![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Уже после того, как эта работа с Сашей была завершена, я прочла книгу, написанную Темпл Грэндин, о преодолении ею собственного аутизма ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Уже после того, как эта работа с Сашей была завершена, я прочла книгу, написанную Темпл Грэндин, о преодолении ею собственного аутизма. Характерные для аутичных людей признаки, которые перечисляет Темпл Грэндин, были у Саши. Более того, эта книга помогла мне понять, что в той или иной степени эти признаки встречаются и у других детей, с которыми мне посчастливилось работать. К сожалению, приходится отмечать, что в последнее время дети с подобными признаками встречаются всё чаще. Поэтому, я думаю, будет совсем не лишним привести здесь этот список. • Гиперактивность; агрессия; разрушительное поведение. Большой «голод» в тактильных стимулах при одновременном избегании прикосновений. «Некоторые учёные полагают, что недостаток тактильных стимулов вызывает гиперактивность, вспышки агрессии, аутистическое и разрушительное поведение» [8, стр. 38]. • Неуверенность; почти полное отсутствие инициативы в общении с людьми; несговорчивость; страх перемен; трудности с речью; вопросомания и зацикленность на одной теме; слабость эмоционального контакта с окружающими; неумение устанавливать нормальные человеческие взаимоотношения; ускользающий взгляд (характерный симптом при аутизме). • Заниженное нравственное чувство; желание жевать «козюли» из носа, бумажки и другую дрянь, поднимая это с пола; мочиться в неположенных местах; лепить из кала, как из глины. • Отсутствие ритмичности; проблемы с чувством порядка, правилами, закономерностями («мир - это хаос»); почти невозможно подстроиться под чужой ритм; проблема - одновременно слушать и хлопать ритм. Словом «аутизм» в 1943 году клиницист Каннер обозначил определённый набор симптомов, вычленив их из обширной области неизученных отклонений психофизиологического развития детей. Аутизм связан с определёнными нарушениями созревания мозговых структур. В каждом конкретном случае это могут быть различные нарушения разных участков мозга. По образному высказыванию Темпл Грэндин «нейроны растут не туда». По данным исследований Калифорнийского университета (Лос-Анджелос, США) в семьях аутичных детей черты характера часто наследуются. В последующие годы происходило дальнейшее накопление наблюдений и изучение проблемы аутизма. Первоначальное представление о заболевании существенно дополнилось и изменилось, но то, что эта проблема связана не с психической травмой, а с конкретными нарушениями в созревании мозга, подтвердилось. Поэтому для меня, как педагога и физиолога, было большой радостью фактическое подтверждение влияния занятий различными видами культурной деятельности на психофизиологию развития человека. «Очень немногие аутичные дети оканчивают школу, и совсем уж редко они поступают в колледж. Те же, кому это удаётся, занимаются обычно математикой или программированием, но не психологией» [8, стр. 6]. Темпл Грэндин закончила колледж именно по психологии; стала успешным предпринимателем; окончила высшую школу и защитила докторскую диссертацию. В заключение мне хотелось бы привести слова Темпл Грэндин. подтверждающие это положение: «Много лет спустя, узнав, что моя речь всё ещё отличается от речи обычного человека, я была потрясена. Я не замечала в своём голосе ни спотыкающихся интонаций, ни бесцветности. Возможно, моим родителям следовало бы обратить внимание не столько на психотерапию, сколько на речевую терапию. Быть может, работа с магнитофоном больше, чем копание в глубоких тайнах подсознания, помогла бы мне найти своё место в жизни. Если бы хоть один психолог оставил в покое проблемы моего бессознательного и вместо этого занялся речью!» [8, стр. 105-106]. Литература 1. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — «Наука». М.. 1982. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Лениз-дат. 1992. 3. Брунер Дж. Психология познания. — «Прогресс». М., 1977. 4. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек - в принцы. Екатеринбург. 1998. 5. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. — АО «Сфера», С-Пб., 1994. 6. Гарбузов В. И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология - СОТИС. С-Пб., 1999. 7. Гармаев Анатолий, священник. Психопатический круг в семье. — «Православное братство святого апостола Иоанна Богослова». М.. 2002. 8. Грэндин Темпл, Маргарет М. Скариано Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. - «Центр лечебной педагогики». М.. 1999. 9. Запорожец А. В.. Венгер Л. А., Зинченко В.П.. Рузская А. Г. Восприятие и действие. - «Просвещение», М., 1967. 10. Зсньковский В. В. Психология детства. — «AcademiA». M.. 1996. 11. Концепция информации и биологические системы. Под ред. д. м. н. I урфинкеля — В. С. «Мир», М., 1966. 12. Козлов И.М.. Правдов М.А. Двигательная акгнвность и здоровье детей: Тезисы международной конференции - С.-Птерербург. т.2, 1993. 13. Крупенин А. Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. — «Феникс», Ростов-на-Дону. 1995. 14. Лернер А. Я. Начала кибернетики. — «Наука», М., 1967. 15. Пауль Г. Философские теории прекрасного и научное исследование мозга. — В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И.. Херцбергер Б.. Эпстайна Д. «Мир». М.. 1995. 16. Патцлафф Райнер. Детство умолкает. - «Международное объединение вадь-дорфских детских садов». Одесса, 1999. 17. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. - М.. 1989. 18. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский 10. П. Происхождение духовности. — «Наука», М., 1989. 19. Симонов П. В. Предисловие к русскому изданию. — В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И., Херцбергер Б., Эпстайна Д. «Мир». М., 1995. 20. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — «Наука». М.. 1981. 21. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - ТЦ «Сфера», М., 2003. 22. Стивене Дж. Приручи своих драконов. — «Питер». С-Пб., 1995. 23. Тернер Ф„ Пёппсль Э. Поэзия, мозг и время. — В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера П., Херцбергер Б., Эпстайна Д. «Мир», М.. 1995. 24. Харрпсон Дж., Уайнер Дж.. Гэннер Дж., Барникот Н.. Рейнолдс В. Биология человека. — «Мир». М., 1979. 25. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. — «Просвещение». М.. 1978 26. Эволюция: человек и образование. Материалы конгресса.— Новосибирск. 1996. 27. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. — В кн.. Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И.. Херцбергер Б., Эпстайна Д. «Мир». М.. 1995. СОДЕРЖАНИЕ Введение.........................................................................................................3 Глава I. Предлагаемые обстоятельства....................................................6 1.1. Заключение психиатра......................................................................6 1.2. Предварительные наблюдения.........................................................7 Глава II. Знания, которые помогли мне спланировать работу............8 2.1. Доверие..............................................................................................8 2.2. Интерес...............................................................................................9 2.3. Законы развития..............................................................................10 2.4. Особенности переработки информации в мозгу..........................14 2.5. Среда................................................................................................18 2.6. Потребности.....................................................................................22 2.7. Самовыражение...............................................................................25 2.8. Характеристики зрелости...............................................................26 2.9. Инстинкты........................................................................................27 Глава III. С чего мы начали, и что мы делали......................................29 Глава IV. Результаты.................................................................................34 Заключение.................................................................................................37 Литература..................................................................................................39 Потехина Татьяна Евгеньевна
|