![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инстинкты. Кроме того, организуя совместную деятельность, нельзя было не учитывать ведущий базовый инстинкт в структуре личности ребёнка
Кроме того, организуя совместную деятельность, нельзя было не учитывать ведущий базовый инстинкт в структуре личности ребёнка. Концепцию инстинктов разработал В. И. Гарбузов - психоневролог, психолог, профессор кафедры психотерапии, автор многих книг и научных статей, касающихся этиопатогенеза, клиники, диагностики и терапии психосоматических заболеваний и неврозов. Он выделяет семь инстинктов человека: I — самосохранения, II — продолжения рода, III — альтруизма. IV — исследования. V — доминирования, VI — свободы, VII — сохранения достоинства. «Инстинкты человека проявляют себя через неосознаваемую сферу психики, где царствуют в самых её глубинах, образуя первый слой содержания бессознательного» [6, стр. 23]. «Степень выраженности каждого из инстинктов у различных людей различна. Один из инстинктов доминирует. Доминирующий инстинкт, а им может быть любой из семи, определяет предпосылки врождённого призвания человека, тенденции основной, доминирующей ценности в его смысле жизни. Речь идёт о чрезвычайно важном обстоятельстве. Есть врождённое призвание человека, и тот, кто не реализует его. неизбежно впадает в психосоматическую дезадаптацию» [6. стр.29]. В своей работе с детьми (по возможности) я стараюсь учитывать ведущие инстинкты. Это помогает мне расставлять правильные акценты при организации совместной деятельности. И, как показали мои наблюдения, ведущим в структуре личности Саши был исследовательский инстинкт. Потребности в познании и новизне для мальчика оказались самыми сильными, самыми насущными. И это стало для меня одним из отправных моментов нашей работы. Только ситуации исследования могли обеспечить интерес мальчика к миру вообще и ко мне в частности. Только удовлетворяя, насыщая эту потребность в новом знании можно было сохранить доверие Саши и вызвать его активный интерес к жизни, к происходящему «здесь и сейчас». При анализе вышеприведенного материала, выяснилось, что передо мной стоят следующие ЗАДАЧИ: 1) вызвать доверие друг к другу в совместной деятельности; 2) вызвать интерес друг к другу в совместной деятельности; 3) вызвать у ребёнка желание смотреть в глаза взрослому при общении с ним; 4) вызвать у ребёнка желание откликаться на зов взрослого; 5) научить ребёнка произвольно концентрировать и направлять взгляд в нужное место, выделять единичный предмет из окружающего пространства; 6) обеспечить ребёнку переживание различных, положительных эмоций; 7) развивать телесность: обеспечить переживание многообразных непосредственных ощущений; научить контролировать движения; развивать тонкую моторику лицевых мышц и глаз; 8) обеспечить переживание «слаженности действий во времени»; 9) обеспечить переживание планирования и порядка; 10) обеспечить ритмизацию тела, освоение ритма телом; 11) обеспечить ритмизацию текста; 12) наполнить обучающую среду танцевальным, песенным и инструментальным музицированием; 13) инициировать активное, свободно организованное самовыражение; 14) стимулировать поисковую активность; 15) обеспечить ребёнку переживание различных, контрастных ощущений; 16) обеспечить строгое соблюдение правил, обозначение границ. При выполнении поставленных задач необходимо было руководствоваться следующими ПРИНЦИПАМИ: • «идти от ребёнка», всю работу строить, исходя из его потребностей; • учитывать законы развития; • предоставлять учебно-воспитательный материал, располагая его «от простого к сложному».
|