Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Съемка летнего пейзажа
Основным элементом летних пейзажей является зеленая растительность, имеющая самые различные 'оттенки зеленого цвета, и голубое небо. Кроме того, цветущие растения, яркие летние костюмы людей и прочее обогащают пейзаж самыми разными красками. Для воспроизведения этих разнообразных цветов на черно-белой фотографии необходимо передать их различными серыми тонами, соответствующими по своей светлоте хроматическим цветам натуры. Поэтому прежде всего летние пейзажи следует снимать на сенсибилизированных фотоматериалах. Сенсибилизированными материалами являются, ортохроматические, панхроматические и изопанхроматические негативные пластинки и пленки. Правильности цветопередачи на черно-белой фотографии способствует также применение светофильтров, которые, как правило, необходимо использовать при съемке летних пейзажей. В большинстве случаев применяют желтые светофильтры различных плотностей. Применение желтого светофильтра при съемке пейзажа приводит к некоторому высветлению зелени и притемнению неба, вследствие чего на небе отчетливо виден рисунок облаков. К этим возможностям светофильтров следует относиться с большим вниманием и использовать их в строгом соответствии с содержанием снимка, ибо плотные желтые фильтры дают своеобразный изобразительный эффект, меняя самый характер объекта съемки. Еще осторожнее следует применять оранжевые и красные фильтры, так как в этих случаях цвета объекта съемки претерпевают на фотоснимке еще большие изменения. Так, голубое небо при съемке с красным фильтром изображается как черное с ослепительно белыми облаками на нем, желтый песок при съемке с оранжевым фильтром передается белым и т. д. Изобразительные возможности съемки со светофильтром могут быть, конечно, широко использованы фотографом, но лишь в строгом подчинении тем смысловым и изобразительным задачам, которые стоят перед ним в данном конкретном случае. Следует также учитывать, что желтые, оранжевые и красные светофильтры увеличивают контраст изображения, что иногда приводит к исчезновению деталей в тенях. Объясняется это тем, что тени на натуре освещаются рассеянным светом неба, имеющим голубую цветность, тогда как освещенные стороны предметов отражают в объектив фотоаппарата желтые лучи прямого солнечного света. Светофильтры (желтые, оранжевые и красные), избирательно пропуская световой поток, целиком или частично поглощают голубые лучи. Вследствие этого тени как бы теряют свою освещенность и экспонируются с некоторой недодержкой. Очевидно, что чем глубже тени, тем меньше они отражают света, тем значительнее окажется действие светофильтра на проработку деталей в тенях. При съемке летних пейзажей большое значение имеют облака, они оживляют изображение, а их разнообразный характер может способствовать созданию определенного настроения в фотоснимке. Рисунок облаков в кадре зависит от примененного при съемке светофильтра. Так, при применении красных фильтров почти незаметные для глаза облака четко различаются на снимке. Четкие, рельефные облака можно фотографировать и без светофильтра. IIри точной экспозиции они хорошо проработаются на светочувствительном слое. Часто в летних пейзажах объектом изображения бывают водные поверхности: море, реки, пруды. Одной из технических задач в этих снимках является передача фактуры водной поверхности, что в большей степени зависит от направления падения солнечных лучей на эту поверхность по отношению к оптической оси съемочного объектива. Хорошие результаты дает освещение водных поверхностей боковым или контровым солнечным светом, образующим блики и рефлексы на воде. Передача на фотографии отражений в воде каких-либо предметов также способствует выявлению фактуры воды. При съемке летних пейзажей фотографу часто приходится встречаться с туманом и дымками, которые делают плохо различимыми отдаленные предметы. Мельчайшие частицы твердых или жидких веществ, образующих дымку, мешают прямолинейному распространению лучей света в воздухе. Лучи, сталкиваясь с этими частицами, многократно меняют свое направление, рассеиваются в воздухе. В большей степени подвергаются рассеянию коротковолновые синие и фиолетовые лучи. На длинноволновую часть спектра дымка оказывает значительно меньшее влияние. Туманы, состоящие из более крупных водяных капель, еще больше препятствуют прямолинейному распространению в воздухе всех видимых глазом лучей спектра, рассеивая их почти в одинаковой степени. Человек привык к явлению потери четкости очертаний отдаленных предметов, связывая обычно это явление с большими пространствами, с так называемой воздушной перспективой. Поэтому п при фотографировании такого рода дымки, если они не чрезмерно плотны, также способствуют передаче пространственности объекта съемки, создавая тот или другой определенный художественный эффект. При дымке снимать можно на панхроматических или изопанхроматических материалах с применением светофильтров. Следует учесть, что плотные желтые и тем более оранжевые или красные фильтры в той или иной степени уменьшают дымку на изображении, поэтому они должны использоваться в соответствии с изобразительными замыслами фотографа. Чем меньшей будет оптическая плотность светофильтра, тем заметнее будет дымка на фотоснимке. Для целого ряда специальных целей бывает необходимым получить на фотоснимке возможно более четкую передачу дали. В настоящее время созданы специальные сорта фотографических эмульсий, которые позволяют производить съемку через дымку и получать ясные, четкие снимки отдаленных предметов даже в тех случаях, когда эти предметы скрыты от глаз дымкой. Фотографирование сквозь дымку основано па том, что в состав лучистой энергии, отражаемой любым освещаемым предметом, исходят не только видимые световые лучи, но и лучи больших длин волн, невидимые глазом, так называемые инфракрасные или тепловые. Специальные негативные материалы, называемые инфрахром, дополнительно очувствлены к инфракрасным лучам, которые обладают способностью проходить сквозь дымку без рассеяния или с очень малым рассеянием. Съемка на инфрахроме ведется через очень плотный красный или специальный светофильтр, не пропускающий лучей видимого спектра. Инфрахром выпускают нескольких типов, которые различаются по их чувствительности к инфракрасным лучам различных длин волн. Чем больше длина волны инфракрасных лучей, тем легче они проходят сквозь дымку; таким образом, чем плотнее дымка, тем к большей длине волны инфракрасных лучей должна быть чувствительна фотографическая эмульсия. Современные инфрахроматические материалы позволяют фотографировать объекты, находящиеся на несколько сот километров от точки съемки (например, съемка с самолета). Инфрахром применяется также для съемки в темноте, причем могут быть получены фотографии предметов как излучающих, так и отражающих тепловые лучи. Эти лучи, попадая через объектив съемочного аппарата на чувствительный к ним негативный материал, образуют на нем скрытое изображение, обрабатываемое в обычных проявляющих растворах. Фотографическая обработка ннфрахрома производится или в полной темноте, или при очень плотном зеленом светофильтре. Обычный красный фильтр в этом случае непригоден, так как он пропускает световые лучи, к которым чувствителен инфрахром. Чисто пейзажную съемку на инфрахроме вести не следует, так как цветочувствительность этого материала и красный светофильтр, через который ведется съемка, приводят к резкому искажению на фотоснимке цветов объекта съемки. Небо в этих случаях получается совершенно черным, зелень деревьев, отражающая очень большое количество инфракрасных лучей, получается почти белой, деревья выглядят покрытыми снегом.
|