Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребности. Поступающую извне информацию организм «процеживает» через «сито» актуальных потребностей [18, 19, 20].
Поступающую извне информацию организм «процеживает» через «сито» актуальных потребностей [18, 19, 20]. Известный русский учёный, академик, наш современник П. В. Симонов определяет потребность как «избирательную зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития; источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире». Симонов настаивает на том, что потребности регулируют поведение человека. Он разработал потребностно-информационную теорию организации поведения человека. Поведение Симонов рассматривает «как форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность» [18 стр. 21]. Удовлетворение или не удовлетворение потребности сопровождается (обслуживается) эмоциями. Эмоцию, в свою очередь, он определяет как «отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» [20, стр. 21]. Мотивацию, в связи с этим, Симонов рассматривает как «физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению». Он называет мотивацию «опредмеченной потребностью» [20, стр. 21]. Необходимо отличать потребность от эго-влечения. Потребность - это понятие биологической необходимости и достаточности. Тогда как понятие эго-влечения включает компонент психологической зависимости от потребности (ее удовлетворения), когда на потребность одной группы (например, потребность в пище) возлагается несвойственная ей функция (например, психологической защиты). «Эго-влечение, или страсть, есть потребность доставлять себе удовольствие (человек возлюбил себя)» [7, стр. 553]. Стремление удовлетворять потребность так, чтобы получить дополнительное удовольствие, так сказать сверхприбыль, чем-то напоминает воровство. Не просто насытить чрево, удовлетворив голод, но насытить его вкусненько, изысканно, необычными и недоступными для других продуктами - «знай наших», — чтобы потом, при случае вскользь упомянуть об этом в «нужном месте» и «в нужное время». Другими словами, на уровне биологических потребностей постараться заглушить (но не удовлетворить) «голод по признанию» (потребности социальной группы), «голод по красоте», «голод по новизне» (потребности идеальной группы) и т. д. Исходными, самостоятельными по происхождению и базисными по своим характеристикам, П. В. Симонов определил три группы потребностей. Первая группа - биологические потребности, «призванные обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе»; здесь же - «и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий путь к достижению своих целей» [18, стр. 10]. Вторая группа — потребности социальные «в узком и собственном смысле слова» (поскольку социально опосредованы все побуждения человека). Включают потребность принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное (не обязательно лидирующее) место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Многообразие социальных потребностей делится на две основные разновидности: на потребности «для себя», осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права, и «для других», осознаваемые субъектом как обязанности. «Исторически детерминированное соотношение прав и обязанностей получает отражение в сознании субъекта в качестве понятия о справедливости, весьма различного у представителей той или иной общественной группы. Потребности " для себя" и " для других" образуют сложнейший диалектически противоречивый сплав. С одной стороны, если человек может любить только других, он вообще не способен любить (американский психолог Э. Фромм), но, с другой - человек ощущает смысл и цель собственной жизни, когда сознает, что нужен другим (С. Цвейг). В последнем случае деятельность для других оборачивается деятельностью для себя. Не случайно самым счастливым опыт превозносит того, кто принес счастье наибольшему количеству людей» [18, стр. I ]]. Эрик Берн, известный американский психиатр, анализируя процесс общения между людьми, отмечал, что «без физического контакта с другими людьми младенцы отстают в развитии и могут даже погибнуть» [2, стр. 5]. Более того, экспериментальные наблюдения над взрослыми людьми позволяют ему говорить о том, «что сенсорная депривация может стать причиной временных психических нарушений или психоза. Так длительное одиночное заключение вызывает страх даже у людей, способных вынести тяжелые физические наказания». «Возможно, что в биологическом аспекте эмоциональная и сенсорная депривации часто влекут за собой органические изменения или создают предпосылки для их появления» [2, стр. 6]. «Напрашивается вывод о наличии биологической цепочки, которая ведет от сенсорной и эмоциональной депривации через апатию к дегенерации и смерти» [2, стр. 6]. «Базовый принцип теории игр заключается в следующем: любое общение полезнее и выгоднее для людей, чем его отсутствие. Этот принцип был доказан в ходе экспериментов над крысами - физические контакты оказывали благоприятное воздействие не только на физическое и эмоциональное развитие подопытных, но даже на биохимические процессы в мозгу и сопротивляемость организма лейкемии. Важно отметить, что ласковое обращение и болезненный электрошок одинаково благотворно влияли на здоровье подопытных животных» [2, стр. 8]. Эрик Берн, признанный знаток психологии человеческих взаимоотношений, опираясь на результаты своих экспериментов и ежедневных наблюдений, настаивает на том, что «сенсорный и структурный голод, как и потребность в признании, может удовлетворить только подлинная близость» [2, стр. 11]. Поэтому, основным условием, обеспечивающим длительное общение людей по типу не «игры», но «близости», является взаимопонимание. Счастье - это когда тебя понимают. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Здесь же — потребность к упорядочиванию предметов и явлений действительности. К идеальным потребностям Симонов относит и потребность в гармонии и красоте. Все потребности «в зависимости от их силы делятся на потребности сохранения и развития (потребности " нужды" и " роста" по терминологии англоязычных авторов)...Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм; потребности развития превышают норму» [18, стр. 10-12]. Кроме основных потребностей, Симонов выделяет две вспомогательные. Потребность в вооруженности: «мотивация компетентности, стремление к совершенствованию своих двигательных координации, позднее трансформирующаяся в стремление к мастерству, развитию способностей, накоплению сил, средств и знаний, стремление контролировать внешнюю среду». И потребность преодоления препятствий «на пути удовлетворения какой-либо иной потребности, первично инициировавшей поведение (биологической, социальной, идеальной), называемая волей» [18, стр. 13-15]. Что касается потребностей идеальной группы, то сами собой они обычно удовлетворяются только в очень малых пределах. Эти пределы нужно расширять воспитанием, чтобы человек стал человеком. Если организм не имеет возможности или способности удовлетворять какие-либо потребности любой из групп, он неизбежно разрушается, и тем сильнее, чем длительнее ситуация неудовлетворенности и моложе организм. Таким образом, возникает «голод по признанию» (соц. потребности), «голод по гармонии и красоте», «голод по упорядочиванию явлений и предметов действительности», «голод по новизне» (идеальные потребности).
|