![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава IV. РЕЗУЛЬТАТЫ
Наши занятия проходили на протяжении трёх летних месяцев, пять дней в неделю. Музыкальные занятия (танцы и игра на музыкальных инструментах) - два или три (по обстоятельствам) раза в неделю. Положительные изменения появились практически сразу же, с первых занятий. I. Прежде всего следует отметить, что Саша стал более спокойным и внимательным к окружающему пространству и людям. Он научился откликаться на зов и смотреть туда, куда ему предлагали; концентрировал и произвольно направлял взгляд. Научился терпеть и ждать. 2. Стал обходиться без соски. Если утро было наполнено разнообразной деятельностью и богато новыми впечатлениями, то Саша довольно-таки легко и быстро засыпал днём, что, безусловно, следует рассматривать как положительный результат. Последнее время в моей практике всё чаще встречаются случаи отказа детей от дневного сна. Родители обычно не усматривают в этом какой-либо опасности, но я настаиваю на том, что мириться с отсутствием дневного сна у дошкольников нельзя. Я категорически считаю, что нежелание детей спать днём свидетельствует о психофизиологическом напряжении, патогенную причину которого необходимо выяснять, а не рассматривать эту ситуацию как свидетельство одарённости ребёнка. Одной из причин проблемы засыпания я считаю «неритмизованное тело», неумение ребёнка синхронизировать свои биологические ритмы с ритмами окружающего мира. 3. Саша физически окреп. Выпрямился, расправил плечи. Стал меньше суетиться. Научился правильно шагать вниз по лестнице. Улучшилась координация бега, ходьбы, лазанья и броска. По моим наблюдениям, когда человек приобретает «смысловой стержень своей жизни», у него распрямляется позвоночник и расправляются плечи. Специальными физическими упражнениями с Сашей мы не занимались. Основной акцент всех наших занятий был направлен на исследовательскую, творческую деятельность и ритмизацию тела. Другими словами, на смысловую деятельность данной зрелости. Улучшения физического состояния мальчика явились побочным, сопутствующим эффектом. 4. Появилось четко выраженное чувство порядка и последовательности. Саша не переходил к другому виду деятельности прежде, чем не заканчивал предыдущую. Например, когда мы приходили с прогулки, мы мыли руки. Играть с водой всегда нравилось Саше, поэтому он ещё оставался возиться с водой, переливая её из стакана в стакан, в то время как я начинала готовить инструменты к музыкальному занятию. Я специально не звала его, а включала запись наших танцев: мне хотелось определить, как отреагирует Саша на звуки музыки. Услышав знакомую музыку, мальчик поспешно бросал своё занятие и бежал ко мне в другую комнату. Но на полпути останавливался, возвращался к раковине, выключал воду, убирал стаканы на место, вытирал руки и только после этого прибегал ко мне. Со временем он стал сначала прибирать своё «рабочее место» и только потом бежал ко мне. Музыкальные инструменты у нас всегда лежали в определённом порядке отдельно от магнитофона, в другой части комнаты. Когда я меняла кассету или искала запись следующего танца, Саша стоял рядом, смотрел и терпеливо ждал. Узнав музыку, бежал к инструментам, выбирал тот. с которым мы танцевали именно этот танец, и направлялся ко мне. Но если случайно, от неловкого движения что-то падало на пол, Саша обязательно возвращался, чтобы поднять это и аккуратно положить на место. И потом уже не бежал ко мне, но шёл, оглядываясь на инструменты, контролируя ситуацию. Кроме того, Саша стал внимательно контролировать, какие вещи и в какой последовательности надеты на нём. И сердился, когда этот порядок нарушался, требовал восстановить его. 5. В наших танцах Саша совершенно самостоятельно в нужном месте правильно исполнял нужный ритм, иногда довольно сложный, синкопированный. Он часто стал сопровождать свою деятельность какими-нибудь напевами. И я думаю, что именно поэтому он стал расширять свой словарный запас. 6. На развитие речевой функции, безусловно, повлияло общее музыкальное развитие ребёнка. Саша осваивал интонацию голосом и движением. Саша стал петь, играть на музыкальных инструментах самостоятельно организуя эту деятельность, часто вовлекая в неё других людей: детей и взрослых. 7. Саша заговорил. Теперь, если ему что-то нужно было сказать, он прежде обращается к слову и только потом к жесту. Данный опыт совершенно определённо показывает, что рекомендации некоторых специалистов не «понимать» «речь» ребёнка, выраженную жестами, и не реагировать на неё в качестве стимуляции, активизации речевой функции (мама Саши получала такие рекомендации), крайне ошибочны и вредны. Потому что, при этом теряется доверие ребёнка взрослому, ребёнок «закрывается», что совершенно недопустимо. Кроме того, в этом случае не происходит ритмизации тела, без которой невозможно развитие речевой функции и мышления вообще. Ещё более вредной рекомендацией (мама Саши её тоже получала) я считаю «холдинг» (от англ. hold «удерживать»). Мама должна удерживать ребёнка на коленях, смотреть ему в глаза и говорить о своей к нему любви. Протесты ребёнка следовало не замечать и продолжать говорить о любви. Это ребёнку в зрелости, в возрасте «неполного понимания слов», тогда, когда мир познаётся через ощущения, телом и эмоциями?! В таком случае ребёнок в ощущениях получает эмоционально ярко окрашенный пример явной нелюбви мамы, явного враждебного её отношения к нему: мама его не слышит и не хочет понимать - значит, не любит. 8. Саша стал больше доверять взрослым, лучше реагировать на совместную деятельность. Научился выслушивать рекомендации и предложения взрослых, рассматривать их, соответственно реагируя. Саша стал «подпускать» к себе взрослых. 9. Постепенно мы смогли включать в свои занятия ролевые и пальчиковые игры. Таким образом, был открыт путь к дальнейшему развитию. В заключение хочу подчеркнуть ещё раз: основные подвижки в развитии ребёнка начались благодаря нашим танцам. Овладение ритмом явилось ключом в решении проблем развития.
|