![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самовыражение
Выше мы уже говорили о том, что когда мы говорим о воспитании или об образовании, полезно помнить — эти процессы идут только при активном участии того, кого воспитывают. Ребёнок - не пустой сосуд (мешок), пассивно ждущий, когда его наполнят. В живой системе все процессы активны, в том числе и восприятие, так как одно из основных свойств биосистемы - само-регуляция: система сама «знает», что она возьмет, что ей нужно в данный, конкретный отрезок времени по законам развития [3, стр. 13-131; 9]. Поэтому невозможно «наполнить» систему чем-либо, затолкать в неё что-то насильно и не сломать её при этом (заставлять ребенка работать без интереса, значит - ломать его; воспитать интерес к определенной, необходимой работе - задача и мастерство педагога). В свою очередь взрослый, обеспечивающий ребенку доброкачественные условия развития, должен позаботиться о формировании и развитии «центров самоуправления» системой «человек». Это значит, что, прежде всего, ребёнок должен развивать способность самовыражения и потом — учиться этим самовыражением управлять, то есть учиться быть самоорганизованным. А взрослый должен не только предоставить, ему соответствующие условия для этого, но и научить его безопасному для себя и других самовыражению. Все контакты системы с окружающим её миром регулируются при наличии «управителя». «Управитель» же действует через функции. Соответствующее развитие функции обеспечивает соответствующую работу какой- либо части системы: органа или системы органов. Работающая часть даёт системе определенное свойство. Таким образом, качество какого-либо свойства системы зависит от качества самого «управителя» и соответствующей функции, и если они не работают, или работают плохо, то и свойства либо вообще не будет, либо оно будет ущербным. Кроме того, орган сам может находиться в различных состояниях, от плохо работающего до хорошо работающего. Само-регуляция. самоорганизация организма возможна только при хорошей работе «управителя», то есть тех мозговых центров, которые обеспечивают самостоятельную активность ребёнка, его активное, свободно организованное самовыражение (задача № 13). Хорошая работа «управителя» в свою очередь зависит от поисковой активности (задача № 14) и заинтересованного внимания (задачи №№ 2, 3, 4, 5, 6). Воспитатели будут работать биологически грамотно, если прежде и наряду с другими мероприятиями будут развивать способности ребенка к самоорганизации и адекватному самовыражению. А это возможно только в самостоятельной деятельности ребенка. От способности ребенка к самоорганизации зависит само-регуляция — важнейшее свойство системы.
|