая редакция Закона о регистрации прав на недвижимое имущество содержит противоречивые положения. Так, утверждается, что права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (ст. 3), и одновременно в ст. 2 государственная регистрация определяется как официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений этих прав путем внесения соответствующей записи в Единый реестр вещных прав на недвижимое имущество. Это может восприниматься как различные факты - возникновение, переход и прекращение права собственности и их подтверждение, хотя очевидно, что законодатель именно этого и стремился избежать, предлагая " наложение" этих фактов друг на друга с возникновением их единства.

Еще одно заслуживающее внимания замечание касается видов прав, подлежащих государственной регистрации. Из названия Закона о регистрации прав на недвижимое имущество следует, что он распространяется на вещные права, а также на их обременения.

Согласно Книге третьей ГК Украины вещными являются право собственности и права на чужие вещи - владение, сервитут, эмфитевзис и суперфиций. И если есть полная ясность в отношении необходимости регистрации последних двух прав, то подобное не скажешь по поводу владения и сервитутов (в особенности личных). Дело в том, что в ст. 4 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрено, что владения и сервитуты подлежат регистрации, хотя в действительности такие сведения в реестр не вносятся.

Не предвидится регистрация и в отношении прав членов семьи собственника на жилое помещение. Хотя в общем-то необходимости в такой регистрации нет, поскольку украинская судебная практика исходит из того, что члены семьи собственника не сохраняют своих вещных прав пользования жилым помещением в случае его продажи (например, вследствие обращения взыскания на заложенное имущество) или прекращения семейных отношений. Последнее считается основанием прекращения вещного права пользования членом семьи этим помещением со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 406 ГК Украины, в котором речь идет о прекращении обстоятельства, послужившего основанием для установления сервитута. Таков подход Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению уголовных и гражданских дел < 1>, основанный на ст. 40 Закона Украины от 5 июня 2003 г. N 898-IV " Об ипотеке", в соответствии с которой обращение взыскания на переданный в ипотеку жилой дом или жилое помещение является основанием для выселения всех жителей, за исключением нанимателей и членов их семей.

--------------------------------

< 1> Пункт 43 Постановления Пленума ВСС от 30 марта 2012 г. N 5 " О практике применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из кредитных правоотношений".

 

Также подлежат регистрации права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного пользования, урегулированные Хозяйственным и Земельным кодексами Украины и по своей природе являющиеся вещными правами.

Помимо названных прав подлежащими государственной регистрации признаются: право аренды земельного участка, право пользования (найма, аренды) строением или иными капитальными сооружениями, их отдельными частями, ипотека, доверительное управление имуществом. Права найма и аренды являются обязательственными, а ипотека - способом обеспечения исполнения обязательства < 1> (§ 6 гл. 49 ГК Украины). Доверительное же управление имуществом, будучи договорным правом, может повлечь за собой и возникновение права доверительной собственности < 2> (ч. 5 ст. 1033 ГК Украины).

--------------------------------

< 1> Хотя двойственность ее правовой природы отмечают многие исследователи.

< 2> Введение в законодательство Украины норм о доверительной собственности вызывает, как правило, негативную реакцию со стороны украинских цивилистов (см., например: Венедиктова И.В. Договор управления имуществом: Лекция в 2-х частях. Харьков: НУВС, 2004. С. 5 - 7). Однако имеются и противоположные позиции (см., например: Майданик Р.А. Проблемы доверительных отношений в гражданском праве. Киев, 2002. С. 147; Харченко Г.Г. Правовое регулирование деятельности трастовых компаний и доверительных обществ: сравнительно-правовой анализ: Дис.... канд. юрид. наук. Киев, 2004).

 

Таким образом, название Закона о регистрации прав на недвижимое имущество не соответствует сфере его регулирования, указанной в преамбуле, предусматривающей государственную регистрацию не только вещных, но и иных прав.

Следует указать также на особенности государственной регистрации прав при наследовании. Согласно ч. 1 ст. 1299 ГК Украины подлежит государственной регистрации право на наследство при условии, что в его состав входит недвижимость и что наследник принял наследство. А согласно ч. 2 этой же статьи право собственности на недвижимость возникает у наследника с момента государственной регистрации этого имущества. Важно отметить, что (а) в этих частях одной статьи речь идет о правах на различные объекты (наследство и недвижимость), хотя в ч. 2 ст. 1297 ГК говорится о " праве на наследство на недвижимость"; (б) недопустимо смешивать понятия " право на наследство" и " право на наследование"; (в) наследник помимо получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество (ст. 1297 ГК Украины) должен также зарегистрировать и свое право на него. Именно с последним фактом и связано возникновение у него права собственности.

Отдельно оговорить особенности государственной регистрации обременений и ограничений прав. В соответствии с ч. 1 ст. 577 ГК Украины залог недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных законом. В отличие от обязательной регистрации ипотеки, предусмотренной Законом о регистрации прав на недвижимое имущество, залог движимого имущества может быть зарегистрирован на основании заявления любой стороны договора залога (залогодержателя либо залогодателя) с внесением записи в Государственный реестр обременений движимого имущества (ч. 3 ст. 577 ГК Украины) в порядке, предусмотренном Законом от 18 ноября 2003 г. N 1255-IV " Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений". Значение государственной регистрации обременений таково: во-первых, она не сопряжена с действительностью (фактом заключения) сделки; во-вторых, регистрация наделяет соответствующее обременение действительностью в отношениях с третьими лицами; в-третьих, на основании регистрации устанавливается приоритет обременений. Зарегистрированное обременение имеет высший приоритет перед незарегистрированными обременениями (ст. ст. 12, 14 указанного Закона). Приоритет зарегистрированных обременений устанавливается согласно очередности их регистрации, за исключениями, определенными этим Законом.

4. Регистрация обязательственных прав. Такой вид регистрации также нашел место в украинском законодательстве, правда, он не распространен так, как регистрация вещных прав. В ст. 794 ГК Украины предусматривается государственная регистрация права пользования недвижимостью, возникающего на основании договора найма строения или иного капитального сооружения (его отдельной части), заключенного на срок не менее трех лет. Законом о регистрации прав на недвижимое имущество урегулирована такая регистрация.

5. Государственная регистрация интеллектуальных прав. В соответствии со ст. ст. 465, 475, 485, 489, 501 ГК Украины подлежат государственной регистрации имущественные права интеллектуальной собственности на изобретение, полезную модель, промышленный образец, компонование интегральной микросхемы, сорта растений, породы животных, коммерческое наименование, географическое обозначение. При этом с государственной регистрацией этих прав связано их возникновение у лица, определяемое датой, следующей за датой их государственной регистрации, при условии поддержания действительности этих прав в соответствии с законом. В ч. 1 ст. 485 ГК Украины речь идет о государственной регистрации не только имущественных прав интеллектуальной собственности, но и неимущественных прав на сорта растений и породы животных.

Имеет свои особенности и регистрация права на коммерческое наименование, которое согласно ч. 2 ст. 489 ГК Украины возникает с момента первого его использования и охраняется без обязательной подачи заявки на него или его регистрации и независимо от того, является ли коммерческое наименование частью торговой марки. Более того, в ч. 3 этой же статьи ГК Украины устанавливается возможность (а не обязательность) внесения сведений о коммерческом наименовании в реестры, порядок ведения которых устанавливается законом < 1>.

--------------------------------

< 1> До настоящего времени такой порядок законом не установлен.

 

6. Регистрация сделок. Государственной регистрации подлежат некоторые односторонние, двусторонние и многосторонние сделки.

Завещания, их отмена или внесение в них изменений регистрируются в Наследственном реестре в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины (ч. 4 ст. 1247, ч. 7 ст. 1254 ГК). Существует также Единый реестр доверенностей, который ведется на основании Положения, утвержденного Приказом Минюста Украины от 28 декабря 2006 г. N 111/5.

Как уже указывалось выше, с изменением законодательства Украины о регистрации прав на недвижимость договоры о приобретении (отчуждении) прав на недвижимость в скором времени регистрироваться не будут. Однако сохранилось требование об обязательной регистрации договора аренды жилья с выкупом (ч. 3 ст. 811 ГК Украины), а также сделки о замене кредитора в обязательстве, возникшем на основании сделки, подлежащей государственной регистрации (ч. 2 ст. 513 ГК Украины). Существует и специальное законодательство о регистрации некоторых видов внешнеэкономических договоров < 1>.

--------------------------------

< 1> Постановление Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2010 г. N 1254 " Некоторые вопросы заключения и регистрации внешнеэкономических контрактов" и др.

 

Могут регистрироваться договоры о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности, хотя регистрация ни лицензий, ни договоров (лицензионного, о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности, о передаче исключительных имущественных прав) не является обязательной. Она осуществляется по требованию лицензиара или лицензиата в порядке, установленном законом. Отсутствие государственной регистрации не влияет на действительность прав, предоставляемых лицензией или иным договором (ч. 1 ст. 1114 ГК Украины). В то же время факт передачи исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности, которые в соответствии с ГК Украины или иным законом являются действительными после их государственной регистрации, подлежит государственной регистрации (ч. 2 ст. 1114 ГК). Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации органом, осуществившим государственную регистрацию правовладельца. Если последний зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация такого договора осуществляется органом, зарегистрировавшим пользователя (ч. ч. 2 и 3 ст. 1118 ГК). Своеобразны также правила о последствиях государственной регистрации этого договора: если он был зарегистрирован, его стороны могут ссылаться на него в отношениях с третьими лицами (ч. 4 ст. 1118 ГК Украины).

Требуется также государственная регистрация наследственного договора в Наследственном реестре (ст. 1304 ГК Украины), представляющем собой электронную базу данных, которая содержит сведения о завещаниях, наследственных договорах, наследственных делах и выданных свидетельствах о праве на наследство (п. 1.1 Приказа Минюста Украины от 7 июля 2011 г. N 1810/5 " О наследственном реестре").

Что касается государственной регистрации многосторонних сделок, то можно коснуться таких из них, как учредительные < 1> договоры и договоры о совместной деятельности. Первые, будучи учредительными документами полного и коммандитного обществ, сами по себе не регистрируются (регистрируется само общество как юридическое лицо). Однако в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" подлежат регистрации внесенные в них изменения, в частности, связанные с изменением состава участников юридического лица (ч. 3 ст. 29). Это касается всех хозяйственных обществ, кроме акционерных.

--------------------------------

< 1> Ныне они называются учредительскими (ст. ст. 120, 134 ГК Украины).

 

Регистрация договора о совместной деятельности осуществляется в государственной налоговой службе путем принятия его участников на учет в связи с особенностями налогообложения (ст. 64.6 Налогового кодекса Украины).

7. Регистрация других юридических фактов. Помимо сделок регистрируются и иные юридические факты.

Согласно Закону Украины от 1 июля 2010 г. N 2398-VI " О государственной регистрации актов гражданского состояния" государственной регистрации подлежат: а) рождение физического лица и его происхождение; б) брак и его расторжение в случаях, предусмотренных законом; в) изменение имени; г) смерть (ч. 2 ст. 2). Сведения об этих фактах, а также об усыновлении, лишении и восстановлении родительских прав подлежат обязательному внесению в Государственный реестр актов гражданского состояния (ст. 3 названного Закона).

Широко представлена регистрация в сфере выпуска и оборота ценных бумаг. В соответствии с Законом Украины от 23 февраля 2006 г. N 3480-IV " О ценных бумагах и фондовом рынке" регистрацию выпуска акций осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) в установленном ею порядке. Оборот акций разрешается после регистрации ГКЦБФР отчета о результатах их размещения и выдачи свидетельства о регистрации выпуска акций (ч. 10 ст. 6 названного Закона). Аналогичным образом регистрируется выпуск облигаций предприятий (ч. 6 ст. 8 Закона). ГКЦБФР ведет Государственный реестр выпусков ценных бумаг (ст. 31 названного Закона).

Приведенные выше случаи государственной регистрации убедительно свидетельствуют о достаточном разнообразии государственных реестров, значении самой регистрации и сведений о ее проведении.

8. Последствия нарушения требований закона о государственной регистрации либо ее процедуры. Такие последствия нарушений немаловажны; их можно сгруппировать следующим образом.

1. В случае нарушения требований Закона об обязательной регистрации субъектов, прав, сделок или иных юридических фактов не наступают те юридически значимые последствия, на которые были направлены действия лиц. Так, без государственной регистрации юридическое лицо не может считаться созданным. Право собственности на недвижимость у лица не возникает, даже если выполнены все условия сделки по оплате и передаче имущества, а также если соблюдены требования к форме сделки. Сделка, требующая регистрации, в отсутствие таковой считается несовершенной (договор - незаключенным).

2. В случае пренебрежения регистрацией (при необязательном ее проведении) (а) лицо не приобретает тех преимуществ, которые предоставляет регистрация (например, при регистрации заклада); (б) последствия наступают только для сторон сделки (но не для третьих лиц) и стороны не вправе ссылаться на этот договор в отношениях с третьими лицами (к примеру, при договоре концессии).

3. Интересны последствия отчуждения именных ценных бумаг, в частности акций, без внесения соответствующих данных в реестр. Права на такие ценные бумаги переходят к приобретателю, а права из ценной бумаги - нет. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины от 10 декабря 1997 г. N 710/97-ВР " О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного оборота ценных бумаг в Украине" в случае отчуждения обездвиженных именных ценных бумаг право собственности переходит к новому собственнику с момента их зачисления на счет собственника у хранителя. Права из ценных бумаг (на участие в управлении, получение дохода и пр.) могут быть реализованы с момента внесения изменений в реестр собственников именных ценных бумаг.

4. Следствием весьма противоречивого соотношения требований о необходимости регистрации изменений учредительных документов юридических лиц, связанных с изменением состава их участников, и о моменте приобретения участником прав на часть в уставном капитале хозяйственного общества (ст. 147 ГК Украины) явилось разъяснение Верховного суда Украины. Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 24 октября 2008 г. N 13 лицо, которое приобрело долю в уставном капитале ООО или ОДО, осуществляет права и исполняет обязанности участника общества с момента возникновения права собственности на долю в уставном капитале. Несмотря на то что по сути Верховный суд так однозначно и не указал, каков же этот момент и связан ли он с регистрацией изменений в уставах этих обществ, судебная практика пошла по пути несвязанности момента возникновения у участника корпоративных прав и регистрации изменений устава. Тем самым, с одной стороны, удается объединить права на долю в уставном капитале и корпоративные права, поскольку первое возникает на основании договора и должно повлечь за собой второе. И кроме того, права лица, приобретшего долю участника, не поставлены в зависимость от желания или нежелания, возможности или невозможности участников собраться, внести изменения в устав и зарегистрировать их. Однако, с другой стороны, такой подход делает абсолютно неработающей норму о внесении в реестр данных об участниках юридических лиц, вследствие чего эти данные перестают соответствовать действительности.

5. Имеют место и нормы о недобросовестности действий, например эмиссии ценных бумаг. Согласно ч. 1 ст. 36 Закона Украины " О ценных бумагах и фондовом рынке" недобросовестной эмиссией ценных бумаг являются действия, нарушающие процедуру эмиссии, что является основанием для принятия решения об отказе в регистрации проспекта эмиссии и выпуска ценных бумаг, для приостановления открытого (публичного) их размещения. В ч. 2 этой статьи приводятся основания для признания эмиссии ценных бумаг недобросовестной.

6. Немало проблем связано с несоблюдением сторонами сделки требования о ее нотариальном удостоверении и государственной регистрации. Известно, что несоблюдение требования о нотариальном удостоверении сделки влечет за собой ее ничтожность (ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 220 ГК Украины). Однако имеется возможность реанимировать такую сделку, если суд признает наличествующими основания для этого (ч. 2 ст. 219, ч. 2 ст. 220 ГК Украины).

Если же сделка помимо нотариального удостоверения требует и государственной регистрации, то общепризнанным является вывод, согласно которому в отсутствие последней сделка считается несостоявшейся. Именно так толкуется норма ч. 1 ст. 210 ГК Украины о том, что такая сделка считается совершенной с момента ее государственной регистрации, а также норма ч. 3 ст. 640 ГК Украины, связывающая момент заключения договора не только с договоренностью сторон или с нотариальным удостоверением договора, но и с его государственной регистрацией, которая в настоящее время еще проводится.

Но тогда возникает двойной парадокс:

- если сделка нотариально не удостоверена, то она ничтожна, а если не зарегистрирована, то она не заключена;

- ничтожную сделку можно признать действительной, тогда как незаключенную - нельзя.

С учетом того, что все сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и государственной регистрации, нормы ч. 2 ст. 219 и ч. 2 ст. 220 ГК Украины оказались заблокированными. Верховный суд Украины признал, что решением суда стороны не могут обязываться осуществить государственную регистрацию сделки, так как это противоречит общим началам гражданского законодательства - свободе договора (п. 3 ч. 1 ст. 3 ГК Украины). Норма ч. 3 ст. 182 ГК о возможности обжалования в суд отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации, отказа от предоставления информации о регистрации применяется лишь в отношении действий (бездействия) органов, осуществляющих такую регистрацию.

В то же время Верховный суд Украины считает, что требование о признании сделки (договора) незаключенной не соответствует предусмотренным законом способам защиты гражданских прав и интересов, поэтому суды должны отказывать в иске с таким требованием.

Что касается реанимации сделки, то Верховный суд Украины толкует норму ч. 2 ст. 220 ГК Украины как не имеющую отношения и не применимую к сделкам, подлежащим нотариальному удостоверению и государственной регистрации, ибо момент их заключения согласно ст. ст. 210 и 640 ГК Украины связан с государственной регистрацией, поэтому такие сделки не считаются заключенными и не создают для сторон прав и обязанностей < 1>.

--------------------------------

< 1> Пункты 8 и 13 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 6 ноября 2009 г. N 9 " О судебной практике рассмотрения гражданских дел о признании сделок недействительными".

 

Данная позиция представляется далеко не бесспорной. Однако в отсутствие в ГК Украины нормы о последствиях несоблюдения требований о государственной регистрации сделок суды ориентировались на мнение Верховного суда Украины. С отменой государственной регистрации сделок отпадет и эта проблема, а с введением автоматического внесения сведений о праве собственности на недвижимое имущество при нотариальном удостоверении сделки устранится и зазор времени между заключением договора и возникновением права собственности.

Возникает ряд вопросов и в ситуациях, когда, напротив, сделка нотариально удостоверена, зарегистрирована, право собственности также зарегистрировано, а впоследствии оказывается, что имущество было отчуждено неуправомоченным отчуждателем и виндицируется собственником. При удовлетворении, в частности, иска о признании за лицом права собственности очевидна необходимость внесения соответствующих сведений в государственный реестр вещных прав. Однако регистрирующий орган считает, что решение суда о виндикации не является достаточным основанием для внесения соответствующей записи в реестр. Суд в решении не обязывает регистратора осуществлять такие действия, поскольку в исковых требованиях этого нет, а самого такого иска быть не может, так как он не предусмотрен ст. 16 ГК Украины. Казалось бы, ситуация надуманная, но тем не менее она нередко приводит в тупик и не позволяет лицам в полной мере защитить принадлежащее им право собственности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал