Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности. Поступающую извне информацию организм «процеживает» через «сито» актуальных потребностей [18, 19, 20].






Поступающую извне информацию организм «процеживает» через «сито» актуальных потребностей [18, 19, 20].

Известный русский учёный, академик, наш современник П. В. Си­монов определяет потребность как «избирательную зависимость жи­вых организмов от факторов внешней среды, существенных для само­сохранения и саморазвития; источник активности живых систем, по­буждение и цель их поведения в окружающем мире». Симонов настаи­вает на том, что потребности регулируют поведение человека. Он раз­работал потребностно-информационную теорию организации поведе­ния человека.

Поведение Симонов рассматривает «как форму жизнедеятель­ности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющу­юся у организма потребность» [18 стр. 21]. Удовлетворение или не удовлетворение потребности сопровождается (обслуживается) эмо­циями.

Эмоцию, в свою очередь, он определяет как «отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного ин­дивидуального опыта» [20, стр. 21].

Мотивацию, в связи с этим, Симонов рассматривает как «физио­логический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению». Он называет мотивацию «опредмеченной потребностью» [20, стр. 21].

Необходимо отличать потребность от эго-влечения. Потребность - это понятие биологической необходимости и достаточности. Тогда как понятие эго-влечения включает компонент психологической зави­симости от потребности (ее удовлетворения), когда на потребность одной группы (например, потребность в пище) возлагается несвой­ственная ей функция (например, психологической защиты). «Эго-влечение, или страсть, есть потребность доставлять себе удо­вольствие (человек возлюбил себя)» [7, стр. 553]. Стремление удов­летворять потребность так, чтобы получить дополнительное удоволь­ствие, так сказать сверхприбыль, чем-то напоминает воровство. Не просто насытить чрево, удовлетворив голод, но насытить его вкус­ненько, изысканно, необычными и недоступными для других продук­тами - «знай наших», — чтобы потом, при случае вскользь упомянуть об этом в «нужном месте» и «в нужное время». Другими словами, на уровне биологических потребностей постараться заглушить (но не удовлетворить) «голод по признанию» (потребности социальной группы), «голод по красоте», «голод по новизне» (потребности иде­альной группы) и т. д.

Исходными, самостоятельными по происхождению и базисными по своим характеристикам, П. В. Симонов определил три группы потреб­ностей.

Первая группа - биологические потребности, «призванные обеспе­чить индивидуальное и видовое существование человека, принадле­жащего живой природе»; здесь же - «и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий путь к дос­тижению своих целей» [18, стр. 10].

Вторая группа — потребности социальные «в узком и собственном смысле слова» (поскольку социально опосредованы все побуждения человека). Включают потребность принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное (не обязательно лидирующее) место, пользоваться привязанностью и вниманием окру­жающих, быть объектом их уважения и любви.

Многообразие социальных потребностей делится на две основные разновидности: на потребности «для себя», осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права, и «для других», осознаваемые субъек­том как обязанности. «Исторически детерминированное соотношение прав и обязанностей получает отражение в сознании субъекта в каче­стве понятия о справедливости, весьма различного у представителей той или иной общественной группы. Потребности " для себя" и " для других" образуют сложнейший диалектически противоречивый сплав. С одной стороны, если человек может любить только других, он вооб­ще не способен любить (американский психолог Э. Фромм), но, с дру­гой - человек ощущает смысл и цель собственной жизни, когда созна­ет, что нужен другим (С. Цвейг). В последнем случае деятельность для других оборачивается деятельностью для себя. Не случайно самым счастливым опыт превозносит того, кто принес счастье наибольшему количеству людей» [18, стр. I ]].

Эрик Берн, известный американский психиатр, анализируя процесс общения между людьми, отмечал, что «без физического контакта с другими людьми младенцы отстают в развитии и могут даже погиб­нуть» [2, стр. 5]. Более того, экспериментальные наблюдения над взрослыми людьми позволяют ему говорить о том, «что сенсорная депривация может стать причиной временных психических наруше­ний или психоза. Так длительное одиночное заключение вызывает страх даже у людей, способных вынести тяжелые физические наказа­ния». «Возможно, что в биологическом аспекте эмоциональная и сен­сорная депривации часто влекут за собой органические изменения или создают предпосылки для их появления» [2, стр. 6]. «Напрашива­ется вывод о наличии биологической цепочки, которая ведет от сен­сорной и эмоциональной депривации через апатию к дегенерации и смерти» [2, стр. 6]. «Базовый принцип теории игр заключается в сле­дующем: любое общение полезнее и выгоднее для людей, чем его отсутствие. Этот принцип был доказан в ходе экспериментов над кры­сами - физические контакты оказывали благоприятное воздействие не только на физическое и эмоциональное развитие подопытных, но даже на биохимические процессы в мозгу и сопротивляемость орга­низма лейкемии. Важно отметить, что ласковое обращение и болез­ненный электрошок одинаково благотворно влияли на здоровье под­опытных животных» [2, стр. 8].

Эрик Берн, признанный знаток психологии человеческих взаимо­отношений, опираясь на результаты своих экспериментов и еже­дневных наблюдений, настаивает на том, что «сенсорный и структур­ный голод, как и потребность в признании, может удовлетворить толь­ко подлинная близость» [2, стр. 11]. Поэтому, основным условием, обеспечивающим длительное общение людей по типу не «игры», но «близости», является взаимопонимание. Счастье - это когда тебя по­нимают.

Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, позна­ния смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет от­крытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколени­ям. Познавая действительность человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Здесь же — потребность к упорядочиванию предметов и явлений действительно­сти. К идеальным потребностям Симонов относит и потребность в гармонии и красоте.

Все потребности «в зависимости от их силы делятся на потребно­сти сохранения и развития (потребности " нужды" и " роста" по терми­нологии англоязычных авторов)...Потребности сохранения удовле­творяются в пределах норм; потребности развития превышают норму» [18, стр. 10-12].

Кроме основных потребностей, Симонов выделяет две вспомога­тельные. Потребность в вооруженности: «мотивация компетентности, стремление к совершенствованию своих двигательных координации, позднее трансформирующаяся в стремление к мастерству, развитию способностей, накоплению сил, средств и знаний, стремление контро­лировать внешнюю среду». И потребность преодоления препятствий «на пути удовлетворения какой-либо иной потребности, первично инициировавшей поведение (биологической, социальной, идеальной), называемая волей» [18, стр. 13-15].

Что касается потребностей идеальной группы, то сами собой они обычно удовлетворяются только в очень малых пределах. Эти пределы нужно расширять воспитанием, чтобы человек стал человеком.

Если организм не имеет возможности или способности удовле­творять какие-либо потребности любой из групп, он неизбежно разру­шается, и тем сильнее, чем длительнее ситуация неудовлетворенности и моложе организм. Таким образом, возникает «голод по признанию» (соц. потребности), «голод по гармонии и красоте», «голод по упоря­дочиванию явлений и предметов действительности», «голод по новиз­не» (идеальные потребности).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал