Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. РЕЗУЛЬТАТЫ






Наши занятия проходили на протяжении трёх летних месяцев, пять дней в неделю. Музыкальные занятия (танцы и игра на музыкальных инструментах) - два или три (по обстоятельствам) раза в неделю. По­ложительные изменения появились практически сразу же, с первых занятий.

I. Прежде всего следует отметить, что Саша стал более спокойным и внимательным к окружающему пространству и людям. Он научился откликаться на зов и смотреть туда, куда ему предлагали; концентри­ровал и произвольно направлял взгляд. Научился терпеть и ждать.

2. Стал обходиться без соски. Если утро было наполнено разнооб­разной деятельностью и богато новыми впечатлениями, то Саша до­вольно-таки легко и быстро засыпал днём, что, безусловно, следует рассматривать как положительный результат.

Последнее время в моей практике всё чаще встречаются случаи от­каза детей от дневного сна. Родители обычно не усматривают в этом какой-либо опасности, но я настаиваю на том, что мириться с отсутст­вием дневного сна у дошкольников нельзя. Я категорически считаю, что нежелание детей спать днём свидетельствует о психофизиологиче­ском напряжении, патогенную причину которого необходимо выяс­нять, а не рассматривать эту ситуацию как свидетельство одарённости ребёнка. Одной из причин проблемы засыпания я считаю «неритмизо­ванное тело», неумение ребёнка синхронизировать свои биологические ритмы с ритмами окружающего мира.

3. Саша физически окреп. Выпрямился, расправил плечи. Стал меньше суетиться. Научился правильно шагать вниз по лестнице. Улучшилась координация бега, ходьбы, лазанья и броска.

По моим наблюдениям, когда человек приобретает «смысловой стержень своей жизни», у него распрямляется позвоночник и расправ­ляются плечи. Специальными физическими упражнениями с Сашей мы не занимались. Основной акцент всех наших занятий был направ­лен на исследовательскую, творческую деятельность и ритмизацию тела. Другими словами, на смысловую деятельность данной зрелости. Улучшения физического состояния мальчика явились побочным, сопутствующим эффектом.

4. Появилось четко выраженное чувство порядка и последователь­ности. Саша не переходил к другому виду деятельности прежде, чем не заканчивал предыдущую. Например, когда мы приходили с прогул­ки, мы мыли руки. Играть с водой всегда нравилось Саше, поэтому он ещё оставался возиться с водой, переливая её из стакана в стакан, в то время как я начинала готовить инструменты к музыкальному занятию. Я специально не звала его, а включала запись наших танцев: мне хоте­лось определить, как отреагирует Саша на звуки музыки. Услышав знакомую музыку, мальчик поспешно бросал своё занятие и бежал ко мне в другую комнату. Но на полпути останавливался, возвращался к раковине, выключал воду, убирал стаканы на место, вытирал руки и только после этого прибегал ко мне. Со временем он стал сначала при­бирать своё «рабочее место» и только потом бежал ко мне.

Музыкальные инструменты у нас всегда лежали в определённом порядке отдельно от магнитофона, в другой части комнаты. Когда я меняла кассету или искала запись следующего танца, Саша стоял ря­дом, смотрел и терпеливо ждал. Узнав музыку, бежал к инструмен­там, выбирал тот. с которым мы танцевали именно этот танец, и на­правлялся ко мне. Но если случайно, от неловкого движения что-то падало на пол, Саша обязательно возвращался, чтобы поднять это и аккуратно положить на место. И потом уже не бежал ко мне, но шёл, оглядываясь на инструменты, контролируя ситуацию.

Кроме того, Саша стал внимательно контролировать, какие вещи и в какой последовательности надеты на нём. И сердился, когда этот по­рядок нарушался, требовал восстановить его.

5. В наших танцах Саша совершенно самостоятельно в нужном месте правильно исполнял нужный ритм, иногда довольно сложный, синкопированный. Он часто стал сопровождать свою деятельность ка­кими-нибудь напевами. И я думаю, что именно поэтому он стал рас­ширять свой словарный запас.

6. На развитие речевой функции, безусловно, повлияло общее му­зыкальное развитие ребёнка. Саша осваивал интонацию голосом и движением. Саша стал петь, играть на музыкальных инструментах са­мостоятельно организуя эту деятельность, часто вовлекая в неё других людей: детей и взрослых.

7. Саша заговорил. Теперь, если ему что-то нужно было сказать, он прежде обращается к слову и только потом к жесту.

Данный опыт совершенно определённо показывает, что рекоменда­ции некоторых специалистов не «понимать» «речь» ребёнка, выражен­ную жестами, и не реагировать на неё в качестве стимуляции, активи­зации речевой функции (мама Саши получала такие рекомендации), крайне ошибочны и вредны. Потому что, при этом теряется доверие ребёнка взрослому, ребёнок «закрывается», что совершенно недопус­тимо. Кроме того, в этом случае не происходит ритмизации тела, без которой невозможно развитие речевой функции и мышления вообще.

Ещё более вредной рекомендацией (мама Саши её тоже получала) я считаю «холдинг» (от англ. hold «удерживать»). Мама должна удер­живать ребёнка на коленях, смотреть ему в глаза и говорить о своей к нему любви. Протесты ребёнка следовало не замечать и продолжать говорить о любви. Это ребёнку в зрелости, в возрасте «неполного понимания слов», тогда, когда мир познаётся через ощу­щения, телом и эмоциями?! В таком случае ребёнок в ощущениях по­лучает эмоционально ярко окрашенный пример явной нелюбви мамы, явного враждебного её отношения к нему: мама его не слышит и не хочет понимать - значит, не любит.

8. Саша стал больше доверять взрослым, лучше реагировать на со­вместную деятельность. Научился выслушивать рекомендации и пред­ложения взрослых, рассматривать их, соответственно реагируя. Саша стал «подпускать» к себе взрослых.

9. Постепенно мы смогли включать в свои занятия ролевые и пальчи­ковые игры. Таким образом, был открыт путь к дальнейшему развитию.

В заключение хочу подчеркнуть ещё раз: основные подвижки в развитии ребёнка начались благодаря нашим танцам. Овладение рит­мом явилось ключом в решении проблем развития.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал