Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедура исполнения постановлений, вынесенного Европейским Судом по правам человека.
Россия более чем 10 лет назад признала юрисдикцию ЕСПЧ и за последние 5 лет указанный орган вынес в отношении нашей страны более 700 постановлений, имеющих обязательный характер. Специфика исполнения постановлений ЕСПЧ в части мер общего характера обусловлена особенностями самих этих постановлений: 1) Планирование и определение мер общего характера, которые необходимо предпринять во исполнение постановления ЕСПЧ, относится к компетенции властей конкретной страны. 2) В своем постановлении ЕСПЧ рассматривает конкретную ситуацию, возникшую в связи с действиями или бездействием государства и его органов и должностных лиц, и оценивает эту ситуацию с точки зрения ее соответствия или не соответствия стандартам реализации и защиты прав и свобод, закрепленных в Конвенции. Государство обязано обеспечить реализацию конвенционных прав и свобод на своей территории. Таким образом, исполнение постановлений ЕСПЧ в части мер общего характера - это деятельность, нацеленная на повышение уровня защиты и реализации конвенционных прав и свобод путем устранения и профилактики нарушений, аналогичных тем, которые отметил ЕСПЧ в конкретном решении. 3) В каждом постановлении ЕСПЧ и оценивает конкретную ситуацию с точки зрения соответствия или не соответствия стандартам защиты и реализации прав и свобод, закрепленных в Конвенции. Государство должно самостоятельно проанализировать проблему, зафиксированную в постановлении ЕСПЧ, и оценить, есть ли необходимость в принятии мер общего характера. 4) ЕСПЧ, являясь судебным органом, рассматривающим индивидуальные дела, не проводит общей оценки правовой системы страны и организации работы государственных институтов с точки зрения их способности обеспечить должный уровень реализации и защиты прав и свобод человека. Установление причин, приводящих к системным нарушениям, таким образом, становится одной из задач государства в рамках исполнения постановлений ЕСПЧ. 5) ЕСПЧ оценивает конкретную ситуацию не с точки зрения соблюдения или нарушения национальных законов, а с точки зрения практической реализации прав и свобод. По этой причине целью процесса исполнения постановлений ЕСПЧ становится устранение нарушений Конвенции на практике, а не только с формальной точки зрения. 6) Ориентация на практические изменение ситуации с защитой и реализацией того или иного права или свободы также подразумевает, что процесс исполнения постановлений ЕСПЧ в части мер общего характера не может ограничиваться принятием решений на высшем уровне государственного управления, а требует реализации этих решений в действиях должностных лиц и государственных органов на низовом уровне. 7) Необходимость добиться изменений на практике объясняет существование единственного конкретного требования органов Совета. Европы к государству в связи с исполнением любого постановления ЕСПЧ. Информирование должностных лиц государства о содержании постановлений ЕСПЧ, вынесенных в отношении этого государства. Исполнение постановлений ЕСПЧ является международно-правовой обязанностью государства. Из этого вытекает несколько характеристик процесса исполнения: 1) Международное право рассматривает государство как единого целостного субъекта. Исполнение постановлений ЕСПЧ предполагает деятельность государственных органов и должностных лиц. 2) В то время как представление интересов государства в ЕСПЧ, скорее, относился к действиям государства на международной арене, принятие мер общего характера в рамках исполнения постановлений ЕСПЧ - это деятельность внутри страны. 3) О существовании обязанности исполнять постановления ЕСПЧ в части мер общего характера осведомлена как минимум часть государственных органов и должностных лиц в силу того, что эти обязанности были приняты страной волевым решением. 4) На национальном уровне между различными государственными органами существует разграничение компетенции по сферам, за регулирование и управление которыми они отвечают, а также по функциям, которые они исполняют. Притом, что исполнение постановлений ЕСПЧ в части мер общего характера может отличаться большим разнообразием, 1) Установление необходимости принятия мер общего характера в связи с конкретным постановлением ЕСПЧ. 2) Определение целей исполнения конкретного постановления ЕСПЧ в части мер общего характера. 3) Установление задач исполнения постановления ЕСПЧ в части мер общего характера. 4) Определение круга мер по достижению нового стандарта реализации права или свободы. 5) Определение ответственных и распределение между ними обязанностей по реализации конкретных мер. 6) Реализация мер на высшем и низшем уровнях. 7) Координация действий по принятию мер общего характера. 8) Мониторинг исполнения одобренных мер общего характера и их влияния на реализацию того или иного права или свободы. 9) Коррекция мер общего характера. 10) Диалог с Комитетом Министров.
|